Стожок Юлия
«Развитие ребенка посредством использования центра занимательной математики» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
(ЯСЛИ - САД) № 13 «СКАЗКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«Развитие ребенка посредством использования центра
занимательной математики»
(из опыта работы)
Подготовила: воспитатель
Стожок Ю. В.
г. Красноперекопск
Публикация «„Развитие ребенка посредством использования центра занимательной математики“ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Любознательные от природы дети полны желания учиться. Прочные знания, умения и навыки они приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. Формирование познавательного интереса это одна из важнейших задач в развитии ребенка.
В Федеральном государственном стандарте нового поколения говорится о «портрете» дошкольника, как активной, самостоятельной и заинтересованно познающей мир личности, ведь современные условия требуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы; требуют достаточно развитых познавательных процессов.
Формирование элементарных математических представлений это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Одним из условий успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений и познавательной активизации детей считаю, рационально организованную в группе развивающую предметно-пространственную среду, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. Наряду с развивающими центрами различного направления, с целью стимулирования интеллектуального развития воспитанников, в нашей группе был оборудован центр занимательной математики с посильным участием самих детей, состоящий из развивающих и занимательных игр. Организовали центр, используя детскую мебель : модульные столы, стулья, удобные навесные полки, обеспечив свободный доступ к находящимся там материалам. Ребятам представилась возможность в свободное от образовательной деятельности время выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.
Созданию центра предшествовал подбор игрового материала, соответствующего возрастным особенностям детей, который по мере его освоения менялся на новый более сложный. Было важно разместить здесь такой занимательный материал, чтобы каждый ребенок смог выбрать для себя игру по интересам; в играх учитывалось содержание элемента «неожиданности», проблемности, способствующего развитию у детей умения логически мыслить, рассуждать, обосновывать ход поисков решения игровых заданий. Это дидактические и настольно-печатные игры: «Геометрический мир», «Запоминай-ка», «Подбери схему», «Найди пару» и т. д., обучающие плакаты, логические таблицы, лабиринты; игры для развития логического мышления: «Логический поезд», «Логический домик», «Четвертый лишний», «Найди отличия», числовые лесенки, числовые домики, головоломки, «Лото», «Домино»; игры на составление целого из частей: «Пазлы», «Сложи квадрат», «Угадай фигуру» и т. д. ; развивающие игры : «Составь узор», уникуб, кубики Никитина и т. д., игры на плоскостное и объемное моделирование: «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Кубики и цвет», «Кубики для всех» и т. д., в которых дети могут не только выкладывать картинки, конструкции по образцам, но и самостоятельно придумывать и составлять более сложные силуэты как из одного, так и 2-3 наборов к игре. Интересны и занимательны для ребят игры в шашки и шахматы. Использование в игровой деятельности такого занимательного материала способствует формированию учебных навыков и более качественной подготовке детей к школе.
Размещение в центре разнообразных средств измерения (часов различных видов, календарей, линеек) дало возможность активизировать поиск общего и различного, способствовать обобщению представлений детей о мерах и способах измерения. Эти пособия можно применять как в самостоятельной, так и в совместной с взрослым деятельности детей. В достаточном количестве имеются в центре материалы и вещества для экспериментирования (измерения, взвешивания, пересыпания, которые хранятся в прозрачных коробках, емкостях в постоянном месте.
Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности здесь предложены для свободного использования фланелеграф, магнитные доски, счетные палочки, альбомы для зарисовки придуманных детьми задач, составленных фигур. Для себя отметила, что повышению уровня самостоятельности и познавательных интересов у детей, способствует широкое применение детских энциклопедий, художественной литературы математической направленности, представленные в центре, а также работа в тетради по математике на печатной основе, рекомендуемой примерной общеобразовательной программой «От рождения до школы».
Вся работа в центре организована с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Предлагая ребенку игру, ориентируюсь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности. Стараюсь привлекать малоактивных детей, заинтересовывать их игрой и помогаю ее освоить, ведь интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребенок успешно справляется с игровыми заданиями. Тот, кто составил интересный силуэт, решил задачу, стремится к новым достижениям.
Хочу отметить, что в центре занимательной математики у ребят есть возможность не только играть, но и соревноваться, принимать участие в конкурсах (на лучший лабиринт, фигуру-силуэт, составление картинки на скорость и т. д., математических развлечениях, где они могут проявить себя, показать свои умения и навыки, увидеть достижения сверстников.
Можно прийти к выводу, что организация центра занимательной математики способствует не только развитию у детей интереса к элементарной математической деятельности, но и формирует такие качества и свойства личности, как целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность. У детей появляется потребность занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
Видя положительный результат и динамику роста познавательной активности у воспитанников, рекомендую родителям собирать занимательный материал, организовывать совместные с детьми игры, постепенно создавать игротеку и в домашних условиях. Ведь единство в работе детского сада и семьи будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке обучению их в школе. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно самым положительным образом скажется на его умственном развитии.