Папки-передвижки

Развитие поисково-познавательных способностей с использованием моделирования

Лилия Гладковская
Развитие поисково-познавательных способностей с использованием моделирования

Развитие поисково - познавательной деятельности с использованием моделирования.

Развитие — это сложный процесс движения от простого к сложному; от несовершенного к совершенному; движение по восходящей траектории от старого качественного состояния к новому

(И. П. Подласый).

В ФГОС ДО используются три термина : «познавательное

развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».

Публикация «Развитие поисково-познавательных способностей с использованием моделирования» размещена в разделах

Познавательное развитие – это совокупность количественных и

качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Познавательные интересы – это стремление ребенка познавать новое,

выяснять непонятное, о качествах, свойствах предметов, явлений

действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними

связи и отношения.

Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знания, умения и навыки. При этом

развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная

потребность использовать разные способы действия для накопления,

расширения знаний и кругозора.

Федеральный государственный стандарт ДО считает, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования и определяет следующие задачи познавательного развития :

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Проанализировав программу Вераксы «от рождения до школы», я обнаружила, что детям дается много сведений об окружающем мире, но больше в информационной форме. Как следствие, дети затрудняются самостоятельно ставить познавательные задачи, организовать поисковую деятельность, устанавливать причинно-следственные связи.

Выяснив эти проблемы, я изучила программы таких авторов, как «Живая экология» А. И. Ивановой, «Наш дом - природа» Н. А. Рыжова, «Юный эколог» С. Н. Николаевой, а также Рабочую программу «Развитие познавательно – исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования в лаборатории «Почемучка»» разработанную творческой группой детского сада №9 (II - корпус)

Все эти авторы акцентируют внимание на вопросах ознакомления детей с взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экспериментами. Они отмечают, что в этом направлении огромную роль играет поисково - исследовательская деятельность. Именно исследовательское поведение и создает условия для того что бы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Это и подтолкнуло меня начать работу в данном направлении

Подробнее изучив ТРИЗ – технологию взяла за основу дидактическое пособие «Познавайкин мир» а именно работу с именами признаков, схемами и моделями.

Поставив перед собой цель:

Формирование у ребенка интереса к познавательной деятельности, способности творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере окружающего мира.

Определила следующие задачи:

• формирование познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Развивать мыслительные операции, умение делать простейшие выводы

• Учить объяснять наблюдаемое, фиксировать результаты доступными методами.

Развивать умение структурировать текст – уметь последовательно и точно строить рассказ на материале проведенного опыта эксперимента.

Развивать связную речь учить выражать свои чувства мысли и желания.

Работу проводила в 4 этапа

1- этап - Подготовительный

2 - этап - Основной

3 - этап - Заключительный

Организационным этапом моей работы являлось изучение программ и методических разработок разных авторов.

На втором этапе подготовительном я ввела пособие познавайкин мир целью которого является - формирование у детей способности самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых имен признаков. Способствовать осознанному отношению ребенка к перспективному действию как основы чувственного познания мира. К данному пособию прилагаются технологические карты работы с именами признаков.

(Имена признаков объектов, представленные в технологических картах: влажность, температура, рельеф, звук, запах, цвет, вкус, вес, действие, направление, материал, время, место, часть, размер, количество, форма.)

Данная технология обеспечивает процесс познания объектов органами чувств у человека сводится к выявлению признаков объектов. Для формирования у ребенка осознанного отношения к персептивным действиям необходимо разделить понятия «имя признака» и «значение имени признака». Имя признака – обобщающее слово, название признака: влажность, форма, цвет, размер и др. Значения этих имен признаков чрезвычайно многообразны и могут быть: мокрый - сухой, круглый - квадратный, красный - белый, большой - маленький и др.

Значения признаков человек воспринимает анализаторами, когда как имена признаков являются обобщающими словами и анализаторами не воспринимаются. Например: зеленый – мы воспринимаем зрением, а имя признака «цвет» - понимаем в качестве обобщающего слово и не воспринимаем зрением.

Традиционно детей дошкольного возраста сначала обучали различению значений имен признаков, а обобщающее слово (имя признака) предполагалось, что сформируется само по себе.

В данной технологии имя признака первостепенно, а значения этого признака набираются детьми в качестве многообразия вариантов определенного имени признака.

Основные этапы ознакомления с именами признаков – это

• Создание условий для сосредоточения ребенка на определенном имени признака. Осуществляется длительный поиск значений этого признака. Используются в речевых оборотах «объект», «имя признака», «значение имени признака».

Например: ознакомление с именем признака «влажность». Воспитатель предлагает детям поискать имя признака «влажность» и увлеченно «ищет» значения признака «влажность» в ближайшем окружении длительное время вместе с детьми.

• Проверка степени понимания детьми различий «имя признака» и «значение имени признака» в конкретных ситуациях. Уточнение того, какой помощник (анализатор) дает умной голове информацию.

Например: ознакомление с именем признака «влажность». Руки ощущают сухую ткань, из-за этого умная голова понимает, что полотенце по влажности сухое.

• Затем на глазах у детей изображается схема данного имени признака. Воспитатель предлагает «разгадать» вопрос, который задает эта схема (значок) к объекту.

