Лучший педагог года

«Развитие словаря дошкольников в плане профилактики трудностей школьного обучения»

Марина Комарова
«Развитие словаря дошкольников в плане профилактики трудностей школьного обучения»

Введение

Уровень развития словаря и речи в целом, существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем лексического развития обнаруживаются трудности в общении, в обучении грамоте. Дети со средним уровнем - отличаются нестабильностью успехов в учебе.

Публикация «„Развитие словаря дошкольников в плане профилактики трудностей школьного обучения“» размещена в разделах

На тот факт, что трудности обучения в школе связаны и с недостаточным вниманием к развитию речи, в частности с развитием словаря, указывают в своих работах Ю. С. Ляховская, Н. П. Савельева, А. П. Иваненко, Е. М. Струнина. По данным психолого-педагогических исследований в начале обучения почти 90% детей испытывают различные трудности, но более 60% этих трудностей связаны с развитием речи.

Речевое развитие ребенка 6-7 лет представляет собой интенсивное обогащение словарного запаса. В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается та сторона языка, которая непосредственно связана с общением, то есть лексические значения слов (Д. Б. Эльконин).

В содержании программ для начальной школы акцентируется внимание на работе над словом : оно выступает как основная анализируемая единица речи на фоне предложения и текста. В связи с этим уровень лексического развития детей является одним из главных компонентов их речевой готовности к школьному обучению. Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при правильном чтении, а в старших классах возникают ошибки при подборе проверочных слов на письме.

1. Закономерности развития словарного запаса дошкольников в онтогенезе

Дошкольный возраст - период активного усвоения всех структур родного языка, уникальное время для становления и развития лексикона.

Словарь – это слова (основные единицы речи, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь активный и пассивный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным-употребление их в речи. Развитие словаря ребенка тесно связано с одной стороны, с развитием мышления и других психических функций, а сдругой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. При благоприятных социальных условиях и правильном воспитании обогащается жизненный опыт ребёнка, совершенствуется его деятельность, развивается общение с окружающим миром, людьми. Всё это приводит к активному росту лексикона, который увеличивается очень быстро (Е. А. Аркин, А. Н. Гвоздев, Т. Н. Наумова, Е. Ю. Протасова, В. К. Харченко, В. Штерн).

Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни (10-12 слов); в конце второго года жизни лексический состав составляет 300-400 слов; к трём годам - 1500 слов; к четырём - 1900; в пять лет - до 2000 - 2500, в шесть семь лет - до 3500- 4000 слов.

Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов, во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.

Лексикон растёт как количественно, так и качественно. Так дети в возрасте трёх-четырёх лет, владея достаточным количеством слов, правильно называют предметы и явления, обозначают качества предметов и действий, свободно образуют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. К четырём годам ребёнок накапливает определённый лексический запас, который содержит все части речи. Превалирующее место в употребляемой детьми лексики занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, они начинают употреблять прилагательные и местоимения.

Дети - дошкольники в пять-шесть лет уже могут образовывать прилагательные от существительных, различные части речи от одного корня (бегун - бежать - бегущий, певец - петь - поющий, синий - синеть - синева, а также существительные от прилагательных. В высказываниях детей этого возраста появляются разнообразные слова, которые выражают состояние и переживание, начинает развиваться связная речь (В. В. Гербова, Г. М. Лямина).

Уточнение смыслового содержания слов к старшему дошкольному возрасту набирает силу. В речи наряду с употреблением слов с обобщающим значением применяются слова с отвлечённым значением (радость, печаль, храбрость). Сначала дошкольники не осознанно используют метафоры в своей речи, но в старшем возрасте наблюдаются осознанные случаи употребления метафоры. У них появляется большой интерес к слову и его значению (В. К. Харченко). Словарь старшего дошкольника активно обогащается за счёт слов, придуманных ими. В этом возрасте словотворчество составляет одну из важных особенностей детской речи. Таким образом, в старшем дошкольном возрасте формируется ядро словаря. Ядро семантического поля составляют наиболее частые слова, обладающие выраженными семантическими признаками. По мере развития мышления детей и их речи лексика не только обогащается, но и систематизируется.

Происходит как объединение слов в семантические поля, так и распределение лексики внутри семантического поля: выделяется ядро и периферия.

2. Игры, способствующие развитию словаря.

Р. И. Лалаевой выделены следующие направления развития словаря.

1. Расширение объема словаря.

2. Уточнение значения слова.

3. Развитие структуры значения слова.

4. Формирование семантических полей и лексической системности.

5. Расширение связей между словами в лексиконе.

Заключение

Итак, развитие словаря дошкольников, играет большую роль в плане профилактики трудностей школьного обучения. Чем богаче у ребёнка словарный запас, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. По мере развития ребёнка увеличивается его потребность в общении, что стимулирует развитие у него речевых навыков.

Значительное место в коррекционной работе логопеда занимает словарная работа : расширение словаря, уточнение значений слов, активизация пассивного словарного запаса. Поскольку игра является ведущей деятельностью дошкольника, в развитии словаря ребенка необходимо использовать различные игры и игровые упражнения.

Неравнодушное и грамотное отношение взрослых к проблеме развития словаря дошкольника принесет плоды радости и удовлетворения от успехов в учебе, стройности речевых оборотов, их точности и образности. Ведь логичная богатая речь-залог успеха во многих областях знания.

Публикации по теме:

Коррекция мелкой моторики и графомоторных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья Одной из сторон общего развития младших школьников является развитие речи. Речь в целом, а также письменная речь – явление многогранное.

Заучивание стихотворения А. Плещеева «Травка зеленеет…»Заучивание стихотворения А. Плещеева «Травка зеленеет…» Давай выучим стишок к празднику!» – вряд ли взрослые, адресуя подобные реплики ребёнку, понимают, какой сложный психический процесс они.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Развитие словаря дошкольников в плане профилактики трудностей школьного обучения»
Опубликовано: 4 ноября 2014 в 11:01
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД