Лучший педагог года

«Развитие навыков социальной коммуникации дошкольников в поликультурной образовательной среде»

Наталья Третяк
«Развитие навыков социальной коммуникации дошкольников в поликультурной образовательной среде»

На Ассамблеи народа Казахстана Президент страны отметил, что важный аспект экономической и социальной модернизации – это развитие триединства языков. Практически все казахстанцы владеют русским языком, это наше общее достояние и богатство. Однако растет значение и роль английского языка. Это открывающееся окно в мир инноваций, технологий и бизнеса».

Публикация «„Развитие навыков социальной коммуникации дошкольников в поликультурной образовательной среде“» размещена в разделах

Будущее нашего многонационального государства – это сегодняшние дошкольники. Их завтрашние личностные и профессиональные компетенции начинают формироваться сегодня. Какими средствами и методами необходимо эффективно сформировать у детей, подростков качества, которые помогут им найти достойное место в обществе, уверенно чувствовать себя в любой профессиональной деятельности, стать личностью, яркой, независимой, – вопрос, который волнует нас.

Необходимым условием успешного вхождения ребенка в современный поликультурный мир является развитие навыков социальной коммуникации через активное применение полилингвальных образовательных программ, начиная с дошкольного возраста.

Одно из важнейших условий успешного языкового развития - организация и обеспечение стабильного функционирования полноценной системы обучения языкам, являющейся составной частью общей культуры общества.

В программных документах Республики Казахстан (статье 93 Конституции Республики Казахстан, Государственной программе развития образования до 2015 года, Законе «О языках в Республике Казахстан») определены стратегические цели и задачи языкового строительства в нашей стране на долгосрочную перспективу, намечены основные направления и механизмы их реализации. Одна из основных задач в нашем детском саду – создание условий для раннего обучения трем языкам – казахскому, русскому и английскому.

На протяжении многих лет идет работа с педагогами, изучающих казахский, русский языки, что позволяет создать языковую среду, в которой и с помощью которой ребенок может социализироваться и самоутвердиться. В целях качественной организации учебно-воспитательного процесса и формирования профессионально компетентного педагога проводится целенаправленная работа по повышению квалификации педагогических кадров, формы которой разнообразны : курсовая переподготовка, участие в теоретических и практических семинарах по обмену лучшим педагогическим опытом, освоению эффективных методик с использованием интерактивных образовательных технологий, проектирование авторских программ в сотрудничестве с городским экспертным Советом по изучению казахского языка и литературы на основе народной педагогики и раннего изучения английского языка.

Сегодня совершенно очевидно, что для полноценной социализации личности в современном обществе необходимо владение несколькими языками, иными словами, полиязычие.

Первые навыки социальной коммуникации дети получают при контакте со сверстниками, и огромную роль в их первичной языковой подготовке играют детские дошкольные организации.

Следующим шагом стала разработка и реализация авторских проектов, направленных на включение дошкольников в деятельность по развитию навыков социальной коммуникации в поликультурной образовательной среде с использованием казахского, русского и английского языков.

В течение 12-и лет в детском саду создавалась модель детского сада с билингвальным и поликультурным компонентами образования.

Комплексный, интегрированный подход обеспечивается через освоение материала посредством взаимосвязи всех видов деятельности – игры, познания, общения, обучения, в которых задействованы все участники педагогического процесса.

Работу по обучению языкам проводят все дошкольные специалисты : воспитатели группы, преподаватель казахского языка, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре. Уделяется внимание поликультурной специфике речевого общения на разных уровнях: в играх на развлечениях, на утренниках, где дети рассказывают стихи, загадки, пословицы, показывают мини-сказки, сценки на казахском, английском языках. Родителям предложен глоссарий «Учите вместе с нами» для общения на 3-х языках, разрабатываются рекомендации по активному погружению детей в пространство языков.

Опыт отслеживался с 2006 года. В результате отмечена положительная динамика в овладении русским, казахским, английским языками. У детей улучшилось произношение, увеличился словарный запас, появилось желание активнее использовать в речевых ситуациях разные языки. У большинства детей сформированы речевые практические навыки и умения в соответствии с возрастом. Дети проявляют активность в речевом взаимодействии со взрослыми.

Опыт, накопленный в поликультурной образовательной среде, насыщенной ситуациями выбора для ребенка и позволяющей полноценно существовать в ней, был успешно представлен на городских, областных и международных конкурсах.

