Лучший педагог года

Развитие психических процессов у детей с ТНР посредством решения ими ребусов

Елена Злобина
Развитие психических процессов у детей с ТНР посредством решения ими ребусов

Дети с общим недоразвитием речи – особая категория дошкольников, для которых помимо ведущего речевого недоразвития обычно свойственно и своеобразие всей познавательной сферы:

• недостаточно развитое наглядно-образное мышление, что в свою очередь говорит о пробелах в сфере восприятия, представления, пространственного воображения, которые должны служить базой для становления мышления;

• трудности в овладении мыслительными операциями: сравнение, анализ, синтез, классификация. Поэтому детям требуется постоянная направляющая помощь взрослого при овладении данными операционными компонентами мышления;

• ригидность мышления, которая прослеживается в трудностях применения усвоенных мыслительных операций в новых условиях;

• низкий уровень обобщающей деятельности мышления, то есть способность обобщать и дифференцировать в соответствующих понятиях предметы и явления окружающего мира;

• низкий уровень ассоциативного мышления, что выражается в трудностях при подборе слов-синонимов, антонимов или однокоренных слов и понимании их значений;

• слабое понимание переносного смысла пословиц и поговорок;

• часто невозможность мотивации своего способа действия (например, при выборе картинки в игре «4 лишний»);

• слабый уровень развития сукцессионных способностей, то есть способности к воспроизведению последовательности и как следствие: неточное понимание логико- грамматических конструкций.

Поэтому необходимо построить коррекционный процесс таким образом, чтобы не только устранить речевые нарушения, но и скорректировать недоразвитие психических процессов. Важным моментом при этом является выбор методов обучения.

Самым эффективным методом воздействия взрослого на ребёнка является игра как одна из форм обучения. В то же время она выступает основным видом деятельности дошкольника. В методике развития речи широко представлены известные и проверенные годами на практике игровые упражнения. Предлагаю в процессе коррекционной логопедической работы использовать в качестве игровых приёмов ребусы.

«Ребус – загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур букв или знаков». Ребусы – одна из самых популярных и интересных головоломок. Благодаря им можно научиться нестандартно видеть и решать задания. Не зря - ребусы называют гимнастикой ума.

В отличие от простой загадки, основанной на словесном описании, ребус не только расширяет словарный запас, но и развивает логическое, образное мышление, учит строить ассоциативные цепочки, находить связи между предметами, тренирует зрительную память, внимание и даже правописание. Использование ребусов в логопедической работе помогает развить фонематический, слоговой анализ и синтез, подготовить детей к школе, заложить прочный фундамент обучения грамоте и развить устную речь дошкольников.

Ребусы в основном берем в старшем возрасте, но в средней группе у нас при манипуляции звуков, букв получаются первые ребусы- загадки!

«АУ!» -дети заблудились, кричат!

Переставили звуки - получилось другое слово.

«УА--- плачет малыш.

Звук «У» заменили на «И». Крик ослика получился: «ИА!»

Или как из слова «СОК» получить «СУП» «СОК-СУК-СУП» и дальше цепочка может продолжаться….

Для разгадывания ребуса непременно надо знать «ключ», т. е. правила разгадывания ребусов. Вот основные правила:

• Названия всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже. Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.

• Очень часто предмет, изображенный в ребусе, может иметь не одно, а два или больше названий, например «нога» и «лапа». Или же он может иметь одно общее и одно конкретное название, например «дерево» и «дуб». Подбирать нужно подходящее по смыслу.

• Иногда необходимо отбросить в начале или в конце слова одну или две буквы. В этих случаях употребляется условный знак — запятая. Если запятая стоит слева от рисунка, то это значит, что от его названия нужно отбросить первую букву, если справа от рисунка — то последнюю. Если стоят две запятые, то соответственно отбрасывают две буквы.

• Если в ребусе встречается изображение предмета, нарисованного в перевернутом виде, то наименование его нужно читать с конца.

При включении в коррекционную работу с детьми ребусов, непременно знакомлю родителей с правилами разгадывания ребусов и вовлекаю их в этот процесс. Провожу мастер-класс по разгадыванию ребусов, объясняю значение ребусов для детей с нарушениями речи, даю родителям «ключ» к разгадыванию ребусов. В подготовительной школе группе дети пользуются тетрадью для домашних заданий, разработанную в нашем саду, нами учителями-логопедами. В ней подобраны, доработаны, придуманы задания по лексическим темам. Здесь и ребусы, и кроссворды, и задания по мелкой моторике. Для ребят такие задания увлекательны, разнообразны, познавательны и в тоже время имеют коррекционную направленность.

Откройте мир ребусов для особого ребенка!

Литература:

1. Ракитина В. А., Рыжанкова Е. Н. Решаем ребусы. ж. «Конфетка» М., 2009.

2. Мишакова Е. Ребусы для детей. ООО «Феникс», Ростов- на- Дону, 2014.

Публикации по теме:

«Дидактическая игра в развитии психических процессов дошкольников» (раннего возраста, дошкольного возраста) Ранний возраст:Память. С предметами: «Убери лишнее?» Развивать восприятие цвета, умение обобщать предметы по признаку цвета. Развивать внимание,.

Игровой материал «Разноцветные осьминожки» для развития психических процессовИгровой материал «Разноцветные осьминожки» для развития психических процессов Предлагаю вашему вниманию мой новый игровой материал. Это осьминожки и ракушки, которых я связала из разноцветной пряжи. С этими вязаными.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие психических процессов у детей с ТНР посредством решения ими ребусов
Опубликовано: 21 мая 2025 в 17:50
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие психических процессов у детей с ТНР посредством решения ими ребусов» (включая файлы) размещена пользователем Елена Злобина (УИ 146820) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных