Юлия Жовнирович
Развитие коммуникативных способностей через театрализованную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие коммуникативных способностей
через театрализованную деятельно
подготовили: Воспитатели ГБДОУ д/с №32
Чухламова Е. В.
Жовнирович Ю. А.
Публикация «Развитие коммуникативных способностей через театрализованную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В современном обществе предъявляются все более и более высокие требования к коммуникативной деятельности личности ребенка. Изменяются средства, способы и, зачастую, формы принятого этикета общения. Традиционный эпистолярный жанр общения сменяется виртуальным. Все чаще люди взаимодействуют посредством Интернет. В частности через Интернет-переписку и sms.
Но несмотря на данные изменения, общение остается востребованным как главный способ взаимодействия на протяжении всей жизни каждого человека. По сути своей, общение является сложной и достаточно многогранной деятельностью, оно требует набора знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе жизни, и получаемого из социального опыта. Безусловно, высокий уровень развития коммуникативных навыков выступает залогом успешной адаптации в социальной среде любого уровня.
Самоценность дошкольного возраста и отношение к нему, как к уникальному и неповторимому периоду развития личности, позволяет расширить возможности каждого ребенка в установлении разнообразных взаимоотношений с людьми. Успешность данного процесса определяется личностной ориентированностью на другого человека, знанием правил общения, активностью и заинтересованностью в разных видах деятельности.
На сегодняшний день коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу, следовательно возникает необходимость активного включения педагогических условий для более эффективного формирования коммуникативных способностей подрастающего поколения.
Проблема заключается в том, что всё чаще взрослые (родители, педагоги) сталкиваются с нарушениями в области общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной и этической сферы детей. На наш взгляд, это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, и общей «технологизацией» нашей жизни. Уже ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка -это телевизор или компьютер, а любимым занятие стало просмотр мультиков или компьютерные игры. В связи с этим дети стали все меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. Но не стоит забывать о том, что живое, непосредственное человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений, развивает их.
Итак, вспомним что же такое коммуникация.
Коммуникация (от лат. communiko- делаю общим, связываю, общаюсь)- это общение с целью передачи определенной информации, чтобы собеседник понял ее смысл.
Коммуникативная деятельность предполагает :
-взаимообогащения детей новым опытом познания, формами взаимодействия;
- освоение детьми разными видами деятельности;
- установление эмоционального взаимодействия с детьми и воспитателем.
Традиционно в коммуникационном процессе обычно выделяют вербальную и невербальную коммуникацию.
Вербальная осуществляется посредством речи.
Невербальная коммуникация предполагает :
-визуальные виды общения, т. е. жесты, мимику, позы;
-пространственно-временную организацию общения, контакт глазами;
-акустическую систему, включающую паралингвистический (тембр голоса, тональность) и экстралингвистический (паузы, смех, плач и др.)
-тактильную систему (прикосновения, пожатия руки, объятья).
Коммуникация в первую очередь подразумевает взаимодействие, которое происходит между участниками диалога.
Для того, чтобы коммуникативная деятельность была успешной, необходимо овладеть коммуникативными умениями, что и становится основной задачей работы для педагога.
Итак, развитие свободного общения со взрослыми и детьми, становится основной задачей работы. Эта задача включает:
- развитие потребности в общении со взрослыми и сверстниками;
- развитие умения вступать в процесс общения;
- развитие умения ориентироваться в партнерах и ситуациях общения;
-развитие умения соотносить средства вербального и невербального общения;
- становления умения согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями собеседника;
-воспитание желания доверять, помогать тем, с кем общаешься и поддерживать их;
-применение индивидуальных умений при решении совместных задач;
-развитие умения замечать эмоциональное состояние партнера и адекватно реагировать на него;
-воспитание желания проявлять чуткость, отзывчивость по отношению к партнерам, сопереживать им.
Умение общаться - это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребенка, освоение детских видов деятельности, развития творчества.
В дошкольном возрасте игра ведущим видом деятельности является игра. Следовательно, именно по средствам игры наиболее удобно и эффективно формировать коммуникативные способности дошкольников.
Особую значимость в данной сфере приобретают театрализованные игры. Театрализованная игра была и остается эффективным средством развития общения детей любых возрастных групп. Также игры театрализованной направленности несут большие воспитательные возможности. Участвуя в игре, детки знакомятся с многообразием окружающего мира через краски, образы, звуки. Данные игры и умело поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Не будем забывать, что совершенствование речи тесно связано с умственным развитием. В ходе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно для ребенка активизируется его словарь, звуковая культура речи совершенствуется, интонационный строй выравнивается.
Для успешности в работе в данной области необходим материал в виде
- игр и упражнений на развитее коммуникативных навыков;
-упражнения на развитие речевых и мимических движений;
-упражнения на развитие координации слова с движением;
-творческие задания на развитие пантомимики;
-литературный материал для обыгрывания
Продуктивная работа педагога обеспечивается созданием атмосферы творчества и доверия, что обеспечит каждому ребенку возможность высказаться, поможет сформировать умение выстраивать линию поведения в роли и свободно чувствовать себя в ней.