Например: ознакомление с именем признака «влажность». Изображается капля (или какой-либо другой значок) и формулируется от имени этого значка вопрос: «Какой объект по влажности?». Глядя на значок, дети сами задают вопрос к любому выбранному объекту.

• Постепенно дети самостоятельно используют значок для выяснения данного признака в окружающем мире. Значки имен признаков находятся на универсальном пособии. По мере запоминания в старшем дошкольном возрасте значки становятся ненужными и убираются педагогом. Дети понимают, что данный признак есть у всех объектов окружающего мира и можно его исследовать помощниками умной головы.

На третьем этапе своей работы мы я начала вводить модели

Вначале работы организовываю обсуждение некоторых правил.

Создаю ситуацию, в которой детям предстоит научить персонажа (Кузю, забывшего, как и что писать. Предлагаю вспомнить и пояснить все, что они знают и помнят о символах и знаках ( активизация и уточнение приобретенного ранее опыта: «Где видели? Для чего используются? Какие знаки и символы бывают? Можно ли создавать их самим?»

В совместном обсуждении и при рассматривании конкретных символов и знаков направляю внимание детей на то, что знаки могут обозначать разную информацию: рассказывать о внешних свойствах предметов, предписывать поведение, подсказывать направление, описывать последовательность событий или необходимых действий.

Детям предлагаю представить, что можно использовать в качестве заместителей (символов, знаков). Далее показываю графическое изображение и предлагаю детям догадаться, что оно обозначает. В процессе обсуждения подвожу детей к тому, что необходимо знать значение символов и знаков, используемых в моделях. В ходе рассматривания символов уточняю, что они должны быть удобны для восприятия (легко понять, прочитать) и воссоздания (легко рисовать).

Кроме того часто использую эксперименты с объектами. Большой интерес у детей вызывают действия с цветными льдинками. Можно показать детям цветные льдинки и попросить подумать, как они сделаны. Вместе с детьми размешать краску в воде, залить воду в формочки, опустить в них веревочки и вынести на улицу. Во время прогулки дети следят за процессом замерзания. Затем дети вынимают льдинки из формочек и украшают ими участок.

У старших дошкольников сама модель стимулирует экспериментирование с познаваемым объектом. В ходе игр – экспериментов создается ситуация, которую ребенок решает посредствам проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении, развивает умение соотносить в модели реальные объекты и их условные изображения (установление связи «обозначаемое — обозначающее»).

Например, игра-эксперимент «Что замерзает, а что нет» помогает выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей. Дети рассматривают жидкости, определяют различия и общие свойства жидкостей (текучесть, способность принимать форму сосудов). Затем заливают соленый раствор, растительное масло, молоко и обычную воду в формочки, ставят на длительное время в холод. Затем вносят формочки, рассматривают, определяют, какие жидкости замерзли, а какие — нет. Дети делают вывод: одни жидкости замерзают быстрее, другие медленнее; устанавливают зависимость температуры замерзания жидкости от ее плотности.

Обучение детей моделированию осуществляется легче, когда ознакомление начинается с применения готовых моделей, а затем подводят детей к самостоятельному обозначению свойства символами.

Игра-эксперимент «Цветные капельки» : капанье из пипетки в баночки с водой жидкой краски различной густоты и насыщенности и наблюдение за «путешествием» капельки.

Занимательные игры - опыты и игры - эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению познавательной активности «Назови глину», «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробка с секретом» и др.

Становится очевидным, что в данной деятельности ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

На последнем завершающем этапе учим ребенка фиксировать результаты опытов в детских рисунках, в календаре экспериментов при помощи схем, освещать в сюжетно - ролевой игре «Телевидение» в разделе «Интересное сегодня». Тем самым побуждая детей описывать свои действия и делать простейшие выводы.

Таким образом, исходя из всего выше написанного можно сделать следующие выводы: использование моделирования в развитии поисково - познавательной деятельности дошкольников дает ощутимые положительные результаты, а именно:

- позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;

- улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления;

- повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира;

- Развивать умение структурировать текст – уметь последовательно и точно строить рассказ на материале проведенного опыта эксперимента.

Все вышеперечисленное становится возможным прежде всего потому, что метод моделирования как нельзя лучше соответствует особенностям умственного развития дошкольника, и прежде всего наглядно-образному характеру его мышления.

Все формы использования моделирования, а именно: предметное моделирование, предметно-схематическое моделирование, новый, перспективный метод моделирования дают положительные результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность детей.

Моделирование является одним из наиболее перспективных методов реализации умственного воспитания, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников»Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников» Мастер-класс для родителей старшей группы Тема: «Использование конструктора ТИКО для развития познавательных способностей дошкольников».

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Дидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возраста Сорокина Анжела День медведя на МААМПредлагаю родителям и коллегам в условиях самоизоляции изготовить простую и увлекательную игру про.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

Конспект НОД по развитию познавательных способностей в речевой деятельности для старшей группы «Путешествие в осенний лес» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский/сад с. Звонарёвка Марксовский район Саратовская область Конспект НОД по.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Развитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехникуРазвитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехнику На сегодняшний день развитие познавательных способностей, познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природойРазвитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой Обмен опытом. Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой осенью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие поисково-познавательных способностей с использованием моделирования
Опубликовано: 7 ноября 2021 в 20:38
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД