Анна Грачева
Развитие инициативности и самостоятельности в процессе экспериментирования с неживой природой
▼ Скачать + Заказать документы
Современные требования к личности и содержанию профессиональной деятельности педагога, предполагают наличие у него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально – педагогических условиях. Отсюда возникает проблема, как помочь педагогу дошкольного учреждения повысить свое педагогическое мастерство, комфортный психологический климат в работе с детьми и родителями. Именно Федеральные Государственные требования предполагают формирование интегративных качеств дошкольника, основным из которых является познавательная активность. В условиях введения ФГОС ДО, я как педагог, должна создать условия:для развития у детей представлений о физических свойствах окружающего мира; условия для развития познавательной активности и самостоятельности детей в естественнонаучном познании (через проблемные ситуации, совместное обсуждение возникающих вопросов, познавательные игры и др.).
Публикация «Развитие инициативности и самостоятельности в процессе экспериментирования с неживой природой» размещена в разделах
- Неживая природа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Соблюдая требования к психолого – педагогическим условиям, я выбрала метод- экспериментирование. Такая форма проведения учебно-игровых занятий с дошкольниками, способствует созданию атмосферы психологического комфорта и заинтересованности детей, непринужденному общению между детьми и взрослыми. Элементы таинственности и сюрприза выбраны не случайно – их роль очень велика для создания мотивации детских видов деятельности. Важнейшее значение для развития детей имеет практическая деятельность, и особый интерес для них представляет экспериментирование с неживой природой. Которое, позволяет ребенку моделировать картинку мира, обоснованную на собственных наблюдениях при экспериментировании. Ребенок может анализировать, видеть проблему, решать ее, делать выводы, при этом аргументировать их, и понимать причинно - следственные связи и взаимозависимости окружающего мира.
Во время экспериментирования обогащается память ребенка,активизируется мыслительная деятельность, развивается речь. И моя задача создать такие условия, которые способствовали бы (проявлению) развитию, творческой инициативности, самостоятельности, познавательной активности. Моя главная задача - расширить экспериментальное поле ребенка, т. е. обогащать специально предметно - пространственную среду компонентами неживой природы, которой не хватает в естественной среде. Тем самым я создаю систему самостоятельной экспериментальной деятельности детей. Реализуя программу и проведя диагностику в начале учебного года, явыявила, что в блоке «неживая природа» самые слабые ответы (3 уровня) дети дали по разделам «Полезные ископаемые». Дети если и назвали из полезных ископаемых уголь,нефть, то только после вспомогательных и наводящих вопросов. Полезные ископаемые своей местности ребята не называют. На низком уровне оказались ответы о рациональном использовании природных ресурсов. Дети слабо ориентировались на географических картах страны.
Поэтому планируя работу в подготовительной группе, я решила применить опытно-экспериментальную деятельность для формирования познавательного интереса к тому непростому для понимания детей разделу, как «Полезные ископаемые», донести до создания детей, что люди научились добывать и использовать на благо цивилизации природные ресурсы : уголь, нефть, руду, глину, песок, соль. Хочется надеяться, что знания о природных богатствах страны и нашей местности помогут детям в будующем экономно, разумно, ими распорядиться.
Сравнение результатов первичного и вторичного этапов показывают, что применение в обучении опытно –экспериментальной деятельности значительно повышает эффективность усвоения дошкольниками изучаемого материала, происходит расширение кругозора, у детей формируются различныеинтеллектуальные умения: сравнивать, устанавливать причино –следственные связи, обобщать. Поскольку есть необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности, происходит интенсивное развитие речи. Опыты положительно повлияли на эмоциональную сферу детей: у них начало формироваться желание исследовать природные ресурсы, разумно использовать «кладовую природы» в бедующем.
Убеждена что опытно –экспериментальная деятельность является эффективным и необходимым средством для формирования познавательного интереса дошкольников.