Ольга Гуляева
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
“Развитие речи детей младшего дошкольного возраста
через театрализованную деятельность”
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей, существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей, глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе.
Публикация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Работая в дошкольном учреждении, я убедилась в том, что самое трудное для дошкольников – это развитие речи и формирование у них умений общаться со взрослыми и сверстниками.
Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка.
В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, театрализованная деятельность в детском саду не теряет своей актуальности. Это обусловлено тем, что в ходе освоения театрализованной деятельности происходит развитие речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Кроме того, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка, формирует способность распознавать эмоциональное состояние человека.
Цель моей работы: создание условий для развития речи у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Исходя из цели, я определила следующие задачи:
- изучить научно-методическую литературу и передовой опыт по развитию речи детей младшего возраста в процессе театрализованной игры;
- найти место театрализованным играм, как важному элементу в образовательном процессе;
- обобщить результаты, определить перспективы дальнейшей работы над проблемой.
Свою работу начала с оснащения развивающей предметно-пространственной среды в группе: оборудован центр художественной литературы, центр театрализованной деятельности, центр сюжетно-ролевых игр, уголок «Ряженья».
Особая роль в развитии речи у детей младшего дошкольного возраста принадлежит театрализованным играм с куклами. Поэтому знакомлю малышей с различными видами театральных кукол :
перчаточными (гонзики, настольными, пальчиковыми, прыгунками, штоковыми, куклами-марионетками.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью и интересом. Мой опыт показывает, что дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ, придумывают новые сказки и истории о своих героях. Малыши смеются, когда смеётся персонаж, грустят вместе с ним, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети чувствуют себя раскованно, свободно.
В своей работе активно использую авторскую программу М. И. Родиной и А. И. Бурениной «Кукляндия». Уникальность и эффективность этой программы состоит в целостном развитии детей, их речи, формированию их коммуникативной культуры, художественно-творческом воспитании, а также коррекции психологических проблем дошкольников.
Данная программа раскрывает технологию работы с детьми с использованием средств кукольного театра и с приёмами их вождения. Показано, как с помощью кукол можно развить у детей элементарные средства выразительности образа (речь, пластика, мимика, творческие способности и способности к импровизации. «Кукляндия» - это волшебная страна, где дети играют с куклами, куклы оживают в их руках, а дети ощущают себя волшебниками. Но освоение кукол это - весьма трудоемкая задача. Поэтому важно проводить занятия в определенной системе: от простого - к сложному, от знакомого - к новому, повторяя и закрепляя на каждом новом этапе уже освоенные навыки и умения.
И, как показали практические наблюдения, в результате проведённой работы по авторской системе М. И Родиной, дети справляются с закомплексованностью, у них улучшается речь, появляется уверенность в себе, повышается эмоциональная активность.