Приложение МААМ

Развитие речи детей дошкольного возраста с учётом регионального компонента

Яна Камбур
Развитие речи детей дошкольного возраста с учётом регионального компонента
▼ Скачать + Заказать документы

На современном этапе одной из актуальных проблем в обучении детей дошкольного возраста является формирование связной речи. Осуществлять решение этой важной задачи можно через знакомство дошкольников с традициями и бытом казачьего народа.

Речь казаков отличается художественной образностью, яркостью и колоритностью. Это связано с тем, что в силу специфики своего исторического развития, она является уникальной, в которой тесным образом переплелись разные культуры. Такое смешение культур и традиций народов, оставило потомкам богатейшее культурно-духовное, речевое наследие – устное народное творчество.

Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста с учётом регионального компонента» размещена в разделах

Речь казаков богата пословицами, поговорками, народными сказками и песнями, потешками и пестушками, скороговорками и считалками, народными играми и загадками.

Загадки пользуются у детей популярностью. Это полезное занятие для детского ума. Они дошли до наших дней из глубокой древности и имеют огромное значение, ведь с помощью загадок проверяется сообразительность и мудрость того или иного героя сказки, человека, ребёнка. Загадки, говоря о каком – либо предмете, заставляют задуматься: откуда он появился, из чего и как сделан, для чего и каков он, на что похож. Поиски отгадок, развивают сообразительность, догадливость, приводят к пониманию связей одних предметов с другими и осознанию единства окружающего мира. Тематические загадки охватывают почти все предметы, которыми наполнены дом, хата, двор, то есть все то, что связано с жизнью человека и его хозяйством.

Песенки поговорки, стихи – прекрасный речевой материал. На его основе у ребёнка отрабатываются понимание текста, возникает ситуативная связь между смысловым содержанием и конкретным действием. Знакомство детей с фольклором является еще одной скрытой пружиной действенного влияния народной поэзии и творчества на умственное, познавательное развитие ребенка. Простота малых фольклорных форм не имеет ничего общего с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решить сложные задачи.

Колыбельные песни – сколько в них заложено ласки, нежности, любви и спокойствия. Слушая такие песенки, дети сразу же успокаивались и затихали, просили спеть колыбельную песенку ещё раз. Колыбельные песни побуждают детей ласково, заботливо и бережно относиться не только к куклам, но и друг к другу и своим близким.

Рассказывая детям о родном крае, об их собственном доме, мы даём представления о том, что это наша малая Родина. Но дом – это не просто строение, это - жилище человека, его родных и близких, самых дорогих ему людей. Дети живут в разных домах, в разных условиях, поэтому каждый ребёнок с интересом может рассказать о своём доме. Семье. Об обычаях донских казаков.

Язык – душа народа, а фольклор, несомненно, является уникальным и традиционным средством выражения его души и богатым речевым материалом для наших детей. В ходе работы по казачеству мы знакомим детей с пословицами и поговорками: «Казак и в беде не плачет», «Где казак, там и слава», «Казак без службы – не казак» и др. При ознакомлении старших дошкольников с пословицами, поговорками, сказками, загадками песнями и играми донского казачества, обогащается и формируется словарь детей с помощью новых и незнакомых для них слов, часто встречающихся в фольклоре казачьего народа. Эти слова называют предметы быта, орудия труда казаков, их одежду (борона, cоха, рубель, кубанка, папаха).

В свободное время можно читать детям произведения донских поэтов и писателей о родном селе, о природе родного края.

Казачьи игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков, в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра была естественным спутником жизни ребёнка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой. В казачьих народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержание разговорных текстов.

Приобщение дошкольников к ценностям народной культуры донских казаков, к тому, что создали наши предки - это не только вопрос нравственности, духовности, но и залог психического здоровья детей, это то, что унаследовано от далеких предков.

Таким образом, только системная, многоплановая работа позволяет приобщать детей к традициям казаков, помогает дошкольникам осознать древность и величие своей малой родины, почувствовать себя частичкой донского народа, и вместе с этим расширять, обогащать словарь, развивать связную речь дошкольников.

Речевые казачьи игры.

«Заря-заряница».

(Один игрок ребёнок или взрослый держит шест с прикреплёнными на конце лентами. Каждый играющий берётся за ленту. Водящий стоит вне круга. Дети, держась за ленту, идут по кругу и поют) :

Заря-заряница,

Казачка девица.

По полю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты голубые.

Раз, два не воронь,

А беги как огонь!

(С последними словами водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоём бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот побеждает, а неудачник становится водящим. Игра повторяется).

«Калачи».

(Дети становятся в три круга. Двигаются, подскоками по кругу и при этом произнося слова) :

Бай – качи – качи - качи!

Глянь - баранки, калачи!

С пылу, с жару, из печи.

По окончании слов игроки бегают врассыпную по одному по площадке. На слова «Найди свой калач!» возвращаются в свой круг. При повторении игры игроки могут меняться местами в кругах.

Публикации по теме:

Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста В дошкольном образовательном учреждении при развитии речи детей, ставится основная задача: формировать связную устную речь и речевые навыки.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Реализация регионального компонента в ДОУ с учётом ФГОСРеализация регионального компонента в ДОУ с учётом ФГОС С введением в дошкольное образование ФГОС ДО среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает.

Фольклорно-познавательное мероприятие в рамках регионального компонента «Три Спаса на Дону» для детей подготовительной группыФольклорно-познавательное мероприятие в рамках регионального компонента «Три Спаса на Дону» для детей подготовительной группы Цель:Приобщение детей к русским народным традициям, традициям донских казаков;Задачи :-познакомить с обрядовыми играми, приметами и обычаями.

Карточки прогулок на сентябрь, с учетом регионального компонента для детей подготовительной к школе группы Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию картотеку прогулок с учетом регионального компонента на СЕНТЯБРЬ для детей подготовительной.

«Развитие речи детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Развитие речи детей дошкольного возраста растет пропорционально накоплению нового опыта и наблюдений. Малыш начинает учиться сравнивать,.

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников с учетом регионального компонента» Сегодня, одной из актуальных проблем в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста является то, что многие воспитанники испытывают.

Развитие речи детей дошкольного возраста 4–5 летРазвитие речи детей дошкольного возраста 4–5 лет Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы.

Развитие речи детей дошкольного возрастаРазвитие речи детей дошкольного возраста Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Поэтому, развитие речи считаю приоритетным в работе с дошкольниками.

Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности Представляю вашему вниманию выпускную аттестационную работу по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей дошкольного возраста с учётом регионального компонента
Опубликовано: 13 декабря 2021 в 20:41
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста с учётом регионального компонента» (включая файлы) размещена пользователем Яна Камбур (УИ 2460175) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД