анастасия пазова
Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста»
«Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста» является приоритетным направлением в развитии образовательной системы, поскольку Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми.
Публикация «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника, но и самого себя. В социальном развитии дошкольников ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, «социально-коммуникативное развитие» детей является важным структурным элементом Программы, так как направлено на развитие личности, мотивации и способностей детей.
Целью программы является формирование социально-коммуникативных навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения.
Задачи воспитателя при работе в данном направлении:
Формирование коммуникативных навыков :
• Заложить умение начать, поддержат, завершить,
диалог, беседу; умение выслушать другого, сформулировать и задать вопрос; участвовать в коллективном обсуждении темы)
• Обучить умению вести разговор, повернувшись лицом к собеседнику; умение использовать при разговоре жесты, мимику, регулировать громкость и тембр голоса).
Формирование социальных навыков :
• Обучить умению выражать свои чувства и эмоции; умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками (как знакомыми, так и не знакомыми);
• Обучить умению регулировать свое эмоциональное состояние в зависимости от ситуации
Для достижения поставленных целей и задач необходимо:
1. В процесс непосредственно-образовательной деятельности включать упражнения на развитие эмоциональной отзывчивости детей.
Мною подготовлена и используется в работе картотека «Упражнения для развития умения устанавливать контакт с собеседником детям, для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения», сборник регулярно пополняется.
Например, упражнение «Давайте говорить друг другу комплименты», развивает эмоциональные переживания ребенка, возникает потребность в общении. В ситуации общения, на основе ярких эмоциональных переживаний у ребенка развиваются желание и потребность в сотрудничестве, возникают новые отношения к окружающему его миру.
2. Для налаживания диалогического общения используйте настольно-печатные, дидактические игры, такие как лото, домино, игры с правилами.
3. Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей. Подвижным играм посвящаются специальные занятия, в основном они проводятся на занятиях по физическому воспитанию, на прогулках, в свободное время.
4. Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.
Примеры Сюжетно-ролевых игр приведены в рекомендациях для педагогов, такие игры, как:
«Автобус», «Теремок», «Больница», «Дочки-матери» (на фото).
Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность среднего дошкольного возраста.
Содержание игры отражает отношение ребенка к окружающей его действительности. Можно наблюдать, как, играя в дочки-матери, одна «мама» будет постоянно кричать на своих детей поучать их, другая будет примерять наряды, третья – заниматься детьми, читать им сказки и т. д. Такими играми ребенок показывает, что из взрослых отношений он считает главным, и какой стереотип поведения выбирается им за образец поведения и подражания.
5. Именно поэтому так важно, какой пример взаимоотношений дети видят в семье.
С целью установления контакта с родителями и формирования единого подхода к развитию детей мною разработаны консультации для родителей по развитию социально- коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста, темы консультаций:
• «Социальный мир и окружающие взрослые»
• «Значимость взрослого»
• «Психология игры»
• «Игра и нравственное развитие ребенка»
• «Общение ребенка со сверстниками»
• «Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки».
6. Особое внимание эмоциональному воспитанию, навыкам общения уделяется в процессе театрализованной деятельности.
Тематика театрализованных игр может быть разнообразной. Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений.
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развития диалога, дети во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми.
Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом.
Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.
В заключении мне хотелось бы подвести несколько итогов:
• Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Сергей Леонидович Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение.
• Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
• Проделанная работа даё т положительные результаты: в процессе участия в играх и выполнении заданий дети стали более открытыми, заинтересованными в общении друг с другом, появилось умение и желание строить партнёрские, дружеские отношения. На смену индивидуализму пришла работа в команде
Главные задачи социально-коммуникативного развития - научить детей :
• Легко входить в контакт со сверстниками и взрослыми,
• Общаться в различных ситуациях, вести конструктивный диалог;
• Успешно взаимодействовать с партнерами, распределять роли и следовать им;
• Понимать эмоциональные состояния сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д.) и рассказать о нем;
• Выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
• Соотносить свои желания и стремления с интересами других людей;
• Отстаивать своё мнение
Это поможет ребёнку легче адаптироваться к условиям общественной жизни, и, следовательно, быть социально активной личностью, умеющей самореализоваться.