Елена Злобина
Развитие психических процессов у детей с ТНР посредством решения ими ребусов
Дети с общим недоразвитием речи – особая категория дошкольников, для которых помимо ведущего речевого недоразвития обычно свойственно и своеобразие всей познавательной сферы:
• недостаточно развитое наглядно-образное мышление, что в свою очередь говорит о пробелах в сфере восприятия, представления, пространственного воображения, которые должны служить базой для становления мышления;
• трудности в овладении мыслительными операциями: сравнение, анализ, синтез, классификация. Поэтому детям требуется постоянная направляющая помощь взрослого при овладении данными операционными компонентами мышления;
• ригидность мышления, которая прослеживается в трудностях применения усвоенных мыслительных операций в новых условиях;
• низкий уровень обобщающей деятельности мышления, то есть способность обобщать и дифференцировать в соответствующих понятиях предметы и явления окружающего мира;
• низкий уровень ассоциативного мышления, что выражается в трудностях при подборе слов-синонимов, антонимов или однокоренных слов и понимании их значений;
• слабое понимание переносного смысла пословиц и поговорок;
• часто невозможность мотивации своего способа действия (например, при выборе картинки в игре «4 лишний»);
• слабый уровень развития сукцессионных способностей, то есть способности к воспроизведению последовательности и как следствие: неточное понимание логико- грамматических конструкций.
Поэтому необходимо построить коррекционный процесс таким образом, чтобы не только устранить речевые нарушения, но и скорректировать недоразвитие психических процессов. Важным моментом при этом является выбор методов обучения.
Самым эффективным методом воздействия взрослого на ребёнка является игра как одна из форм обучения. В то же время она выступает основным видом деятельности дошкольника. В методике развития речи широко представлены известные и проверенные годами на практике игровые упражнения. Предлагаю в процессе коррекционной логопедической работы использовать в качестве игровых приёмов ребусы.
«Ребус – загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур букв или знаков». Ребусы – одна из самых популярных и интересных головоломок. Благодаря им можно научиться нестандартно видеть и решать задания. Не зря - ребусы называют гимнастикой ума.
В отличие от простой загадки, основанной на словесном описании, ребус не только расширяет словарный запас, но и развивает логическое, образное мышление, учит строить ассоциативные цепочки, находить связи между предметами, тренирует зрительную память, внимание и даже правописание. Использование ребусов в логопедической работе помогает развить фонематический, слоговой анализ и синтез, подготовить детей к школе, заложить прочный фундамент обучения грамоте и развить устную речь дошкольников.
Ребусы в основном берем в старшем возрасте, но в средней группе у нас при манипуляции звуков, букв получаются первые ребусы- загадки!
«АУ!» -дети заблудились, кричат!
Переставили звуки - получилось другое слово.
«УА--- плачет малыш.
Звук «У» заменили на «И». Крик ослика получился: «ИА!»
Или как из слова «СОК» получить «СУП» «СОК-СУК-СУП» и дальше цепочка может продолжаться….
Для разгадывания ребуса непременно надо знать «ключ», т. е. правила разгадывания ребусов. Вот основные правила:
• Названия всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже. Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.
• Очень часто предмет, изображенный в ребусе, может иметь не одно, а два или больше названий, например «нога» и «лапа». Или же он может иметь одно общее и одно конкретное название, например «дерево» и «дуб». Подбирать нужно подходящее по смыслу.
• Иногда необходимо отбросить в начале или в конце слова одну или две буквы. В этих случаях употребляется условный знак — запятая. Если запятая стоит слева от рисунка, то это значит, что от его названия нужно отбросить первую букву, если справа от рисунка — то последнюю. Если стоят две запятые, то соответственно отбрасывают две буквы.
• Если в ребусе встречается изображение предмета, нарисованного в перевернутом виде, то наименование его нужно читать с конца.
При включении в коррекционную работу с детьми ребусов, непременно знакомлю родителей с правилами разгадывания ребусов и вовлекаю их в этот процесс. Провожу мастер-класс по разгадыванию ребусов, объясняю значение ребусов для детей с нарушениями речи, даю родителям «ключ» к разгадыванию ребусов. В подготовительной школе группе дети пользуются тетрадью для домашних заданий, разработанную в нашем саду, нами учителями-логопедами. В ней подобраны, доработаны, придуманы задания по лексическим темам. Здесь и ребусы, и кроссворды, и задания по мелкой моторике. Для ребят такие задания увлекательны, разнообразны, познавательны и в тоже время имеют коррекционную направленность.
Откройте мир ребусов для особого ребенка!
Литература:
1. Ракитина В. А., Рыжанкова Е. Н. Решаем ребусы. ж. «Конфетка» М., 2009.
2. Мишакова Е. Ребусы для детей. ООО «Феникс», Ростов- на- Дону, 2014.