Светлана Суханова
Развитие художественно — творческих, изобразительных способностей в процессе интегрированных музыкальных занятий
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие художественно – творческих,
изобразительных способностей в процессе интегрированных музыкальных занятий
Детство это яркий непосредственный возраст, когда развитие ребенка целиком зависит от эмоционально – чувственного восприятия действительности, формирующего познавательные потребности детей, мышление, стойкий интерес к окружающему миру. Через восприятие красоты ребенок испытывает положительные эмоций, на основе которых формируются чувства восхищения и радости. Все это вызывает стремление детей передать и запечатлеть явления и предметы через свое творчество.
Публикация «Развитие художественно — творческих, изобразительных способностей в процессе интегрированных музыкальных занятий» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
К искусству ребенок приобщается с детства. Общение с музыкой, картинами великих художников, литературными произведениями, формирует творческую личность, создает благоприятные условия для развития эстетических эмоций. Ведь эмоциональная отзывчивость связана с эмоциями высшего порядка и лежит в основе эстетического сознания личности человека.
Интегрированное обучение в современной Педагогике Искусства рассматривается как структурирование образовательного процесса и пространства, направленного на формирование у детей способности рассматривать любые объекты и явления с разных позиций;
- развития у них умения применять знания из различных областей в решение конкретной творческой задачи,
- формирование способности самостоятельно проводить посильные небольшие творческие исследования,
- развития желания активно выражать себя, в каком – либо виде творчества.
Взаимодополнение разных видов искусства и музыкальной деятельности в эстетическом воспитании детей основывается на позиции ребенком выразительных средств каждого вида искусства, и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта, явления создается специфическими средствами:
1. В музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др. ;
2. В изобразительной деятельности – рисунок (форма, объем, пропорции, поза, соотношение предметов в общей композиции по величине);
3. В театрализованной деятельности – выразительные средства драматизации: движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;
4. В литературе средства выразительности – слово (образные определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафоры).
Немало важным в воспитании детей является формирование вкуса (зрительного, слухового, умения общаться с искусством, активно проявлять себя в творчестве, а также создавать свою предметно – пространственную художественную среду и т. д.
Все это предполагает:
- накопление определенного опыта эмоционально – образного восприятия не только искусства, но и окружающей природы;
- развитие эмоционально – чувственной среды детей;
- необходимо научить детей «рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а обширные единства» (Ю. М. Лотман);
Образовательная деятельность, где слушание музыки объединяется с творческим рисованием, особенно любимо детьми. Они передают в рисунках полученные музыкальные впечатления, переживания, ощущения. Чем глубже и тоньше чувствует музыку ребенок, тем интереснее многоцветнее его рисунок. Главное в этом процессе – осознание ребенком многообразие окружающего мира, постижение чувств и эмоций других людей, развитие воображения и фантазии. Необходимо отметить, что детское художественное творчество ( сочинение и импровизации: двигательные, вокальные, инструментальные, поэтические, изобразительные) удовлетворяет одну из важнейших потребностей ребенка в самовыражении. Выполнение простейших творческих заданий дает возможность проявить творческую инициативу сначала в изменении, дополнении или окончании простейшей мелодии, игры, танца, упражнения, художественного текста, в дальнейшем в первых творческих попытках создания своего «произведения».
На развитие творческих способностей влияют группы факторов:
1. Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности.
2. Во вторую группу входят все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей.
3. Наконец, третья группа – это зависимость развития креативности (творческих проявлений) от характера и структуры деятельности.
Если педагог основывается на трех «И» : интеграция – игра – импровизация тогда детям легче усвоить услышанное и увиденное, нет переутомления от заучивания. Работа в этом направлении подразумевает плодотворную деятельность музыкального руководителя с воспитателями и узкими специалистами. Знания и умения, передающиеся детям, постоянный поиск и самообразования выливаются в творчество не только детей, но и самих педагогов. Такое взаимодействия оправдано. У детей повышается уровень культуры, воспитывается интерес к искусству в целом, углубляются знания об окружающем мире, формируется опыт нравственного поведения, опыт общения, создаются условия для творческих проявлений.
Наблюдая за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении можно сделать вывод: интегрированные занятия позволяют добиться следующих результатов:
- у детей повышается уровень знаний, активность исполнительства во всех видах художественной деятельности,
- расширяется словарный запас в области искусства и не только. У них появляется желание петь, слушать музыку любого жанра и различных эпох, расширяется кругозор, словарный запас музыкальных терминов и искусства в целом. Дети овладевают понятиями в музыке : жанр, характер исполнения, темп, динамические оттенки, и т. д. В изобразительной деятельности : портрет, пейзаж, натюрморт, теплые, холодные тона и т. д. В большей степени укрепляется желание рисовать под музыку. В будущем они вырастут культурными всесторонне образованными людьми.