Среди воситанников отмечены:

- 2007г., воспитанница Пинигина Александра, областной конкурс «Балын ша», 3 место;

- 2009г., воспитанник Пинчук Ян, областной конкурс «Балын ша», приз симпатий жюри;

- 2011г., воспитанница Хоритоненко Карина, городской конкурс на знание каз. языка среди детей некоренной национальности, ГранПри;

- 2012г., воспитанница Крашенинина Владислава, городской конкурс на знание каз. языка среди детей некоренной национальности, 1 место;

- 2013г., воспитанницы детского сада предшкольных групп, городской конкурс «Что за прелесть Мини - Мисс», дипломы победителей;

- в 2006-2014гг., воспитанники детского сада стали победителями и дипломантами в областных, республиканских и международных творческих конкурсах и фестивалях «А гершін» г. Алматы, «Казахстан наш общий дом» г. Кокшетау, «Путешествуй с Пони», «Рождественская сказка», «Солнечный круг» г. Омск.

Среди педагогов также есть свои победители:

- 2011г., воспитатель Шумилова Н. С., городской конкурс на знание государственного языка, 1 место;

- 2011г., Городской конкурс занятий с применением ИКТ, 1 место;

- 2012г, воспитатель Богданова А. Ю., городской конкурс «Лучший воспитатель», 1 место;

- 2013г., методист Третяк Н. Ю., областной конкурс «Лучший интернет - ресурс», ГранПри;

- 2013г., воспитатель Берац Е. И., областной конкурс «здык педагог 2013», 3 место;

- 2014г., методист Третяк Н. Ю., областной конкурс «здык методист 2014», 3 место;

- 2014г., психолог Мишина Е. А., городской конкурс «Психолог 2014», 1 место.

В Детском саду «Буратино» созданы все условия для реализации этнолингвистических и культурных потребностей социума. Уникальны возможности кабинета казахского языка, где все пространство способствует приобщению детей и взрослых к успешному усвоению языковых навыков. Кабинет дает возможность не только изучать язык, но и знакомиться с бытом, обычаями казахского народа. Мини-экспозиции «Юрта – дом, и все, что в нем», «Ювелирные украшения», «Декоративно-прикладное искусство», позволяют расширить словарный запас детей, рождают чувство гордости за свой народ. Пространственная среда способствует приобщению детей и взрослых к духовному богатству казахского народа. На поликультурное развитие ребенка, решение нравственно-духовных задач направлено программное обеспечение учреждения: авторские программы «Тіл халы азынасы. Балаларды аыл – ойын дамыту, тілін ширату шін сабатарда жмбатары олдануы», «Халы педагогикасы арылы балаларды аза тілі сабаында рухани – танымдылыа, патриоттыа трбиелеу».

Курс «Самопознание» - это принципиально новый подход в развитии языка через нравственные позиции. Дети стали коммуникабельней, чаще стали проявляться отношения добра, справедливости и толерантности.

Ребенок с раннего возраста может использовать слова нескольких языков. На его слуховые и зрительные ощущения действуют одновременно несколько словесных раздражителей, обозначающих один и тот же предмет. Тем самым воспитатели групп обогащают словарный запас малыша в три раза больше, нежели общаясь с ним на одном языке.

Максимально используется возможность демонстрационного обеспечения языковой среды : везде, где может зацепиться любопытный взгляд ребенка или внимательный – взрослого, он увидит слова или целые фразы на разных языках.

Опыт обучения дошкольников раннего возраста казахскому, русскому языкам, привел к следующим результатам: к 6 годам дошкольники детского сада имеют большой словарный запас, могут отвечать на вопросы, составляют простые предложения, используют пословицы, поговорки, отгадывают загадки, ежегодно много детей выпускается в школу с казахским языком обучения, в гимназии с усиленным изучением русского, английского языка.

Вся работа по реализации «Закона о языках», «Программы функционирования и развития языков» ведется под знаком единства и преемственности поколений. Наши выпускники, учась в школе, являются победителями городских, областных олимпиад, конкурсов, научных проектов. Это гордость нашего детского сада, доказывающая своевременность и актуальность современной языковой политики Казахстана, выдвигающей «разумную трансформацию языковой культуры на основе равноправного использования трех языков: государственного, межнационального и международного общения» и позволяющей нам осуществлять постепенное вхождение в мобильный мегакультурный мир.

Публикации по теме:

«Язык — живая душа народа»«Язык — живая душа народа» Ежегодно 22 сентября вся наша большая страна отмечает праздник посвящённый «Дню языков народов Казахстана» и мы в нашем детском саду№22.

Лото «Что мы знаем о Казахстане»Лото «Что мы знаем о Казахстане» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Развитие навыков социальной коммуникации дошкольников в поликультурной образовательной среде»
Опубликовано: 30 января 2015 в 12:40
+49Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 27.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД