Светлана Игошева
Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ МДК 04.01
НА ТЕМУ:
«РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОУ В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ»
по специальности 44.02.01
Ф. И. О.
Разработал Студент гр. Дз-16 Игошева С. Н.
Проверил Руководитель Норваткина В. В
2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ 5
1.1 Упражнения "Общение с родителем – это 5
Публикация «Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников» размещена в разделах
1.2 Мини-лекция. 6
1.3 Упражнение "Выбери фразу 9
2 ПРАВИЛА КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ 11
3 РЕЧЕВЫЕ ФОРМУЛЫ» ДЛЯ КОНСТРУКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15
ВВЕДЕНИЕ
Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.
Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. И сегодня на нашем семинаре-практикуме мы обсудим профессиональную компетентность педагога в сфере общения с родителями.
У педагогов и родителей есть единые задачи : сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.
Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей важны и для улучшения отношения между родителями и детьми. Родители учатся любить ребенка таким, какой он есть, безоговорочно. Они могут увидеть ребенка в обстановке, отличной от семейной, наблюдать за его общением со сверстниками, педагогами.
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
1. «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ»
Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.
Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе.
Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.
1.1 Упражнения "Общение с родителем – это»
Группа делится на две команды, и в течение 15 минут каждая подгруппа выполняет следующее задание: первая - перечисляет критерии эффективности общения с родителем, используя первые буквы первого словосочетания "общение с родителем".
Например:
"о" - обаяния педагога,
"б" - безусловное принятия родителя таким, как он есть, и т. д.
Вторая подгруппа перечисляет критерии, используя первые буквы второго слово - "родителем".
Затем команды по очереди зачитывают составленные ими списки критериев, а остальные участники могут по желанию дополнять предложенный список.
Обсуждение: обобщая практикум, ведущий должен обратить внимания, что знания теоретических основ общения, помогут воспитателям завоевать доверия родителей и расположить их к себе.
1.2 Мини-лекция.
Чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Самые универсальные – это:
Улыбка, имя собеседника, комплимент.
- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
• Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд.
• Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я» :
«Я сам такой же, у меня то же самое!».
Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!»)
Чаще говорить «Мы» : «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
Невербальное общение : позы, жесты, дистанция и манера одеваться.
• Хочется отметить, что более половины объема межличностного общения приходится на невербальное общение (мимика, жесты, позы и т. д.).
• Знание невербального языка помогает нам ориентироваться не только в настроениях окружающих нас людей, но и в собственных – расшифровать свои скрытые мысли.
Какую роль в структуре невербального общения играют позы и жесты? Открытые, закрытые и зеркальные позы
• К закрытым позам относятся те, в которых мы используем скрещивание рук или ног или заслоняем часть нашего тела с помощью каких-либо предметов. Например, воспитатель держит двумя руками перед собой тетрадь, журнал посещаемости; сидит в позе нога на ногу со скрещенными руками на груди.
• Открытые позы такие как: раскрытые, несжатые в кулак ладони, не скрещенные пальцы, руки и ноги дают возможность вам казаться более приветливыми и доброжелательными.
• Зеркальные позы и жесты Используя зеркальные жесты, т. е. копируя движения, позу партнера во время разговора, мы можем сообщить собеседнику о нашем с ним согласии. Но следует отметить, что зеркальные жесты не должны быть точным повторением движений партнера, их цель – подчеркнуть «присоединение» к собеседнику.
Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
• Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
Дистанция и позиция
• Общение с родителями, сидя или стоя за столом, будет препятствовать созданию доверительных отношений между собеседниками, т. к. стол будет выполнять функцию «барьера» общения.
• Неверно выбранная позиция (расположение, когда педагог сидит на высоком стуле, а родитель – на «детском» стуле, провоцирует у родителей ощущение давления и превосходства со стороны педагога. Желательно, чтобы и педагог, и родитель сидели на стульях одинаковой высоты.
• Планируя дистанцию общения педагога с родителями (расстояние между собеседниками, очень важно не вторгаться в его личное пространство, а предоставить возможность выбора дистанции ему самому.
Дистанция между вами должна составлять от 1м до 1, 5 м.
Манеру одеваться - можно отнести к невербальным средствам общения
• Так, строгий стиль в одежде (пиджак и юбка или брюки прямого покроя) ассоциируются собеседником с высоким статусом партнера по общению. С низким статусом обычно связывают одежду, которая придаёт телу мягкие округлые формы (рукав реглан, свитер свободного покроя, расклешенные юбки и т. д.).
• Поэтому очень важно для педагога умение преподнести себя, быть аккуратно одетым, т. к. его внешний вид одежда, прическа, походка и даже обувь (туфли, а не домашние тапочки-шлепанцы) важны в процессе общения.
Как правильно вести беседу.
Слушать внимательно и доверительно
Показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом, наклоненным к собеседнику. Сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно услышать максимальное количество информации.
Дать возможность собеседнику высказаться
Не торопите его. Одобряйте точность высказанных мыслей. Задавайте встречные вопросы с целью помощи высказаться или одобрения точности высказанных мыслей.
Не прерывать высказывания собеседника
Собеседник всегда говорит о значимых для него вещах. Помните! При прерывании беседы утрачивается контакт, и важная информация может быть утеряна.
Основные моменты:
• Дайте собеседнику возможность выговориться
• Выражайте вашу заинтересованность при помощи поддерживающих выражений («Я правильно поняла?», «Я ничего не перепутала?», «Вы считаете, что…» и т. д.)
• Резюмируйте наиболее важные высказывания
• Не прерывайте собеседника
• Не противоречьте
• Задавайте вопросы
•
1.3 Упражнение "Выбери фразу"
Слово ведущего: "Воспитатель несет ответственность за последствия того, что он говорит. Чтобы речь положительно воздействовала на родителей, нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание психологической защиты у родителей»
Инструкция. Воспитателям предлагается найти в предложенном перечне:
1) пять "неудачных" фраз, которые не следует употреблять;
2) "нежелательные" фразы и смысловые ("желательные") пары к ним.
Раздаточный материал
Инструкция: Выделите, на ваш взгляд, "неудачные" фразы красным цветом. Укажите стрелочкой "нежелательные" фразы в паре с "желательными" так, чтобы стрелка шла от "нежелательной" фразы к "желательной".
Извините, если я помешала.
Я бы хотела.
Вероятно, вы об этом еще не слышали.
Вам будет интересно узнать.
Я бы хотела еще раз услышать.
Мне представляется интересным то, что.
Я пришла к такому выводу, что.
Вы хотите.
Думается, ваша проблема заключается в том, что.
Давайте с вами быстро обсудим.
Как вы знаете.
Хотя вам это и неизвестно.
Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать.
Вы, конечно, об этом еще не знаете.
А у меня на этот счет другое мнение.
Конечно, вам уже известно.
Вы, наверное, об этом слышали.
После выполнения упражнения проходит обсуждение и соотнесение с верными ответами:
"Неудачные" фразы: "Извините, если я помешала… ", "Я бы хотела еще раз услышать… ", "Давайте с вами быстренько обсудим… ", "Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать… ", "А у меня на этот счет другое мнение. "
"Нежелательные" фразы в паре с "желательными" :
"Я бы хотела… " – "Вы хотите… ";
"Вероятно, вы об этом еще не слышали… " – "Вы, наверное, уже об этом слышали… ";
"Мне представляется интересным то, что… " – "Вам будет интересно узнать… ";
"Я пришла к такому выводу, что… " – "Думается, ваша проблема заключается в том, что… ";
"Хотя вам это и неизвестно… " – "Конечно, вам уже известно… ";
"Вы, конечно, об этом еще не знаете. " – "Как вы знаете. ".
2. ПРАВИЛА КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
Если перед педагогом стоит задача привлечь родителей к сотрудничеству, активному участию в педагогическом процессе ДОУ, то целесообразно придерживаться таких правил:
1. Говорите с родителями только о том, судить, о чём вы имеете право, основываясь на собственных знаниях и жизненном опыте.
2. Планируя серьёзный разговор с родителями, не начинайте его утром, на улице, на ходу, на лестнице, в детской раздевалке, а пригласите их пройти в группу и обязательно усадите за стол. Тогда ваши слова будут услышаны, так как родитель вынужден вас выслушать.
3. Не начинайте разговор с родителями воспитанников со слов : «Ой, извините, можно с вами поговорить?», «Не знаю, может быть я не совсем права, но всё таки…».
4. Не надо сравнивать достижения разных детей, не надо вообще их сравнивать. Если всё-таки сравнивать, то только с эталоном, нормой возрастного развития : каждый родитель хочет слышать в первую очередь о достижениях и проблемах развития своего ребёнка; если в первые 10-15 минут разговора он ничего конкретного и убедительного не услышал о своём ребёнке, он постарается закончить разговор.
5. Научитесь говорить строго по делу, приводить конкретные факты, обозначать не только проблему, но и несколько вариантов её решения. Тогда родитель будет воспринимать вас не как критика, а как помощника. Образно говоря, родитель идёт к педагогу как к врачу : не важно, с чем зашёл, важно, с чем вышел.
6. Помните! Самый верный способ настроить родителей против себя – показать им, что вы считаете себя умнее их. Не забывайте, какую цель вы ставите: блеснуть своими знаниями или помочь ребёнку? не старайтесь демонстрировать родителям своё превосходство, употребляя в речи сложные психолого-педагогические термины. Родитель будет вам благодарен за конкретные советы, простые и реально выполнимые рекомендации.
7. Не ставьте задачу завоевать авторитет у всех без исключения родителей, создать со всеми отношения активного сотрудничества, полного взаимопонимания.
3. «РЕЧЕВЫЕ ФОРМУЛЫ» ДЛЯ КОНСТРУКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
- Очень хорошо, что Вы подняли этот вопрос, и…
- Спасибо, что Вы обратились с этой проблемой к нам, и мы обязательно ее решим, когда это будет удобно нам с Вами… .
- Я уважаю Ваше мнение, и в то же время вижу эту ситуацию с другой стороны… ., а как Вы видите выход из этой ситуации, что мы можем предпринять?. (дождаться первого предложения от родителя)
- Нам это важно, давайте подумаем, как нам решить эту проблему, и избежать данной ситуации в будущем….
Как сформулировать просьбу, чтоб отказать было невозможно?
Универсальные: - Только Вы…. в этой ситуации можете нам помочь
- Как замечательно, что Вы подошли…. Я больше ни к кому не могу обратиться, только к Вам….
- Я знаю, что только Вы справитесь, потому что….
Нам очень нужна именно Ваша помощь…
- Только Ваши знания и опыт могут нам помочь…
У вас такая светлая голова! Вы такая способная и добрая.
Вы мастер на все руки, и вам не составит труда…
Как извиниться?
- Извините, возможно, я не правильно высказала свою мысль…
- Я прошу прощения, что так произошло… .
- Прошу Вас меня извинить за то, что… надеюсь…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профессиональная компетентность педагога – это способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, в основе которой лежит специальное образование и эмоционально-ценностное отношение к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическим знаниями, профессиональными умениями и навыками.
Профессиональная компетентность педагога проявляется в различных сферах его профессиональной деятельности, в содержании которой доминирующее значение имеет общение участников педагогического процесса. Общение педагога с родителями (законными представителями) воспитанников – это двухсторонний процесс, который направлен на установление педагогически целесообразных контактов с родителями (законными представителями, их педагогическое просвещение, обмен знаниями и опытом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г. С. Деловые игры: Психологические аспекты. М. : Академия - Центр, 2012
2. Адольф В. А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя : Авт. дисс. на соиск. учен. степ. д-ра. пед. наук. М., 2013
3. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать : Кн. Для учителя. М. : Политиздат, 2012.
4. Айванхов О. М. Воспитание, начинающееся до рождения. М. : Просвета, 2015
5. Аксентьева Е. В. О соотношении теоретической модели и практики педагогического всеобуча родителей // Методологические проблемы взаимодействия педагогической теории и практики. Тюмень: ТГУ, 2013
6. Андреева Г. М. Социальная психология. М. : МГУ, 2014
7. Антонов А. И. Семья как институт среди других социальных институтов // Семья на пороге третьего тысячелетия. М. : Центр общечеловеческих ценностей, 2015
8. Антонов А. И., Борисов В. А. Кризис семьи и пути его преодоления. Научный доклад. М. : Институт социологии семьи АН СССР, 2012
9. Антонов А. И., Мацковский М. С., Мэддок Дж. У., Хоган М. Дж. Будущее семьи // Семья на пороге третьего тысячелетия. М. : Центр общечеловеческих ценностей, 2012
10. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М. : МГУ, 2013
11. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника: Программно-методическое пособие для преподаватлей дошкольных отделений педагогических училищ иколледжей. М. : ТОО «Интелтех», 2014