Лучший педагог года

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры

Оксана Васильева
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

ребенка вливается живительный поток представлений понятий.

Игра – это искра, зажигающая

огонек пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

Мелкая моторика – это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кистей рук. Сами собой эти движения не развиваются, требуется специальная тренировка. Особенно внимательными нужно быть к тонкой моторике, в том случае, если у ребенка недостаточно развита речь. Уровень развития речи и качество тонкой моторики взаимосвязаны.

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры» размещена в разделах

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться». Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем «Ладушки», «Сорока-ворона» и т. д. И. П. Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал тактильным ощущениям большое значение, поскольку они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление.

Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически - в детском саду, дома, во дворе - с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким и т. п. Главное, чтобы данные занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка ручку и мучить его работой над прописями. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям. Каждая деятельность требует особого рода движений. В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. Я считаю, что для всестороннего развития ребёнка-дошкольника данный вид деятельности имеет большое значение, способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Благодаря ей развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.

На протяжении всего дошкольного возраста, развитие моторики руки играет огромное значение для развития детей.

Актуальность работы. Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. Работа по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей : в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.

Представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. И, поэтому, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Таким образом, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Цель: Совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста.

Задачи:

1. Развивать мелкую моторику, координацию движения кисти руки;

2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр;

3. Упражнять в различении и назывании цвета предметов;

4. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

5. Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка и приобщить их к пальчиковым играм с ребенком в условиях семьи;

6. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы;

7. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Формы работы:

совместная работа с детьми;

индивидуальная работа;

свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы:

Словесный метод;

Наглядно – действенный метод;

Практический метод;

Игровой метод.

Работа с родителями:

Папки - передвижки

Консультации

Совместное изготовление игр

Календарно-тематический план по развитию мелкой моторики средствами дидактических игр

месяц дидактические игры программное содержание

Сентябрь 1. «Молоточек с цветными колышками»

Развивать координацию движения рук и мелкую моторику пальцев.

2. «Жучок

3. «Осьминожка»

4. «Сложи пирамидку» Развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

Октябрь 1. «Шнуровка», «бусы» Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

2. «Прищепки» Способствовать формированию детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Формировать умение детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать её. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры.

3. Веселые упражнения с карандашами Способствовать умению раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук.

4. Игры с сыпучими материалами («сухой бассейн», ищем игрушку, рисуем на крупе) Укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина; воспитание терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

Месяц дидактические игры программное содержание

Ноябрь Оформление буклета для родителей «Для чего нужны пальчиковые игры»

Консультация для родителей: «Игры на развитие мелкой моторики рук» Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей раннего возраста.

1. «С крышками»

Создание пособия для игры с крышками от бутылок Развивать координацию движения рук, способствовать умение детей закручивать и откручивать крышки.

2. «Солнышко», «Цветочки» Развивать координацию движения рук и мелкую моторику пальцев.

3. «Какой мяч больше?» Учить различать предметы по величине и выбирать их по словесному указанию.

4. «Волшебный коврик» Поручение

Развивать координацию движения рук и мелкую моторику пальцев

Учить детей различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.

Декабрь 1. «Башенка из мисочек» Учить детей группировать предметы по величине.

2. «Большие и маленькие» Научить ребенка чередовать предметы по величине.

3. «Волшебная коробочка» Учить детей проталкивать геометрические формы в соответствующие отверстия.

4. «Сложи матрешку» Развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению величины предметов.

Январь 1. «Нанизываем бусы» Научить ребенка чередовать предметы по форме.

2. «Найди половинку» Учить группировать предметы по форме.

3. «Помоги матрешке найти свои игрушки» Закрепить у детей умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.

Месяц дидактические игры программное содержание

4. «Мы художники» Развитие подвижности пальцев рук, точности и силы их движений; развитие художественного вкуса.

Февраль 1. «Чья машинка будет первой» Развитие подвижности пальцев рук, скорости и синхронности их движений.

2. «Полянка» Задачи: Учить группировать предметы по цвету, устанавливать тождества и различать цвета однородных предметов. Учить понимать слова, цвет, «такой», «не такой», «разные». Формировать активные поисковые действия. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

3. «Поставь цветочки в вазочку» «Назови правильно» Задачи: Закреплять умение детей различать предметы по внешнему виду (цвет, величина, форма). Обращать внимание на сенсорную характеристику. Развивать сенсорику, цветовое восприятие. Воспитывать усидчивость и терпеливость в работе.

4. «Украсим бабочку»

«Украсим ёлочку» Закреплять знания о цвете, упражнять в пространстве на ориентировки. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать внимание, усидчивость.

Март 1. «Найди свой домик» Учить различать цвета и использовать название речи. Укрепление и развитие мелкой моторики и зрительно – моторной координации. Воспитывать самостоятельность.

2. «Разложи по коробочкам». Учить, выбирать предметы, ориентируясь на их цвет, действовать в зависимости от этого качества. Развивать активные поисковые действия, элементы экспериментирования и прогнозирования результата. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к игре.

3. «Солнечные лучики» Развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению величины предметов.

4. «Достань игрушку» Развивать у детей координацию рук, мышление и любознательность.

Апрель 1. «Найди солнышко» Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.

2. «Достань игрушку» Развивать у детей координацию рук, мышление и любознательность

3. «Спрячь животных». Продолжать знакомить детей с шестью основными цветами, учить различать их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление. Закреплять знания о животных.

4. «Поможем зайке разложить игрушки». Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал

Май 1. «На каком цветке сидят бабочки?» Учить детей соотноситьпредметы по величине

2. «Подбери колечки по цвету» Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.

3. «С какого дерева листик» Учить детей соотноситьпредметы по величине

4. «Подбери чашки к блюдцам» Учить детей соотносить предметы по цвету

Список используемой литературы:

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду : Пособие для воспитателя д/с. -М. : Просвещение, 1985. – 176с Программа «Детство»

2. Н. Рымчук. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов н/ Д: Владис: М. : РИПОЛ классик, 2008. – 320 с. (Родителям и детям)

3. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб:, Корона-Век, 2007

4. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. - М. : ЭКСМО, 2007.

5. Ткаченко. Т. А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», М. ИздательствоЭКСМО,2010г

6. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры Отчёт по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры». Целью моей работы по самообразованию в 2018-2019.

Фотоотчёт «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования»Фотоотчёт «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования» О том, какая важная роль отведена рисованию с маленькими детьми, уже написано немало научных работ. По мнению ведущих специалистов по раннему.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания.

План по самообразованию на 2018–2019 учебный год «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры» План по самообразованию на 2018-2019 уч. год (Ф. И. О. воспитателя Цыбиногина Н. Н. Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры» Пояснительная записка В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования» Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких.

Презентация на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование.

Презентация: «Отчет по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста через дидактические игры»» Подготовила: Баранова Елена Вячеславовна Мелкая моторика - способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в.

Проект: «Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста через дидактические игры» Проект:«Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста через дидактические игры» для детей второй младшей группы от 3 до 4 лет. Воспитатель:.

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры
Опубликовано: 6 июля 2019 в 16:47
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД