Маргарита Будкина
Развитие социально-коммуникативных навыков у дошкольников посредством двигательной активности
▼ Скачать + Заказать документы
(из опыта работы)
В современном мире социально-коммуникативное развитие особенно актуально в дошкольном детстве. Современность такая, что детям стало доступно много информации благодаря современной технике. Им намного интереснее провести время с компьютером, а не с другом, играя во дворе.
Публикация «Развитие социально-коммуникативных навыков у дошкольников посредством двигательной активности» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В последнее время, мы педагоги все чаще с тревогой отмечаем, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт; не умеют согласовывать свои действия с другими детьми, не могут адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют с детьми или замыкаются в одиночестве.
Формирование социально-коммуникативных навыков - важное условие нормального психического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. И развивать эти способности необходимо как можно раньше, а именно с дошкольного возраста.
Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы, как на физкультурных занятиях в нашем детском саду идёт развитие социально-коммуникативных навыков.
Это совсем несложно. На помощь нам приходят игровые технологии-ведь игра мы знаем, это ведущий вид деятельности у дошколят.
1. Начинаю занятие я с коммуникативных игр. Такие игры направлены на формирование позитивной положительной эмоциональной установки к занятию и к совместной деятельности.
Для формирования основ безопасного поведения во время двигательной деятельности детям перед каждым заданием, п/и напоминаю правила безопасности, как себя нужно вести, чтобы не причинить вред своему здоровью и своим сверстникам.
2. Очень нравится детям выполнение ОРУ парах, стоя или сидя в кругу, взявшись за руки. Такое выполнение разминки решает ни только задачи по физическому развитию, у детей формируются умения согласовывать свои действия с действиями партнёра, воспитываются навыки сотрудничества, проявляется взаимопомощь, уверенность в себе.
3. Подвижные игры - всегда интересны детям и обладают большим эмоциональным зарядом. Старшие дошкольники учатся придумывать, изменять правила, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжеты. Во время игры дети действуют в соответствии с общими правилами, которые обязательны для всех участников. А это в свою очередь регулируют поведение играющих и способствует выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности, воспитываются волевые качества – выдержка, смелость, решительность, умения справляться с отрицательными эмоциями. Во время игр ребенок учится подчинять свои интересы интересам коллектива, чтобы совместными усилиями добиваться поставленной цели. Он становится общительным, правильно оценивает свои силы, чувствует себя частицей коллектива. Бывает и так, что ребёнок освобождён от занятий физкультурой, тогда я предлагаю ему быть моим помощником (организовать игру, подавать сигнал к началу и окончанию игры или выбрать считалкой водящего, чтобы он почувствовал себя нужным, а ни просто сидел в сторонке. Это способствует развитию организаторских навыков и знаний.
В каждой возрастной группе есть дети с разным темпераментом, взглядами, увлечениями, возможностями. Для детей с ОВЗ, стеснительных, неуверенных я стараюсь создать условия равные с обычными детьми. Такие дети будут чувствовать себя равными с другими, когда они становятся водящими, когда вовлечены в любую игру, даже если эта игра для них сложна. Толерантное отношение к таким детям воспитывается на протяжении всего периода, пока ребёнок посещает детский сад и это наша совместная задача всего коллектива группы, и детей и взрослых.
4. Командные, соревновательные игры, квесты, в которых дети, взаимодействуя другу с другом, решают одну проблему и идут к одной поставленной цели (найти какой-нибудь предмет, помочь герою, собрать карту и т. д.). В таких играх особенно ярко проявляется мышление и воображения каждого ребенка, его эмоциональность, активность, развивается потребность в общении, дети становятся самостоятельными, они обсуждают и выбирают сами капитана команды, и смогут даже обосновать свой выбор, доказать почему именно он. Вся команда детей подчиняется одним и тем же правилам игры, дети преодолевают те или иные трудности, логически связанные с правилами игры. Здесь и развиваются взаимопомощь, взаимовыручка, поддержка друг друга, сопереживание, ведь чтобы достичь цели в командной игре, нужно действовать согласно девизу «Один за всех и все за одного». Когда дети играют в команде у них воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность.
Спортивные командные игры всегда связаны с инициативой, фантазией, творчеством, поэтому они всегда проходят эмоционально, стимулируют двигательную активность и эмоциональную отзывчивость детей. В этих играх мы наглядно отмечаем успех и победу всей команды. Во время спортивных командных игр, я обязательно поощряю, подбадриваю детей, особенно застенчивых и не совсем уверенных. (Говорю: какой ты молодец, активный, ты помог команде справиться с заданием) таким образом у детей проявляется уважение друг к другу.
5.Совместные спортивные мероприятия с родителями
При организации и проведении совместных спортивных мероприятий с детьми и родителями идёт сплочение всех участников, всех членов семьи. Совместные переживания, взаимопомощь, общее стремление достигнуть результатов объединяет всю семью, формирует уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых в детском саду.
6.Дифференцированный, индивидуальный подход играет немалую роль в социально-коммуникативном развитии. Наблюдая за дошкольниками, мы заметили, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Все это позволило нам сделать вывод о необходимости создания в ДОО условий для индивидуализации дошкольников. Ведь от того, как мы, взрослые, будем воспитывать наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить напрямую зависит от того, какими мужчинами и женщинами они станут в дальнейшем.
На физкультуре я стараюсь подобрать для мальчиков упражнения на развитие физической и силовой выносливости, воспитание выдержки, смелости; для девочек – на развитие чувства ритма, красоты движений, гибкости. Этот подход осуществляется через деление общей группы детей на подгруппы на время проведения, как физкультурного занятия, так и утренней гимнастики. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, и в процессе специально организованной деятельности у них также развиваются физические качества.
Методические приемы для учета индивидуализации дошкольников:
1. Упражнения подбираются для мальчиков и отдельно для девочек и выполняются детьми с разной дозировкой.
2. Подбор физкультурного оборудования для выполнения ОРУ различен.
3. Распределение ролей в подвижных играх.
4. Требования к качеству выполнения упражнений различны (от мальчиков мы требуем большей четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий, а от девочек – больше пластичности, выразительности, грациозности).
5. При желании детей оказать помощь при подготовки спортивных атрибутов девочки всегда расставляют и убирают только мелкий, легкий инвентарь, а мальчики группой в несколько человек – более тяжелое оборудование.
6. Оценка деятельности различна для мальчиков и для девочек (для мальчиков слово «молодец», «сильный», «смелый», «выносливый» эмоционально значимо, а для девочек подбираем слова с более сильным эмоциональным компонентом («Ты была похожа на балерину», «У тебя красивая осанка»).
7. Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.
Учет индивидуальных особенностей дошкольников позволяет нам педагогу добиваться высоких результатов в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек, не нарушая ход становления личности, заложенный природой, и не причиняя вред своему здоровью. Работа по индивидуализации и дифференциации приносит положительные результаты. Значительно возрастает культура поведения и общения детей, мальчики становятся более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными по отношению к мальчикам.
На протяжении всего физкультурного занятия можно наблюдать тесное сотрудничество воспитателя с инструктором по фк. Дети наблюдают, как общаются педагоги. И запросто могут перенять манеру общения друг с другом, правила поведения в своём маленьком обществе. Поэтому, мы педагоги- пример для подражания и об этом никогда не стоит забывать.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что работа по развитию социально-коммуникативных навыков на физкультурных занятиях целенаправленная, систематическая и планомерная. Дети чувствуют себя более раскрепощённо как со сверстниками, так и с педагогами, они становятся более самостоятельными, стали более сплочёнными и активными во время участия в городских спортивных мероприятиях. Без боязни принимают участие в выполнении норм ГТО. А это начало формирования функциональной грамотности воспитанников в современном мире.