Приложение МААМ

Конспект занятия по развитию навыков эффективной коммуникации как фактора профессиональной компетентности педагога ДОУ

Екатерина Дьякова
Конспект занятия по развитию навыков эффективной коммуникации как фактора профессиональной компетентности педагога ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие навыков эффективной коммуникации как фактора профессиональной компетентности педагога ДОУ»

Цель: познакомить педагогов с основными теоретическими подходами по проблеме развития навыков эффективной коммуникации.

Задачи:

-отработать навыки презентации, эффективного владения навыками вербальной и невербальной коммуникации;

-выявить мотивацию и готовность каждого из участников к продуктивной совместной работе, поддержать Я-концепцию участников;

Публикация «Конспект занятия по развитию навыков эффективной коммуникации как фактора профессиональной компетентности педагога ДОУ» размещена в разделах

-способствовать осознанию участниками собственных возможностей, а также динамики процесса изменений.

Оборудование: демонстрационные таблицы с силуэтными изображениями дерева для упражнения «Дерево цели», мольберты, цветные стикеры, мяч, карандаши, листы бумаги, музыкальный центр, фонограммы, маркеры.

Пакеты с материалом для педагогов : мини-словарик с основными понятиями, тест «Коммуникабельны ли Вы, памятка по эффективному общению.

Примечание: данный мастер-класс был проведен для педагогов, которые являются представителями из разных дошкольных образовательных учреждений города.

Ход мероприятия:

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать Вас в нашем зале. И нашу встречу мне хотелось бы начать со следующего высказывания: «Если вы просто общаетесь, вы можете получить результаты.

Но если вы общаетесь с умом, вы можете творить чудеса» (Джим Рон)

Ведущий. Вашему вниманию предлагается программа мастер-класса «Развитие навыков эффективной коммуникации как фактора профессиональной компетентности педагога ДОУ».

Ведущий. Исследование педагогической и психологической литературы выявили, что большая часть рабочего дня педагога (66,2%) протекает в обстановке ситуации общения (с детьми, родителями, сотрудниками, представителями администрации, поэтому сейчас представляется наиболее значимой проблема развития коммуникативной компетентности как профессиональной ценности современного педагога. Современный педагог должен владеть наукой деловых отношений, уметь вести переговоры, давать интервью, проводить собеседования и презентации, то есть быть хорошим коммуникатором.

Успех в любом деле зависит на 20% от профессиональной подготовленности и на 80% от общей коммуникативной компетенции. От того, насколько грамотно мы общаемся с окружающими, насколько правильно доносим свои мысли и аргументируем свою позицию, насколько чувствуем себя уверенно, зависит успех каждого из нас в любом начинании и деле.

Рассмотрим основные понятия (с опорой на словарик).

Профессиональная компетентность - это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определенный класс профессиональных задач.

Компетентность коммуникативная — способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми. Эффективность – относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обеспечившим его получение.

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией, интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

Чтобы определиться и проиллюстрировать цель нашего мероприятия и ожиданий от мастер-класса, я предлагаю Вам выполнить коммуникативное упражнение «Дерево цели».

На двух мольбертах изображено дерево цели. Нарисованное дерево выступает символической шкалой ваших достижений (развитие коммуникативных умений). Корни – это точка отсчета, минимальное проявление качеств и умений, а крона – максимальный уровень проявления реальных или возможных умений. Я предлагаю Вам выбрать стикер любого цвета, написать свое имя и прикрепить на изображение дерева в том месте, где Вы сейчас, по Вашему мнению, находитесь на этой шкале. (педагоги оценивают свой уровень представлений по теме)

Сегодня мы с Вами постараемся практически проиграть ряд коммуникативных упражнений, направленных на развитие основных навыков эффективной коммуникации. Проанализируем результаты и объясним возможности их использования в практической деятельности с детьми и со взрослыми.

Упражнение «Моя яблонька»

Цель: Формирование умения обозначить свою индивидуальность; формирование умения выделять и анализировать свои характерные черты; формирование восприятия своих личностных черт; формирование умения посмотреть на себя со стороны; расширение знаний друг о друге; поднятие самооценки.

Инструкция: «По различным легендам яблоня – это символ любви, жизни, бессмертия, помощница в трудных ситуациях, целительница и волшебница, способная наделить необходимыми качествами.

Я предлагаю вам «вырастить» свою яблоньку. Это будет волшебная яблоня, которая поможет вам выделить в себе главное, рассказать о себе, узнать о другом, а если вы ее сохраните, то она может стать вашим талисманом или вашей опорой в трудную минуту.

Итак, у вас у каждого есть бланк со схематичным изображением дерева. Как вы видите, оно состоит из 5 уровней веток. Ваша задача разместить на вашем дереве яблоки. Определите для себя, по сколько яблок будет у вас на каждом уровне. Так же определитесь с размером и цветом яблок. Яблоки вы можете либо рисовать фломастерами, либо вырезать их из цветной бумаги и наклеивать клеем. На все у вас есть 10 минут.

5. достижение

4. способности и умения

3. социальное окружение

2. психологический портрет

1. имя

Готово? Отлично! Теперь второй этап нашего упражнения. Так как наша яблоня волшебная и обязательно должна приносить пользу, то мы должны наделить каждое яблоко пользительной силой. На каждом уровне веток, яблоки отвечают за свое. Посмотрите, сколько яблок у вас на каждом уровне и постарайтесь сделать следующее. Итак, начиная снизу:

1. уровень – это ваше имя. Впишите в каждое яблочко производное от своего имени имя, то, как вас называют родные и знакомые, как вам хочется, чтобы вас называли.

2. уровень – это ваши черты характера. Впишите в каждое яблочко по одной черте характера. Каким вы себе видитесь. Какой вы?

3. уровень – это ваше социальное окружение. Впишите в каждое яблочко по одному человеку, который вам наиболее дорог.

4. уровень – это ваши умения и способности. Впишите в каждое яблочко то, чем любите больше всего заниматься, что вы умеете делать лучше всего.

5. уровень – это ваши достижения. Подумайте, вспомните и впишите в яблоки на этом уровни ваши самые важные достижения.

Давайте теперь расскажем про свои яблоньки. Кто хочет начать?.

Во время рассказов участники могут задавать друг другу вопросы, что-то уточнять.

После выступлений можно обсудить, чем понравилось или не понравилось упражнение, что чувствовали во время выполнения упражнения, какие выводы для себя сделали.

Вы можете сохранить для себя ваши деревца. Когда вам вдруг начнется казаться, что жизнь какая-то не такая, то вы можете посмотреть на свое деревце и увидеть, что вашу жизнь наполняет множество составляющих и в ней есть место для развития.

Если вам вдруг покажется, что имя у вас дурацкое, и вы однотипный, то взгляните на дерево и назовите себя по всякому – вы разный, интересный с красивым многогранным именем.

Если вдруг вам начинает казаться, что у вас плохих качеств больше, чем хороших или слабость характера превосходит силу, то посмотрите на дерево и вы увидите, что сила духа у вас огромная, твердость есть и доброта с мягкостью в норме.

Если вам, вдруг, начнет казаться, что вы одиноки – посмотрите на дерево – разве вы один? Вспомните о тех людях, которые вас окружают.

Когда вам станет скучно и вы решите, что ни на что не способны и вам нечем заняться, вспомните о ваших умениях и способностях, о том, что вы лучше всего делаете и займитесь этим. Или посмотрите на свободные яблочки на этом уровне и придумайте новое дело.

Стать более уверенным, вам поможет воспоминание о своих достижениях – раз вы смогли это, то сможете и еще больше.

Можно попросить участников разместить свои деревца на ватмане - посмотреть, кто как себя позиционирует.

Ведущий. Упражнение «Крокодил» направлено на умение слушать и слышать партнера по общению. Каждая команда должна придумать слово – имя существительное в единственном числе (не имя собственное) – вызвать игрока из другой команды и передать ему загаданное слово. Получив слово, игрок встает между командами и передает это слово жестами. Нельзя при этом указывать на людей или предметы Команда имеет право задавать уточняющие вопросы, на которые мимикой можно ответить «да» или «нет» (после выполнения проводится краткое обсуждение)

«Мотивация» - игра на развитие навыков взаимодействия. Мы будем его выполнять в два этапа. На первом этапе я предлагаю каждому из Вас нарисовать следующую схему: в середине листа нарисуйте квадрат и впишите в него такие особенности вашей личности, которые вам кажутся важными для работы в этой команде. Вокруг квадрата напишите те личностные качества, которые вы не можете использовать в профессиональной деятельности, потому что, с вашей точки зрения, они не нужны и, более того, являются даже неуместными (под фоновую музыку участники выполняют задание). А сейчас в подгруппах с учетом Ваших индивидуальных схем составьте общую схему, которую затем необходимо будет представить ( обсуждение представленных схем строится вокруг двух центральных вопросов: какими личностными проявлениями надо пожертвовать во время работы? Какие свойства личности все же можно интегрировать в профессиональную жизнь)

Ведущий. Умение выделять положительные качества собеседника очень значимо для эффективности общения.

В этом нам поможет упражнение «Чемодан». Предлагаю одному из участников временно выйти из зала. Задача остальных - собирать ему в дорогу «Чемодан», складывая положительные качества, которые ему помогут, чтобы его жизнь стала лучше (под фоновую музыку составляется «чемодан»). Затем «отъезжающему» передается и зачитывается весь список. (после выполнения упражнения проводится краткий анализ).

Следующее упражнение называется «Аллитерация имени». Участникам предлагается по очереди называть свое имя с каким-либо прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя. Таким образом, каждый следующий должен назвать предыдущих, затем себя. Значит, каждый следующий должен будет называть все больше имен с прилагательными (после выполнения упражнения проводится краткий анализ).

Упражнение «Комплименты» направлено на рефлексию. Предлагается всем встать в круг. Стоя в кругу, нужно перекинуть мяч любому участнику и сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент другому участнику, упражнение проводится по кругу (после выполнения упражнения проводится краткий анализ).

Ведущий. В педагогической работе значимость общения многогранна, что хорошо ощущает педагог. Взаимодействие с детьми в ходе обучения, организация учащихся на выполнение коллективных дел, формирование взаимоотношений членов коллектива, обеспечение благоприятного микроклимата – вот далеко не полный перечень тех вопросов, решать которые помогает общение.

В своей профессиональной деятельности можно воспользоваться рекомендациями следующих авторов: Дэвида Льюиса «Язык эффективного общения», Н. Н. Ежовой «Научитесь общаться», М. Кипнис «Тренинг коммуникации». На основе рекомендаций данных пособий Вам в пакеты документов каждому предложена памятка по эффективному общению.

Ведущий. Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам снова обратить внимание на наше дерево цели. И выбрать стикер любого цвета, написать свое имя и прикрепить на изображение дерева в том месте, где Вы сейчас, по Вашему мнению, находитесь на этой шкале и стрелкой прочертить направление перемещения уровня своих возможностей (педагоги вновь оценивают свой уровень представлений по теме).

Ведущий. Способность четко, уверенно и убедительно излагать свои мысли – это искусство, научиться которому может каждый. Совершенство же достигается только практикой. Освоив необходимые для эффективного общения навыки и обретя уверенность в себе, вы обеспечите успех своей карьеры и никогда не окажетесь в ситуации, когда вам не будет хватать слов!

Уважаемые коллеги, Вам предложен тест «Коммуникабельны ли Вы, в свободное время Вам можете самостоятельно проанализировать свои навыки (пакет с материалами).

И помните – мастерами общения не рождаются, ими становятся!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Конспект занятия педагога-психолога развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшей группы на тему «Знакомство»Конспект занятия педагога-психолога развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшей группы на тему «Знакомство» Конспект проведенного занятия педагога-психолога развитию социально - коммуникативных навыков у детей младшей группы 3-4 лет на тему «Знакомство».

Конспект занятия по развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ «Транспорт. Предлоги У — В» смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Ново-Никольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Конспект.

Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.

Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога»Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.

Консультация «О курсовой подготовке и профессиональной переподготовке педагога» Современный педагогический работник дошкольной образовательной организации постоянно совершенствует свои профессиональные качества и компетенции.

Мастер-класс для педагогов и психологов «Стратегии эффективной коммуникации в конфликтах»Мастер-класс для педагогов и психологов «Стратегии эффективной коммуникации в конфликтах» 8 февраля в нашей школе был проведен семинар «Роль психолого-педагогического сопровождения в развитии коммуникативной сферы обучающихся.

Портфолио воспитателя как средство мониторинга его профессиональной компетентностиПортфолио воспитателя как средство мониторинга его профессиональной компетентности Портфолио воспитателя, как средство мониторинга его профессиональной компетентности Сегодня в условиях модернизации образования, повышения.

Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагога Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагогического работника, аттестуемого.

Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО Тема: «Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО» Приоритетным направлением в своей работе считаю.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию навыков эффективной коммуникации как фактора профессиональной компетентности педагога ДОУ
Опубликовано: 15 октября 2021 в 11:27
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию навыков эффективной коммуникации как фактора профессиональной компетентности педагога ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Дьякова (УИ 1826892) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД