Анна Ортина
Развитие музыкальных способностей детей посредством использования ИКТ в ОО «Художественно-эстетическое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги!
Наверное, вы все со мной согласитесь, что дошкольный возраст — самый благоприятный период для того, чтобы начать формировать и развивать музыкальные способности детей. Современное музыкальное воспитание с учетом (в соответствии с) ФГОС подразумевает полноценное и всестороннее развитие творческой личности ребенка. Также музыкальная деятельность должна оказывать воздействие на общее развитие : формировать эмоциональную сферу, совершенствовать мышление, воспитывать чуткость к красоте в искусстве и жизни. Т. к. от того, насколько будут развиваться у ребенка музыкальные способности, зависит его дальнейшее полноценное развитие.
Публикация «Развитие музыкальных способностей детей посредством использования ИКТ в ОО „Художественно-эстетическое развитие“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Но возникает вопрос: как организовать музыкальную деятельность ребенка так, чтобы ему было интересно, чтобы лучше воспринимался изучаемый материал, как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию музыки. Актуальным решением данной проблемы я считаю использование ИКТ на музыкальных занятиях, которая дает ряд преимуществ: детьми лучше воспринимается материал, возрастает заинтересованность и желание, осуществляется индивидуализация обучения, развитие творческих способностей.
ИКТ в музыкальном образовании детей дошкольного возраста можно применить как:
• Источник обучающей информации;
• Наглядное пособие;
• Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение;
• Средство подготовки выступлений
Использование ИКТ позволяет эффективней развивать все виды
восприятия у детей : зрительного, слухового, чувственного. Задействовать
на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.
Я хочу поделиться опытом использования ИКТ в своей работе.
Средства информационной технологии я включаю во все виды музыкальной деятельности.
Так, в разделе «Слушание музыки» использую компьютерные презентации, которые создаю сама или нахожу в интернете. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.
Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование новых информационных технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому я создала электронные иллюстрации к различным песням, требующим пояснения к тексту. Например, в песне «Зима прошла» детям неясен смысл слов «канавка», «овражки», в песне «Солнечная капель» уточняем понятие «капель», поэтому я предлагаю посмотреть иллюстрации к песне, которые помогают уяснить значение слов. Еще в младших группах могут возникнуть проблемы - детям трудно запоминать и правильно произносить тексты песен, стихов, сценок и т. д. Они быстро устают и не хотят повторять текст многократно. Поэтому для лучшего запоминания текста песни можно применять метод мнемотехники.
(Как вы все знаете, мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. В качестве дидактического материла используется мнемотаблица.)- слайд
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Это графическое или частично графическое изображение персонажей песни, сказки, стихотворений, явлений природы, некоторых действий. Изобразить нужно так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для детей необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая и т. д.
При знакомстве с музыкальными инструментами использую видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объясняю, что такое оркестр, группа инструментов, знакомить с профессией дирижёра. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.
При разучивании музыкально-ритмических движений и танцев использую видеоролики, которые позволяют интересно, ярко и понятно знакомить дошкольников с разными танцами и видами искусства, такими, как театр, балет, опера.
Музыкально-дидактические игры также провожу с применением красочных озвученных презентаций, таких, как «Угадай звучание музыкального инструмента», «Кто к нам в гости пришёл?» «Музыкальный домик», особенно нами любимы игры на развитие чувства ритма-так называемые ритмяшечки. Это видео клип, который состоит из последовательно сменяющих друг друга картинок, составляющих ритм мелодии. Применяя эти игры я заметила, что они способствуют развитию ритмического слуха, а так же развитию интереса к музыкальной игровой деятельности. Разучивание таких игр происходит поэтапно: на первом этапе мы используем отдельные картинки, прохлопывая и проговаривая их ритмослогами, затем мы складываем мини-ритмические диктанты и только после этого мы приступаем к работе с клипом, который мы так же прохлопываем и если возникают трудности проговариваем. (просмотр видеоклипа)
Т. к. в интернете не всегда можно найти подходящие видеоклипы с музыкально - ритмическими упражнениями, я научилась сама их создавать.
Таким образом, практика работы с дошкольниками в ДОУ показывает, что использование компьютерных технологий способствует раскрытию, развитию и реализации музыкальных способностей ребенка-дошкольника.
В течение последних 2 лет наблюдается позитивная динамика в развитии музыкальных способностей детей. (Мониторинг образовательного процесса проводится по методике Афоньктной Ю. А.)
Диаграмма
Увеличился процент детей, которые стали лучше понимать и воспринимать музыку. Дети стали лучше двигаться под музыку, научились чувствовать музыкальные фразы, их окончания, слышать и чувствовать ритм, ритмические рисунки, передавая их в движении и игре на музыкальных инструментах. Овладели певческими навыками.
В перспективе я планирую создать собственную видео картотеку музыкально-ритмических упражнений по лексическим темам и презентации для слушания музыки по каждому композитору.
В конце своего выступления хочу отметить: музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Я открываю перед ним дверь в этот мир, помогаю развивать у него способности, и прежде всего эмоциональную отзывчивость. Применение мной на музыкальных занятиях ИКТ обеспечивают разностороннее развитие личности ребенка. При использовании всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, достигается гармоничность музыкально – эстетического воспитания, а, следовательно, решение главной цели моей работы музыкального руководителя – научить детей любить и понимать музыку.