МААМ-картинки

Развитие эмоциональной сферы детей с ЗПР через театрализованную деятельность

Денисенко Татьяна Павловна
Развитие эмоциональной сферы детей с ЗПР через театрализованную деятельность

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №443 г. Челябинск»

«Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность, специальные игры, упражнения»

«Надо развивать творческое начало у всех, чтоб мир не оставался таким как он есть, а преобразился. Ведь возможна такая система воспитания, которая прививает и развивает творческое начало».

Джанни Родари

Учитель-дефектолог: Денименко Т. П.

Публикация «Развитие эмоциональной сферы детей с ЗПР через театрализованную деятельность» размещена в разделах

Развитие эмоционально-волевой сферы, выполняющей функцию регуляции жизнедеятельности, является важнейшим аспектом формирования личности. Проблема развития эмоциональности у детей дошкольного возраста актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, “читать” эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.

С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-волевой сферы, особенно у детей, имеющих недостаточное психологическое развитие, имеющих худшие адаптационные возможности.

Неполнота эмоциональной жизни вызывает у детей различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации. У одних это общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения, тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям, у других - повышенная возбудимость, раздражительность, гиперактивность, недостаточный самоконтроль, неустойчивость и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность.

Актуальной составляющей коррекционно-развивающей работы с детьми является коррекция эмоционально-волевой сферы. Куда включаются снятие агрессивности и тревожности, нормализация мышечного тонуса, преодоление лабильности настроения, развитие коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками и взрослыми, умение работать в коллективе, тренировка выдержки, упорства, усидчивости, формирование адекватной реакции на одобрение и замечание, на свои успех и неудачу, а также на поражения и победы сверстников.

Опираясь на свой личный опыт, могу сказать, что многие дети не умеют даже улыбаться. А ведь у детей с угнетенной эмоциональной сферой процесс социализации проходит довольно трудно, им сложно усвоить правила поведения в обществе, и это может привести к негативным последствиям.

Нельзя оставить без внимания и тот факт, что с увеличением числа игрушек, широким внедрением компьютеров и компьютерных игр, резко сократилось стремление детей к совместной деятельности. А, ведь именно в ней происходит адекватное и полноценное личностное развитие ребенка и его социализация.

Таким образом, мы видим, что для того, чтобы поступление в школу не привело к дезадаптации, следует в старшем дошкольном возрасте особое внимание уделять развитию умения у детей эмоционально раскрепощаться, снимать «зажатость» и неуверенность в себе, обучать их внимательности и наблюдательности а, так же связной речи. И все это способны дать театрализованная деятельность, специальные игры, упражнения, позволяющие детям играть, чувствовать, фантазировать и сочинять.

Вашему вниманию предлагаются некоторые упражнения, игры и сказочные истории, направленные на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, которые педагоги и воспитатели могут использовать во время занятий в детском саду, родители - играя со своими детьми дома или во время прогулки. (Приложение)

Театральное искусство стало не только способом познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Оно сочетает в себе музыку, живопись, танец, литературу и актёрскую игру, в связи с чем эффективно воздействует на эмоциональный мир ребёнка, не только осуществляя его ввод в мир прекрасного, но и развивая чувственную сферу, пробуждая способность к соучастию и состраданию, формируя способность ставить себя на место других людей, радуясь и тревожась вместе с ними.

Для этого необходимо отбирать различные театрализованные этюды и упражнения, подбирать дидактические игры и литературный материал, способствующие формированию эмоционально-волевой сферы. Для развития двигательной активности и координированной моторики использовать пальчиковую гимнастику. Для развития творческого воображения и активизации речевой деятельности использовать рассказы, и сказки без начала и конца, с незавершённым действием, с отсутствующим лицом.

Необходимо уделять большое внимание созданию условий в группе:

• Отвести место для расположения самостоятельной художественно-речевой деятельности (уголок ряженья,

• Подобрать игрушки по сюжетам сказок, музыкальные инструменты, плоскостные, пальчиковые, перчаточные театры,

• Приобрести и изготовить маски, шапочки, костюмы и другие атрибуты.

Изготовить несколько ширм различных конструкций: напольные, настольные, домик-ширму.

• Для развития эмоционально-волевой сферы, двигательной активности, воображения, временного и пространственного ориентирования – подбирать этюды и упражнения.

• В речевой зоне выставляются игрушки, театры для самостоятельного обыгрывания сказки.

• Знакомить детей с разными вариантами сказки, а с помощью этюдов и упражнений учить достоверному изображению персонажей.

• После этого необходимо поэтапное обыгрывание сценок из спектакля. Для самоконтроля над мимикой и жестами можно использовать зеркало.

Инсценирование сказки очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку.

Речь их становиться более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причём – в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать своё поведение и поведение других детей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

Занятия в основном строятся по единой схеме:

• введение в тему, создание эмоционального настроения;

театрализованная деятельность (в разных формах, где педагог и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

• для этого используются разнообразные приё мы:

• выбор детьми роли по желанию;

• назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

• распределение ролей по карточкам (дети берут из рук любую карточку, на которой схематично изображён персонаж);

• проигрывание ролей в парах.

При этом возникают две основные проблемы:

1. что делать, если ролей не хватает на всех детей;

2. кто будет играть отрицательных персонажей.

Первую из них помогает решить подгрупповая организация занятий по театрализованной деятельности, парное проигрывание ролей. Кроме того, чтобы охватить всех детей я придумываю дополнительные роли.

Вторая проблема – исполнение ролей отрицательных персонажей – несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребёнку. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все – и дети, и взрослые – артисты, и они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли. Причём зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее.

Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи и эмоционально-волевого развития ребёнка становится плодотворным тогда, когда каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в какой-то роли.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Групповая консультация для педагогов на тему «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность».

Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность» Цель: Создание условий для максимального проявления и развития педагогического мастерства участников мастер-класса в использовании театрализованной.

Мастер-класс с родителями в средней группе «Эмоциональное развитие детей через театрализованную деятельность» МАСТЕР КЛАСС «Социально-эмоциональное развитие детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Там есть сцена.

План работы по самообразованию «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность» План профессионального самообразования воспитателя старшей группы. Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через.

Презентация «Развитие речевых способностей детей через театрализованную деятельность» Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания ребенка в детском саду. В детском саду закладываются основы выразительной речи,.

Проект «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»Проект «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Задачи: Познакомить детей с различными видами театра. побуждать чувство прекрасного, прививать любовь к искусству. учить детей разыгрывать.

Развитие коммуникативных способностей через театрализованную деятельность Развитие коммуникативных способностей через театрализованную деятельно подготовили: Воспитатели ГБДОУ д/с №32 Чухламова Е. В. Жовнирович.

Развитие связной речи и творческих способностей детей через театрализованную деятельность в семье Развитие связной речи и творческих способностей детей через театрализованную деятельность в семье. Главная цель моей работы совместно с.

Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки.

Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР через театрализованную деятельность, специальные игры, упражнения Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №443 г. Челябинск» «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмоциональной сферы детей с ЗПР через театрализованную деятельность
Опубликовано: 11 января 2018 в 18:17
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД