Приложение МААМ

Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализации

Наталья Беспалова
Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализации
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализации

Тема: «Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность»

Актуальность

Публикация «Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализации» размещена в разделах

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей Размышляя над вопросом о повышении уровня развития речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Посредством театрализованной деятельности, формируется опыт нравственного поведения, уважительное отношение друг к другу. В работе по данному направлению главное: формировать интерес детей к театрализовано -игровой деятельности, обогащать пассивную и активизировать разговорную речь воспитанников.

Цели и задачи работы.

Цель : формировать интерес детей к театрализовано-игровой деятельности. Обогащать пассивную и активизировать разговорную речь воспитанников.

Задачи:

1. Целенаправленно обогащать словарь детей, посредством развития активного и пассивного словаря.

2. Формировать потребности детей в театрализованной деятельности, понимание речи с наглядным сопровождением.

3. Поддерживать у детей познавательное отношение к театрализованным действиям (поддерживать желание ребенка к воспроизведению любимой сказки)

4. Побуждать детей к разнообразным действиям с куклами разнообразных театров, с целью ознакомления с ними.

Концепция программы

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С. Выготский писал: “Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоции и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи”. Для современного этапа развития дошкольного образования также характерен поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. В качестве приоритетного чаще всего используется деятельностный подход, а одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная.

Театрализованная деятельность в работе с детьми с детьми раннего возраста представляет собой: * игру с куклой (игрушкой, Знакомство детей с куклой, необходимо начинать с первой младшей группы. Встреча с театральной куклой, особенно в адаптационный период, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную, добрую атмосферу * знакомство с несложными сюжетами сказок, оно начинается с пассивного участия в импровизациях; затем дети включаются в выполнение ролей * разыгрывание народных песенок, потешек, небольших сценок с использованием игрушек, фигурок плоскостного настольного театра, театра кукол, пальчиково-перчаточного театра, * знакомство с простейшими режиссерскими играми на материале сказок. Произведения малых фольклорных норм в каждой своей строчке несут особое настроение, и законченный сюжет. Образное слово, повторы, привлекательные персонажи, доступные сюжеты вызывают у малышей радость, эмоциональный душевный отклик.

Принципы, на которых основывается данный опыт работы:

-От простого к сложному

-Доступность

-Наглядность

-Поощрение

Методика организации работы с детьми:

Для того, чтобы добиться определенных успехов в развитии речи посредством театрализованной деятельности, работу с детьми необходимо проводить работу с детьми в несколько этапов

1 этап подготовительный он состоит из:

1 Выполнение этюдов психогимнастики на отражение мимики, жеста Сначала используются игры на эмоциональное развитие «Почему люди смеются, «Грустный веселый» «Такая разная музыка», где совместно с детьми показывала каким может быть эмоциональное состояние человека. Затем вводятся небольшие этюды и упражнения на развитие мимики, жестов. Например «Покажи как идет мишка», или простые этюды «Солнышко встаёт», «Солнышко садиться», в которых эмоциональное состояние передаётся детям при помощи словесной (солнышко встаёт и солнышко садится) и музыкальной (мелодия движется вверх и вниз) установок, побуждающих выполнять соответствующие движения. Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. Например, дети, изображая ветер, надувают щёки, делая это старательно и беззаботно. Упражнение усложняется, когда перед ними встаёт задача подуть так, чтобы спугнуть злого волка, лица детей делаются устрашающими, в глазах передаётся гамма самых разнообразных чувств.

2 Организация подвижных игр с сюжетным содержанием В подготовке к самостоятельной творческой игре в развитии воображения большую роль играют подвижные игры с ролью. Малышей необходимо научить действовать от имени осторожных воробушков, смелых мышек, дружных гусей, перевоплощаться в собак, кошек и других знакомых животных. С этой целью можно проводить игры «наседка и цыплята», «медведица и медвежата» и др.

3 Пальчикоывые игры Эту работу нужно начинать с обычного ежедневного массажа каждого пальчика, вначале согревали, растирали фаланги, затем переходили на всю ладонь, заставляли работать вялые, непослушные пальчики Затем мы перешли к «Театру пальчиков» Эта замечательная палочка- выручалочка помогла мне в моей работе, где мы шли от простого к сложному. Начиная с простых стихов и потешек «Эта ручка правая, эта ручка левая» «Посмотри моя ладошка как веселая гармошка» «Семья, «У дедушки Абрама», которые я читала и показывала, играя со своими пальцами, а дети повторяли движения, далее перешла к более сложным, требующих от малыша внимания, терпения и старания. : «Мышка лапками скребет», «Капустка», «Апельсин»

4. Игры с куклами и сюжетными игрушками. Вначале это будут короткие инсценировки, например, портретная зарисовка и диалог воспитателя и персонажа с детьми. Например, показать куклу детям:

-К вам пришла кукла Катя в нарядном. Что это у Кати? (Бантик.) Да, это бантик. А это что? (Шляпка) Что у неё на ножках? (Туфельки) Давайте попросим Катю поплясать: «Катя, попляши пожалуйста». (Катя пляшет.) Катя, наши дети тоже умеют плясать. Посмотри. (Дети пляшут под «Гопачок» укр. нар, мелодию).

Катя: Я — кукла Катя. У меня красивые и шляпка. Я люблю петь. Я спою вам весёлую песенку. (Дети слушают песню» Куколка» муз. Красева).

Спросить у детей:

- хорошая песенка? Вам понравилась кукла Катя? Давайте пригласим Катю ещё к нам прийти в гости. Приходи к нам, Катя, еще, пожалуйста.

Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым материалом. Показывая мини-сценки при помощи отдельных игрушек и кукол, воспитатель передаёт палитру переживаний через интонацию, а по возможности и через внешние действия героя. Игра с куклой позволяет на основе первых впечатлений от художественной игры впоследствии будут развиваться творческие способности детей. и это далее поможет в работе с детьми по театрализованной деятельности

4 Работа с потешками. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешку легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Дети могут изображать движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой. Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым материалом. Показывая мини-сценки при помощи отдельных игрушек и кукол, воспитатель передаёт палитру переживаний через интонацию, а по возможности и через внешние действия героя. Игра с куклой позволяет на основе первых впечатлений от художественной игры впоследствии будут развиваться творческие способности детей. и это далее поможет в работе с детьми по театрализованной деятельности

II Следующий этап работы с детьми это:

1. Привлечение детей к участию в инсценировках, обсуждение с ними увиденного. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают отдельные фразы, сопровождая жестами действия персонажей. Например, при инсценировки сказки»Репка» малыши «тянут» репку, при разыгрывании сказки «Курочка Ряба» изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за нее.

2 Организация и проведение дидактических игр Текст произведения должен быть хорошо знаком детям. Они должны узнавать персонажей на картинках и игрушках, то есть проведению игры-тетрализации должна предшествовать целая серия подготовительных дидактических игр. Например, прежде чем провести игру-тетрализацию «Колобок»,провожу дидактические игры по знакомству с персонажами сказки с целью уточнения представления детей о зайце, медведе, лисе, и вызвать эмоциональное положительное отношение

3. Театральные занятия. Они способствуют развитию у детей не только психических функций но, и формируют художественные способности, творческий потенциал, межличностное взаимодействие, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным Взрослый призван помогать ребенку увидеть прекрасное в окружающем мире, приобщают его к доступным видам художественно-эстетической деятельности. Художественное произведение подбирается соответственно возрастным возможностям детей. При необходимости текст можно адаптировать. Текст произведения должен быть хорошо знаком детям. Они должны узнавать персонажей на картинках и игрушках, то есть проведению должна предшествовать целая серия подготовите-льных дидактических игр. Например, прежде чем провести театральное занятие по сказке «Колобок», проводятся дидактические игры по знакомству с персонажами сказки с целью уточнения представления детей о зайце, медведе, лисе, детей учат изображать этих персонажей сказки (брать на себя роль)и вызвать эмоциональное положительное отношение. Основой театральных занятий является авторская программа «Кукольный театр - малышам», разработанная Н. Ф. Сорокиной и Л. Г. Миланович, а также методическое пособие к ней. Театральные занятия объединяют разные виды театров, слушание музыкальных произведений пение песенок, выполнение тацневальных движений (см. приложения к работе. конспекты театральных занятий)

Театральная деятельность способствует не только развитию умственной деятельности, но и тесно связана с совершенствованием речи (задачу, которую я ставила во главу всей работы,работая над выразительностью и репликами персонажей, собственными высказываниями, ребенок активизирует свой словарь, совершенствуя звуковую культуру речи, ее интонационный строй. Исполняемая ребенком роль, ставит его перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться, при этом совершенствуется диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развивать внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости.

4 Важно, чтобы соблюдался принцип «от простого к сложному»,многократно повторялся один и тот же содержательный материал, одни и те же игры на разных занятиях.

Ожидаемые результаты:

1. Увеличение у детей пассивного и активного словаря. Улучшение диалогической речи,ее грамматического строя В процессе работы над выразительностью слов персонажей, собственных высказываний активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

2. Высокий уровень развития эмоциональной сферы, развитие активности и желания участвовать в показе сказок, совместно с воспитателем.

3. Прочные знания об окружающем мире и его многообразии образов,красок,звуков.

Публикации по теме:

Развитие речи детей раннего возраста посредством мелкой моторики Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли,.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности». Аннотация: В статье представлен практический.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством дидактической игры Введение. В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребёнок в состоянии.

Конспект «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством пальчиковых игр» СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение 2. Важность и значение развития мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр. 4. Виды пальчиковых игр 5. Рекомендации.

Игры-упражнения на развитие мелкой моторики рук и развитие речи детей раннего возраста Художественное слово Пальчиковые игры сопровождаются стихотворными текстами. Стихотворения в играх – это та основа, на которой формируется.

План по самообразованию «Развитие активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий» «В деле воспитания процессу саморазвития должно быть отведено самое широкое место. Человечество всего успешнее развивалось только путем.

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством театрализации Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством театрализации. 1 слайд. Темой моего самообразования является «Развитие.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается.

Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора Актуальность Плохая дикция. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.

Развитие трудовой деятельности детей раннего возраста посредством организации наблюдений Первоначальные предпосылки развития трудовой деятельности и трудового воспитания детей закладываются в раннем возрасте. В раннем детстве.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализации
Опубликовано: 20 февраля 2017 в 11:39
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализации» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Беспалова (УИ 1068840) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД