Ольга Горбенок
Развитие коммуникативных и речевых навыков через театрализованную деятельность как средство социализации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие коммуникативных и речевых навыков через театрализованную деятельность как средство социализации дошкольников
Из опыта работы.
Автор:
Горбенок Ольга Александровна
воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ
«детский сад № 34» г. Владивосток.
Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из насущных и важных в образовании. До сих пор не достигнут, тот психологический уровень, когда ребёнок незаметно для себя, педагогов и родителей может пересесть из-за стола в детском саду за школьную парту. Поступление ребёнка в школу, адаптация его к новым условиям – очень болезненный период, как для ребёнка, так и его родителей.
Публикация «Развитие коммуникативных и речевых навыков через театрализованную деятельность как средство социализации дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Одним из важных условий для решения проблемы социализации дошкольников в новых условиях является уровень речевого развития ребёнка, так как его объём и характер являются главными показателями успешной коммуникативной, учебно-познавательной и других видов деятельности.
Необходимость успешного решения задач, направленных на развитие способностей каждого ребёнка, формирование творческого воображения и развитие коммуникативности, определённый уровень развития которых способствует улучшению социального статуса ребёнка в коллективе, его успешной социализации, адаптации к новым школьным условиям, натолкнули меня на выбор темы самообразования: «Развитие коммуникативных и речевых навыков через театрализованную деятельность как средство социализации дошкольников.
Новизна моей работы заключается в том, что она нацелена не только на развитие речи, эмоций и чувств, но и на решение вопросов социализации детей : развитие коммуникативности, умения произвольно управлять своими чувствами и научить путем наглядности выходить из сложных ситуаций, выработать у ребенка способность продуктивно решать социальные проблемы.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных и речевых навыков через театрализованные игры.
Предмет исследования: приёмы и средства совершенствования техники речи, коммуникативных навыков в ходе театрализованных игр.
Цель работы: выявление влияния занятий театрализованной деятельностью на развитие коммуникативных навыков, произвольности, эмоциональной сферы, речевой активности дошкольника, как средство решения проблемы его успешной социализации в дальнейшем.
Цель, объект, и предмет исследования позволили сформулировать рабочую гипотезу: В ходе систематических занятий театрализованной деятельностью можно добиться :
- формирования коммуникативных навыков;
- выразительности речи, умения вести диалог, используя нужный темп речи;
- умения управлять своими эмоциями;
- развития доброжелательного отношения друг к другу и к окружающим.
Поставила перед собой следующие задачи:
1. Прививать навыки общения и коллективного творчества;
2. Развивать выразительность речи, расширять и активизировать словарный запас;
3. Развивать у детей сферу чувств, соучастие, сопереживание, умения управлять своими чувствами;
4. Создать условия для вовлечения родителей в театрализованную деятельность.
Работа проводится по следующим направлениям: изучение литературы, работа над созданием развивающей среды, занятия с детьми, взаимодействие с родителями и с социумом.
Игры-импровизации имеют огромное значение в решении задач по развитию речи и коммуникативных навыков у детей. Ведь импровизация предполагает сценическую игру, неподготовленную на репетициях, дети представляют себя в роли того или иного сказочного героя и передают его настроение, так как понимают сами.
Занятия по развитию техники речи с детьми, дают возможность разработать речевой аппарат и приобрести навыки правильного речевого дыхания такие, как:
- упражнения для тренировки голоса и дыхания;
- артикуляционная гимнастика;
- упражнения для развития мышц губ и языка;
- упражнения для развития мелкой моторики рук.
- этюды на общение (развитие коммуникативных способностей);
- игры на развитие внимания, творческого воображения;
- выразительное чтение стихов.
Разыгрывание этюдов позволяет, используя игровую природу ребенка, путем наглядности объяснить, как и в каком случае нужно себя вести, чтобы суметь быть принятым в коллективе и противостоять грубости.
В результате систематической работы по театрализованной деятельности, достигнуты значительные успехи в развитии коммуникативных и речевых навыков детей. Так же, театрализованная деятельность позволила раскрыть творческие способности детей, которые ярко прослеживаются во время выступлений на праздниках, как в детском саду, так и на сценах города.
В заключение хочу сказать, что систематическая работа по развитию коммуникативных и речевых навыков в ходе театрализованной деятельности способствует улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме. Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни, а приобретенный опыт в детском саду позволит успешно решать социальные проблемы и задачи.