Лучший педагог года

Развитие словесно-логического мышления у первоклассников во внеурочное время

Лидия Гладковская
Развитие словесно-логического мышления у первоклассников во внеурочное время

«Развитие словесно – логического мышления у первоклассников во внеурочное время».

ФГОСы второго поколения ставят перед учителем задачу «научить учиться». Без развития словесно – логического мышления это невозможно.

Публикация «Развитие словесно-логического мышления у первоклассников во внеурочное время» размещена в разделах

Не все первоклассники одинаково подготовлены школе. У ребенка 7 лет с недостаточным уровнем интеллектуального развития возникают большие трудности в процессе адаптации к школе, а значит и в процессе усвоения школьной программы, то есть непосредственно обучения.

Это объясняется недостаточным уровнем развития памяти, внимания, логического мышления. Развитие словесно - логического мышления у первоклассников – одна из первоочередных задач, стоящих перед учителем начальных классов.

Словесно – логическое мышления, без сомнения, развивается на всех уроках, но когда первоклассники дополнительно упражняются (в игровой форме) во внеурочное время, это даст более высокий положительный результат.

1 этап

Развитие словарного запаса.

Игра «8 названий». Каждый ребё нок называет по 8 предметов: «Овощи», «Фрукты», «Грибы» и т. д. За каждый дополнительно названный предмет начисляются призовые баллы.

. Игра «Знание названий предметов».

Перед учениками раскладываются картинки: дятел, тюльпан, ананас, цветная капуста…. Потом их просят назвать каждый предмет. При ответе, например, «Это птица», просят уточнить, какая именно.

Для группового занятия каждому дается однотипный набор карточек.

Игра «Угадай по описанию».

Педагог описывает предмет, находящийся в классной комнате, обращая внимание на его отличительные свойства и признаки. Обучающиеся угадывают. Затем дети все по очереди загадывают свой предмет.

Игра «Кто больше».

Ведущий (учитель, а потом ученик) называют слово, играющие стараются подобрать наибольшее количество слов :

Яблоко- сладкое, румяное, сочное, спелое, душистое, червивое, гнилое.

Игра «Похожие 2 слова». Учитель называет слово, ученики подбирают два синонима.

Грустный – тоскливый, безучастный

Игра «Разные 2 слова». Учитель называет слово, ученики подбирают два антонима.

Светлый - чёрный, тёмный

Игра «Не ошибись». Учитель называет различные слова : мел, кувшин, ананас, ветер, камень и т. д. Ученики должны, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Например, хлопнуть, когда встретится слово, обозначающее явление природы.

2 этап

Развитие процессов анализа и синтеза

Игра «Чем похожи?» Для сравнения учитель предлагает пары слов. Ученики ищут сходство между предметами.

Автомобиль – велосипед

Бабочка - кукушка

Бык - олень и т. д.

Игра «Чем отличаются?» Для сравнения смысла слов учитель предлагает пары слов :

Озеро – море

День – ночь

Кошка - собака и т. д.

Игра «Закончи слово». Учитель предлагает закончить слово по первому слогу

Ку –(курица, кудрявый, кулёк, кушает)Выигрывает тот, кто подберёт наибольшее количество слов.

Игра «Найди начало слова». Учитель предлагает назвать слово по последнему слогу :

--ка (вешалка, собака, рыбалка, гвоздика). Игра заканчивается тогда, когда больше никто из учеников не сможет подобрать слово.

Игра: «Как использовать этот предмет?»

Учитель называет слово «карандаш», а ученик придумывает как можно использовать этот предмет:

Рисовать, писать; использовать, как палочку, указку, градусник

Игра: «Определи понятия».

Ученику предлагаются следующие наборы слов :

Троллейбус, скрепка, книжка, трус, крылья;

Попросите ученику представить себе человека, который не знает значением одного из этих слов. «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово».

Перед тем, как ученик попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: «Знаешь ли ты это слово или «Понимаешь ли ты смысл этого слова

.

Игра «Лишнее слово».

Учитель предлагает 4 слова, ученики определяют «лишнее слово» и доказывает, почему слово не подходит : липа, ветка, берёза, осина

Игра «Продолжай». Учитель просит продолжить ряд слов : огурец, лук (редиска, капуста, горох)

Игра «Сравни слова». Учитель называет 2 слова, ученики находят сходства и различия в словах. (Город – голод)

Игра «Небылицы». Учитель предлагает ученикам придумать несуществующие предметы, дать им название и рассказать о них.

При регулярном проведении подобных игр, без сомнения, словесно – логическое мышление первоклассников будет развиваться.

Публикации по теме:

Дидактические игрыДидактические игры АВТОРСКИЕ ИГРЫ, КОТОРЫЕ ПРИДУМАЛА, РАЗРАБОТАЛА И ПОДОБРАЛА КАРТИННЫЙ МАТЕРИАЛ К НИМ САМА. [hide]распечатать[/hide] ИГРА «ГОРИТ – НЕ ГОРИТ»,.

Презентация «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр» Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие словесно-логического мышления у первоклассников во внеурочное время
Опубликовано: 12 августа 2014 в 13:23
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД