Ирина Залозецкая
Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста средствами игротерапии
▼ Скачать + Заказать документы
В ФГОС ДО одной из главных задач является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития познавательных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Согласно требованиям ФГОС ДО, реализация образовательной программы осуществляется в различных видах деятельности [5; п. 2.7].
Публикация «Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста средствами игротерапии» размещена в разделах
- Игротерапия. Игровая терапия в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
При этом, важно подчеркнуть, что игровая деятельность – ведущий вид деятельности дошкольника, фундамент будущих социальных отношений ребенка, формирования традиционных семейных ценностей как нравственной опоры личности, основ гражданственности и патриотизма, благополучной социализации. Только в игре возможно «полноценное проживание» ребенком периода дошкольного детства, в ней создаются условия для расширения возможностей детского развития.
В ФОП ДО особо подчеркивается, что игра занимает центральное место в жизни ребенка (п. 24.5) и педагог, учитывая потенциал игры для разностороннего развития ребенка и становления его личности, максимально использует все варианты ее применения в образовательном процессе (п. 24.8).
Перед дошкольным образованием стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками, выбор и применение образовательных технологий, которые помогут каждому ребенку проявить свои интересы, потребности, а также вовлекут в образовательный процесс
Использование мною современных игр и игровых технологий, позволяет создать систему работы, которая дает возможность каждому ребёнку раскрыть его познавательные возможности, создав тем самым условия для всестороннего развития личности будущего школьника.
Игра для ребенка - это одна из форм самотерапии, благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и проблемы.
Термин «игротерапия» предполагает наличие некоторой деятельности, которую можно считать игрой.
Преодолевая возможности отрицательной динамики познавательной активности у детей дошкольного возраста, необходимо применять особые технологии познавательного развития, такие как игротерапия.
Игротерапия стимулирует и развивает познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста.
С помощью игротерипии решаются следующие задачи:
развитие познавательной сферы ребенка (наличие стойкого интереса к занятиям, умение мыслить критически, повышение работоспособности, анализировать информацию, мотивация к деятельности, произвольное внимание, обсуждать и рассматривать различные точки зрения, планировать, принимать решение)
развитие эмоционально-волевой сферы (сталкиваясь с трудностями самостоятельно преодолевать их, проявлять упорство, настойчивость, стремление, достижение целей, составление плана действий, эмоциональная уравновешенность)
формирование коммуникативных навыков (высказывание мнения, мыслей, самопрезентация, социальные связи)
избавление от страхов и отрицательных эмоций (проговаривание эмоций, чувств, проигрывание, выплеск).
В своей работе я применяю игротерапию на занятиях, в индивидуальной деятельности. Рекомендую их педагогам и родителям.
В эти игры вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работает его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. В ходе игры происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов: произвольного внимания и произвольной памяти.
Игры, представленные в данной работе направленны:
-на развитие разных видов мышления (критического, пространственного и логического, концентрации внимания, умения группировать предметы по разным основаниям на основе зрительной оценки;
-совершенствование приемов сравнения, упорядочивания, классификации;
-формирование умения планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль; воспитание усидчивости и стремления к достижению результата;
развитие приемов сравнения, сопоставления, дифференциации;
-совершенствование интереса к заданиям, творческого потенциала, самостоятельного проявления инициативы;
-воспитание усидчивости, желание воссоздавать собственные задумки.