Лучший педагог года

Развитие познавательной активности детей средней группы при ознакомлении с окружающим миром

Людмила Клочкова
Развитие познавательной активности детей средней группы при ознакомлении с окружающим миром

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)»

Основной текст.

Публикация «Развитие познавательной активности детей средней группы при ознакомлении с окружающим миром» размещена в разделах

Основная задача по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности. Это достигается лишь в том случае, когда дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определённую целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области. При этом, считаю необходимым учитывать точку зрения одного из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников Н. Н. Поддьякова, который подчёркивал, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания. Ознакомление с окружающим происходит не только на занятиях, но и во время игры, в процессе трудовой деятельности, во время прогулки. Во всех этих видах деятельности идёт процесс углубления и систематизации знаний об окружающей действительности. В своей книге «Фундаментальные законы образования» А. А. Тюков сформулировал понятие «образование», как состоящее из трёх направлений развития дошкольников : воспитание, обучение, духовест (духовное воспитание). Каждому из трёх направлений дано определение. Воспитание – это деятельность по созданию пространства для гармоничного развития личности (воспитания свободы, самостоятельности, ответственности). Обучение – это деятельность по передаче новому поколению исторически выработанных и культурно фиксированных способов деятельности. Духовное воспитание – это диалог учителя с учеником, целью которого является формирование широкого плюралистического сознания, способного устремлять к поиску добра, правды и красоты. Эти положения вполне подходят к современным требованиям развития дошкольников. Поэтому большое внимание я уделяю организации свободного педагогического пространства. Игровая зона необходима для эмоционального благополучия детей, самовыражения, самоутверждения, общения со сверстниками, закрепления пройденного материала в разных видах игровой деятельности (в дидактических играх, сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных, народных). Ознакомление с окружающим миром предполагает : - развитие познавательно – исследовательской деятельности; -ознакомление с предметным окружением; -ознакомление с социальным миром; -ознакомление с миром природы. Чтобы вызвать интерес и активную деятельность детей, материалы и оборудование создают оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся развивающую педагогическую среду. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Центр познавательно-исследовательской деятельности регулярно пополняется материалом для экспериментирования (бросовый и природный, настольные конструкторы, предметы из разных фактур материалов, в том числе песок, вода, глина, земля, песочница с мелкими предметами для песочных игр, магниты, цветные стёклышки). Развитие экспериментальной деятельности предполагает решение следующих задач: -формирование диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; -развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, моделей, условных заместителей); -расширение способов развития поисково-познавательной деятельности путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; -поддержание инициативы, самостоятельности, пытливости, сообразительности. Дидактические игры способствуют развитию собственной активности ребёнка и активности, стимулируемой взрослым. Знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, становятся достоянием самого ребёнка, и он воспринимает их и использует, как свои собственные, получая полную свободу деятельности. Для развития интереса и побуждения детей к активным игровым действиям я сделала подборку дидактических игр, в том числе изготовленных своими руками, которые отвечают следующим требованиям: - побуждают детей выполнять ряд последовательных действий в соответствии с моделями и алгоритмами; -развивают умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями; -устанавливают причинно-следственные связи между строением предмета и способом его употребления. Например: «С утра до вечера», «Профессии», «Кому что нужно?», «Инструменты», «Часть и целое», «Разбилась посуда», «Служу России», «Транспорт», «Прогулки по городу», «Узнай и назови здание», «Символы города», «Укрась сарафан дымковской или городецкой росписью, используя элементы», «Составь городецкий узор», «Укрась орнаментом посуду», «От лаптя до туфельки», «Народы России»; «Найди пару старинному предмету»; «Ботаническое лото», «Фрукты-овощи», «Животный мир», «Чьи вы детки, с чьей вы ветки?», «Части растения», «Развитие (цветы, рыбы, лягушка, насекомые, птицы, человек)», «Где растёт цветок?», «Собери лукошко», «Зимующие или перелётные?», «Подбери клюв птичке», «Из какого водоёма рыбка?», «Насекомые»; «Четыре сезона», «Сезонные приметы», «Живое-не живое»; Игры с использованием моделей: «Магазин» с алгоритмом описания качеств предмета, «Отгадай задуманное слово» с моделью мира рукотворного, живого и неживой природы, «Чей домик?» с моделью описания свойств предмета или живого объекта, и т. д.

Организовывая сюжетно-ролевые игры, мы в игровой форме закрепляем знания о профессиях и окружающей действительности, а игра, как известно, добровольное и самостоятельное действие, способствующее развитию воображения, творчества и свободы.

Картотека народных игр по семинарам Анны Борисовны Тепловой приобщает детей к историческому культурному наследию России с положительной установкой, развивая у детей инициативу, самостоятельность и уверенность в себе. Это такие игры, как «Шла коза по лесу», «Я-змея», «Чижик», «Краски», «Ворон», «Кочан капусты», «У дядюшки Трифона», «Тетёра», «Лучинка», «Летят птички», «Лётал, лётал Воробей», «Мак маковистый», «Почта», «Раз, два-правая рука», «Фруктовая корзина» и др. В играх, детском фольклоре содержатся пласты различной древности, приобщаясь к которым, ребёнок вступает в зону передачи культурного наследия. Народная игра – это особая форма совместной жизнедеятельности ребёнка и взрослого. В ней ребёнок оказывается и самостоятельным, и тесно связанным с миром других, с социальным миром взрослых. Игра всегда социально ориентирована, она всегда для другого и в другого, нацелена на дальнюю перспективу, открывающую мир образов и значений человеческой жизни, даёт способы познания окружающей действительности. В книжном уголке подобраны книги по возрасту детей по различной тематике с красочными иллюстрациями, иллюстрации к русским потешкам и сказкам Юрия Васнецова, иллюстрации к русским народным сказкам Льва Токмакова и Евгения Рачёва, книги с иллюстрациями Евгения Чарушина, подборка картин разных художников с натюрмортом, портретной живописью и пейзажем по сезонам, энциклопедии, музыкальные и интерактивные книги. Занятия в книжном уголке развивают любознательность, наблюдательность, воображение. При ознакомлении детей с предметным миром мы знакомим их с признаками предметов, учим объединять предметы по общему существенному признаку, группировать предметы по назначению; расширяем представления детей о целесообразности создания предметов быта и истории их создания; побуждаем детей находить связь между назначением предмета и его строением, назначением и материалом; устанавливать причинно-следственную связь между предметом и его пользой (например, кресло-более удобная для отдыха мебель, чем стул). Эта работа проводится в форме игр-занятий, игр-экспериментов (например, «Узнай о себе, воздушный шарик», «Удивительное стекло», «Что умеет дерево?», интегрированных занятий, например, знакомимся со стеклом при знакомстве с объёмом, или знакомим с глиной и деревом в процессе освоения народных промыслов «Дымка» и «Городец». Это занятия-действия, поэтому, не могут оставить в стороне никого из детей. Так же активизируют речь, внимание и мыслительную деятельность детей дидактические игры в организованной и самостоятельной деятельности с использованием моделей (например, «Отгадай задуманное слово», «Чей домик?», алгоритмические игры (например, «Мои друзья: я-стол, мои друзья сделаны из дерева», «Реклама», «Путаница», игры-путешествия (например, «Путешествие в прошлое предмета», «Чем был, чем стал»). Такая форма занятий помогает активизировать и занять свободную позицию нерешительных и стеснительных детишек. При знакомстве с социальным окружением я использую следующие методы: познавательные беседы, рассказ воспитателя, наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций, чтение художественных произведений, использование магнитной доски, создание специальных ситуаций, включение игровых и сюрпризных моментов. В средней группе мы знакомимся с такими темами: «Моя семья», «Моя улица», «Общественный транспорт», «Профессии», «Мой любимый детский сад», «День Матери», «Мой город», «Страна-Россия», «День защитника, Отечества», «Женский день 8 Марта». Кроме того, приоритетным направлением в моей работе является тема «Ознакомление детей с историческим прошлым и русским народным творчеством, включая народные промыслы «Дымка и «Городец». Для вхождения в тему я использовала уголок «Русская изба», панорамные иллюстрации «Утварь русской избы», «Подворье (хозяйственные постройки», загадки о предметах быта и кухонной утвари, потешки, песенки-прибаутки, сказки, мультимедийные презентации о народных промыслах, народные игры, дидактические игры : «Ремёсла Киевской Руси», «Славянская семья», «Русский сувенир», «Составь узор», «Старинный русский костюм» и др., с помощью родителей создала мини-музей «Предметы русской старины», проводила досуг «Городецкая ярмарка» и мастер-классы с родителями «По мотивам народных промыслов». Свои впечатления дети отражали в продуктивной деятельности. Народное искусство, как часть материальной культуры, обладает непреходящей нравственной, эстетической, познавательной ценностью, аккумулируя в себе исторический опыт многих поколений и имеет колоссальное значение для развития личности. Е. А. Флерина одна из первых выступала за активное использование народного искусства для развития детского творчества, считая, что в процессе приобщения к нему дети приобретают навыки и умения, необходимые для создания оригинальных произведений, в том числе декоративных узоров. Чтобы познакомить детей с народными традициями, я провела рождественский праздник «Калядки», «Масленницу», расскажу о праздновании Пасхи.

В последнее время во всём мире уделяется большое внимание сохранению человечества и окружающей среды в будущем. И в нашей стране появился ряд документов, в которых подчёркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования, начиная с дошкольников. В 2000 г. Был разработан проект «Национальной стратегии экологического образования в РФ», в котором дошкольникам посвящён отдельный раздел. Чтобы достичь целей декларации, необходимо решить следующие задачи «экологического образования» : -формирование понимания самоценности природы; -осознание ребёнком себя как части природы; -воспитание уважительного отношения ко всем видам живого мира; -формирование эмоционально – положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость; -понимание того, что в природе всё взаимосвязано, и нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения; -понимание того, что человек не должен уничтожать то, что не может создать; -формирование у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды; -усвоение первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту; -формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Экологическое образование – это, прежде всего, общение с природой (в том числе и городской, поэтому большое внимание я уделяю наблюдению на прогулке и экспериментированию. На прогулке мы знакомимся с неживой природой и средой обитания «земля». Для этого у нас на участке есть песочница, где «живёт» черепаха, верблюд, песчанка, ящерица, змейка; участки с землёй и с глиной. На огороженном участке земли у нас «обитают» муравей, дождевой червь, многоножка, жук, хомяк, кротёнок, барсук. На участке с ямкой, заполненной глиной, у нас «обитают» рыбки, в том числе сом, лягушки, рак. Эти зоны входят в проект «экологическая тропа» и помогают нам изучать свойства песка, земли и глины, а также расширяют знания об их обитателях, что позволяет детям сделать вывод о том, что «земля (включая почву, песок и глину)» является средой обитания живых организмов. «Общаясь» с ними, выполняя их просьбы и задания, ребята закрепляют знания, полученные в беседах и чтении природоведческой литературы. Свойства песка и глины дети изучают, знакомясь с керамикой, дымковской игрушкой. Продолжением экологической тропы являются лесные обитатели: старичок-Мухоморчик, ёжик, паучок на паутинке, свисающей с дерева, клумба с садовыми цветами и «травничек»-уголок с лекарственными и цветущими травами. Наблюдения и эксперименты проводим в разные сезоны. На своих занятиях по экологическому воспитанию я знакомила со стихией «Воздух», используя опыты; со стихией «Вода» - использовала презентацию «Вода даёт жизнь»; а со стихией «Огонь» - использовала занятие-путешествие в прошлое «Как огонь появился». Наблюдения в природе служат богатым материалом для развития эстетического чувства, сенсорного воспитания. Умение видеть и слышать природу вызывает глубокий интерес к ней, помогает воспитывать правильное отношение к объектам природы, не нанося вреда окружающему миру. В средней группе мы используем следующие темы: «Дары осени», «Сезонные изменения» и способы приспособления животных к ним, «домашние животные», «зимующие» и «перелётные птицы», «Живая и неживая природа», «Растения», «Рыбы», «Насекомые». Чтобы вызвать у детей живой интерес, я использую сюрпризные моменты (например, пришёл в гости сказочный герой или прилетела ворона, а также материалы семинаров М. И. Родиной по программе «Кукляндия», которые «натолкнули» на создание театральных образов для их участия в занятии по любой из тем (например, «Что увидел Червячок?», «О чём рассказало Облачко?») Развитию познавательной активности детей помогают также совместные проекты с родителями: «Моя семья», «Как я провёл лето?», «Что умеют наши мамы?», «Герб семьи», «Мамины помощники», «Папина профессия», «Природа и фантазия», «Новогодняя игрушка», создание мини-музея старинного предмета; и мастер-классы совместное оформление атрибутов к сюжетно-ролевым играм: «Магазин», «Доктор», «Моряки», «Парикмахерская»; совместные досуги, посвящённые Дню Матери, и мастер-классы по народному творчеству. Использование личностно-ориентированной модели и передовых педагогических технологий помогают развитию познавательной активности у детей в формировании предметной компетенции. Литература 1. Байдина Е. А. Формируем предметно-развивающую среду. -М. Справочник старшего воспитателя ДОУ №2, 2013г., изд. ЗАО «МЦФЭР». 2. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. М. :Мозаика-Синтез, 2014г. - С. 10-17. 3. Коломейченко Л. Программа социального развития. М. :Воспитатель ДОУ №1 2005г., Творческий Центр Сфера.

4. Макарова Р. И. Приобщение младших дошкольников к фольклору. М. Воспитатель ДОУ №6 2009г., ТЦ СФЕРА.

5. Рыжова Н. А. Наш дом – природа. М. КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2005г. - С. 12.

Публикации по теме:

Использование дидактической игры как средства познавательной активности детей дошкольного возраста Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление она является и игровым методом обучения и самостоятельной игровой.

Развитие познавательной активности детей раннего возраста в играх-экспериментах с водой (фотоотчёт)Развитие познавательной активности детей раннего возраста в играх-экспериментах с водой (фотоотчёт) Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания в результате собственного эксперимента,.

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в процессе осуществления экологических проектов 1 слайд Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста.

Консультация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» Современная социально-педагогическая ситуация в системе дошкольного образования позволяет говорить о его новом качественном состоянии. Главным.

Использование экскурсий для активизации познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.Использование экскурсий для активизации познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. В работе с детьми старшей и подготовительной групп, для активизации познавательного интереса, я люблю использовать экскурсии. Это особая.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством игровой технологии План проведения мастер-класса: 1. Представление технологии. 2. Проведение имитационной игры. 3. Совместное моделирование. 4. Рефлексия.

Проект «Развитие экологического воспитания в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром» Автор проекта: Хопкина Елена Геннадьевна, воспитатель детского сада № 48. Продолжительность проекта: апрель - май. Тип проекта: познавательно.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста. Познавательная активность у детей дошкольного возраста развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Именно.

Семинар-практикум «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ. «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование» Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности детей средней группы при ознакомлении с окружающим миром
Опубликовано: 4 апреля 2016 в 20:37
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД