Анна Миндиярова
Перспективное планирование на учебный год «Мой родной край» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Воспитательный компонент ориентирован на формирование у дошкольников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма, обеспечение наиболее полной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений.
Важным является и своевременность нравственного воспитания ребенка, и его активность в присвоении опыта поколений «Я -моя республика - мой мир».
Публикация «Перспективное планирование на учебный год „Мой родной край“ для старшей группы» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Именно в старшем дошкольном возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем адекватнее будет воспринимать и активнее действовать в сложной системе отношений е, Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и национальным сообществом.
Самое главное – приобщить детей дошкольного возраста к истокам национальной башкирской культуры. Но достичь результатов можно лишь в том случае, если воспитатель эту работу будет проводить с большой любовью.
В нашем саду приобщение детей к культуре башкирского народа строится на основе бесед, занятий, игровой деятельности, во время которых дети знакомятся с устным народным творчеством (фольклором, играми, традициями и обычаями башкир.
Башкирский фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение. Он представляет собой большую художественную ценность. Приобщение детей к башкирскому фольклору воспитывает в детях любовь к своему родному краю, к своему народу, его культуре, помогает усваивать высокие нравственные принципы. Образный и живой язык народных загадок, пословиц, поговорок; четкость и законченность выражений приобщает детей к поэзии, расширяет их кругозор, развивает умственно, эстетически. Башкирский фольклор необычайно богат и разнообразен. Он представлен сказками, стихами, произведениями малых жанров (пословицы, поговорки, загадки).
В пословицах восхваляется трудолюбие, храбрость, честность, уважение к старшим и другие положительные свойства человеческого характера. В них заложена воспитательная значимость для нравственного воспитания детей.
Поговорка формирует речь, делает ее выразительнее. Вместе они украшают речь человека, делают ее образной и живой, поэтому включение ребенка в мир пословиц и поговорок является эффективным средством обогащения его речи.
Актуальность, педагогическая целесообразность
В наиболее важных определены задачи патриотического воспитания, формирования высоких нравственных качеств: основ гражданственности; любви настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями в числе к Родине, краю, городу; бережного отношения к их историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям народа. Образовательное учреждение должно давать детям возможность для накопления опыта, который ребенок приобретет самостоятельно. Наиболее успешно этого можно достичь с помощью программ.
Цель программы
раскрыть перед ребенком окружающий мир, развивать в дошкольнике чувство привязанности, преданности и ответственности по отношению к своей Родине, воспитывать свободную, творческую, толерантную личность, знающую и уважающую родную культуру, и культуру народов ближайшего национального окружения.
Основная задача программы:
Формировать общее представление об истории края, жизни народов, культуре родного народа и культуре народов, живущих в Башкортостане.
Формировать в растущем человеке начало духовности, необходимое для развития внутреннего мира личности.
Формировать адекватное отношение ребенка к себе, к своим родным и близким, к друзьям, к обществу в целом
Отличительная особенность программы
содержание программы охватывает весьма широкий круг вопросов: от познания окружающего мира до приобщения дошкольников к культуре, искусству башкирского народа и народов ближайшего окружения
Краткая характеристика структуры программы
Программа рассчитана на три года: средняя, старшая и подготовительная группы.
Формы: занятия, беседы, развлечения, праздники, экскурсии, наблюдения, встречи с известными людьми, игры, оформление выставок.
Требования к педагогическим кадрам:
иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика», или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика».
осуществлять свою профессиональную деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать ее в полном объёме;
иметь курсы повышения квалификации;
быть креативным, творческим;
готовность педагога к выбору из существующего многообразия содержания, способов и инновационных технологий организации дошкольного образования, методов взаимодействия с субъектами педагогического процесса, с учётом имеющихся условий и возможностей.
К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном федеральном законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Дошкольники будут знать:
1. Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения.
2. Наиболее важные исторические события истории родного города и края.
3. Символику города и края.
4. Писателей и поэтов города и края, их творчество.
5. Национальный состав края, обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества.
Дошкольники будут уметь:
1. Вести самостоятельные наблюдения в природе.
2. Узнавать изученные растения и животных.
3. Работать с элементами народного творчества.
4. Применять игры разных народов края для организации собственного досуга.
Оценочный блок
Используются методы наблюдения, беседы, анализ, оценка продуктов детской деятельности и демонстрация достигнутых результатов законным представителям воспитанников (родитель).
Наше будущее – за творческим человеком. Чтобы воспитать способность к умственной деятельности, развить воображение, творческий подход к любому делу, необходимо помнить известную истину:
«Детей нужно обучать так же хорошо, как и взрослых,
но намного лучше»
Примерный план по ознакомлению с историей и культурой Башкортостана
месяц Примерный план Цель дата
план факт
октябрь 1. «Мой детский сад»
(беседа)
формировать умение ориентироваться в детском саду, знать названия групп и кабинетов
2. «День рождения республики»
познакомить детей с символикой республики Башкортостан и России, автором гимна
3. «Известные люди в городе»
познакомить детей со знаменитыми соотечественниками, воспитывать уважение к известным людям города
ноябрь 1. Рассматривание дидактические картины «Башкирская народная одежда»
познакомить детей с башкирской одеждой
2. Просмотр видеофильма
«С. Юлаев – славный сын Башкортостана»
познакомить с национальным героем башкирского народа
3. «Уфа – мой родной город»
познакомить детей с городом, его историческим прошлым и настоящим, с достопримечательностями Уфы
4. Чтение башкирской сказки «Медведь и пчелы» воспитывать умения детей внимательно слушать сказку
декабрь 1. Башкирский народный орнамент
познакомить обучающихся с башкирским орнаментом с его контрастной цветовой гаммой
2. Записи башкирских мелодий; плакаты и рисунки башкирского орнамента; шаблоны матрешки и сапожка; работы местных мастериц.
приобщение к истокам духовной культуры русского народа: формирование представлений о русской игрушке – матрешке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением, росписью матрешки
3. Башкирская народная игра «Юрта» развивать двигательную активность детей
4. Чтение сказки «Лиса-плотница»
воспитывать умения детей внимательно слушать сказку, беседа о прочитанном
январь 1. Разучивание сказки по ролям «Лиса-плотница»
воспитывать умения детей запомнить слова, читать с интонацией
2. Показ сказки «Лиса плотница» пригласить родителей на просмотр сказки
3. Животный мир Башкортостана
обобщать и систематизировать представления детей и животных и их детенышей;
февраль 1. Растительный мир Башкортостана
сбор информации о лекарственных растениях, произрастающих в нашей местности
2. Реки и озера Башкортостана
дать краткую характеристику рек и озёр Башкортостана; Фотографии и иллюстрации рек и озер РБ
3. Башкирские национальные блюда
ознакомление детей с башкирскими национальными блюдами
4. Башкирские народные игры
создание условий, способствующих сохранению и укреплению знаний о башкирских, национальных праздниках
март 1. Кумыс-башкирский национальный напиток
познакомить с национальным башкирским напитком - кумыс, его изготовлением и лечебными свойствами
2. Башкирский мед
пополнить и закрепить представления детей о жизни диких и домашних пчел
3. Башкирские музыкальные инструменты
познакомить детей с башкирскими музыкальными инструментами
4. Башкирская посуда познакомить детей с башкирскими названиями посуд
апрель 1. Беседа «Улицы нашего города» .
дополнить представления детей о городе новыми сведениями: как называются улицы в нашем городе, почему им даны те или иные названия
2. Весенние башкирские праздники
познакомить детей с одним из башкирских праздников,развивать мышление,внимательность;расширять кругозор, воспитывать интерес и любовь к культуре Башкортостана
3. Стихотворение Х. Габитова «Наша семья»
воспитывать умения детей слушать,беседа о прочитанном
4. Башкирская игра «Липкие пеньки» развивать двигательную активность
май 1. Аппликация «Наш флаг» воспитывать аккуратность при наклеивании деталей и работе с клеем.
2. Рассказ о героях Великой Отечественной войны Башкортостана, их подвигах
познакомить детей с героями нашей республики во время ВОВ
3. Рассматривание рисунков, книг, картины А. Лутфуллина «Ожидание» воспитывать любовь к прекрасному.
4. Итоговое занятие воспитать чувство гордости за свою родину, побуждать желание лучше узнать свои родные места; закрепить знание о достопримечательностях
Материально – техническое оснащение: книги, картины, портреты, видеофильмы, дидактические игры, ноутбук, презентации.
Список используемой литературы
1. Р. Л. Агишева «Я Башкортостанец». Программа руководство по работе с детьми старшего дошкольного возраста. Уфа-2003г.
2. В. Н. Матова «Краеведение в детском саду». «Детство-Пресс» 2014 г.
3. «Народная литература и традиции». Занятие с детьми 3-7 л. Автор составитель В. Н. Косарева-Волгоград:Учитель, 2014г
4. Р. Л. Агишева «Я познаю Башкортостан». Издательство БИРО Уфа-2008. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и учителей начальных классов
5. Р. Л. Агишева «Я познаю Башкортостан». Учебная хрестоматия.