Получи документы

Развитие творческих способностей детей через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством (4 фото)

Светлана Иванова
Развитие творческих способностей детей через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Восточненская средняя общеобразовательная школа», Группы дошкольного образования Тындинского района

«Развитие творческих способностей детей через ознакомление с русским народным декоративно – прикладным искусством»

Опыт работы

Подготовила воспитатель

Старшей разновозрастной группы высшей квалификационной категории

Иванова Светлана Сергеевна

Май 2020г.

Публикация «Развитие творческих способностей детей через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством» размещена в разделах

«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать»

А. Б. Салтыков

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Формировать личность и художественно-эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого дошкольном возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества.

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми.

Большое значение в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.

Народное прикладное искусство глубоко традиционно, что проявляется не только в преемственности художественных навыков, но и в устойчивом сохранении на протяжении длительного времени наиболее характерных образов, форм, мотивов. Оно донесло до нашей эпохи богатое художественное наследие, ставшее основой для развития современного декоративно-прикладного искусства.

Связь с бытом и трудом определила особенности художественного языка прикладного языка искусства. Природа поставляла мастерам простейшие материалы: дерево, глину, металлы, лён, шерсть, обрабатывая которые с помощью несложных орудий, они достигали высокого художественного уровня и технического совершенства.

Наиболее яркой особенностью народного прикладного искусства прошлого являются необыкновенно меткие, продуманные и правдивые характеристики конкретного образа. Причем форма, в которую облекает народный мастер свой замысел, всегда предельно лаконична.

Другой характерной особенностью произведений народного прикладного искусства, являются красочность и декоративность. Смелые, часто контрастные цветовые сочетания в произведениях народного прикладного искусства отражают радость бытия и делают эти произведения необыкновенно привлекательными.

Творцы народного искусства постоянно наблюдали мир животных и растений, образы которых использовали в своем творчестве.

При создании растительных орнаментов народные мастера, тонко чувствуя и понимая природу, не копировали её натуралистически, бесстрастно, а создавали свой собственный образный поэтический мир, где тесно переплетались сказочные образы и образы, подмеченные художником в жизни, хотя орнамент и тяготел к декоративной условности.

Народное декоративное искусство способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, любить и ценить то, что признано народом.

С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства, так как народное искусство является первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, к природе, окружающей действительности.

Анализируя особенности восприятия детьми народного творчества, Н. П. Сакулина справедливо отмечает: «Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи… Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру, и это очень помогает педагогу детского сада в формировании художественного вкуса детей и в руководстве их изобразительным творчеством».

Е. А. Флерина говорила: «Народ в игрушке (народной) дает ребенку простое, но подлинное, первосортное искусство. Оно близко и понятно ребенку, так как это правдивое и жизнерадостное искусство, оно радует ребенка, учит видеть и понимать окружающую его жизнь».

Встреча с красочной птицей, изображенной на прялке, со стремительным глиняным конем, развивающем на ветру свою гриву, с узорчатостью орнамента на ткани, со сверкающей поливой керамики может явиться для детей благодатным материалом, развивающим их фантазию и воображение.

Стол или стульчик, украшенный хохломской росписью, конь-качалка с рисунком городецкой росписи – все эти вещи, не переставая служить своему практическому назначению, могут в доступной форме рассказать о пластической форме изделия, красочном решении росписи, технических формах декорирования этих изделий. Простые и ясные образы народного прикладного искусства учат детей понимать замысел художника, ценить и уважать его труд и мастерство.

Выразительность и пластика, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов – эти характерные качества народного искусства созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детей. Как в произведениях, так и в творчестве детей все радостно и красочно. И там и здесь жизнь воспринимается в мажорных тонах.

Важное воспитательное значение народного искусства неоднократно подчеркивала в своих работах А. П. Усова. Она пишет, что использование народного искусства в детском саду никогда не было только случайным побуждением или модой, а всегда выступало в тесной связи с педагогиче-скими и художественными задачами дошкольной педагогики, практической реализации которых во многом способствовало народное искусство. В её книге «Русское народное творчество в детском саду» написано: «Маленьким детям ещё не доступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны».

Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей отмечали искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Н. Б. Халезова, Т. Я. Шпикалова, Т. Н. Доронова, А. А. Грибовская и другие).

Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.

Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое.

Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей.

Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам (дымковские, филимоновские и богородские игрушки, матрешки, придумывать сказки.

Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе.

Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем ее красота, соразмерность, разумность, упорядоченность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них – изображение человека, животных, птиц, растительные узоры, орнаменты. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек – часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, четность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.

Русское народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.

Я веду углубленную работу по теме «Развитие творческих способностей детей через ознакомление с русским народным декоративно – прикладным искусством»

Целью моей работы является развитие у детей творческих способности через приобщение его к русскому народному декоративно-прикладному искусству.

Работа по ознакомлению детей с декоративно-прикладным творчеством предусматривает :

Ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, природно-экологическим своеобразием русского народного декоративно-прикладного искусства;

Создание такой развивающей среды, которая способствовала бы реализации творческих замыслов, развитию творческих способностей личности ребенка на основе народного декоративно-прикладного искусства с опорой на краеведческий материал (музей народной игрушки, мини-музей русских головных уборов, предметы декоративно-прикладного искусства и др., позволила бы удовлетворить потребность в познании окружающего мира;

Привлечение в работу по обучению детей родителей.

Для того чтобы достичь желаемых результатов необходимо создать развивающую среду. К созданию эстетической предметной среды активно привлекала детей, вызывая их на совместное обсуждение и совместные действия по организации и преобразованию среды. В результате такой активности у детей формировались художественные эстетические чувства, способности. В оформление группы внесла элементы декоративного искусства.

В работе по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством использую следующие формы организации занятий:

Теоретические занятия (беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы об историческом, культурном наследии, о людях, создающих красоту, о декоративно-прикладном искусстве).

Практические занятия (изготовление с детьми наглядных пособий, изготовление мелких поделок – салфетки, открытки, картинки-аппликации и т. п., используя различные материалы, проведение творческих выставок.).

Комплексные ООД.

Экскурсии (на природу с целью любования, привития чувства прекрасного и т. д. ; в музей детского сада для приобщения детей к прошлому русского народа, привития чувства гордости за свой народ и т. д.);

Игровые занятия (включение в учебный процесс самых различных видов игровой деятельности – дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных и т. п., праздники, участие в выставках, конкурсах.

Коллективное творчество. Эти работы использовались в основном для украшения интерьера группы и детского сада.

Основное внимание уделяю работе с семьей, поскольку приобщение к декоративно-прикладному искусству должно, прежде всего, закладываться в семье.

Эта работа предусматривает следующие формы работы с родителями:

Родительские собрания;

Консультации для родителей;

Анкетирование родителей с целью выявления заинтересованности родителей по приобщению детей к данной работе, выяснения необходимости проводимой работы.

Презентации выставок творческих работ детей.

Совместные с родителями мероприятия – создание выставок.

В работе по ознакомлению с русским прикладным искусством используются следующие методы и приемы работы:

1. Игровой метод – игра естественное состояние детей познающих окружающий мир. Игра дает удовлетворенность от деятельности, удовольствие в момент творчества, радость общения.

2. Словесные методы: метод творческой беседы, тактика ведения диалога.

3. Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия); косвенные (побуждает к самостоятельному действию);

4. Здоровьесберегающие технологии: использование различных физкультминуток, музыкальных пауз.

Для реализации задач по ознакомлению дошкольников с народному декоративно-прикладному искусством мною были подготовлены картотеки;

Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством :

Игры по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством

Физкультминутки. ;

Художественное слово о народных промыслах;

Консультации для родителей.

«Декоративное рисование Дымковской игрушки»

«Художественно-эстетическое воспитание детей в семье»

«Влияние народных промыслов («дымка»)на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»

«Приемы рисования основных элементов дымковской росписи» и т. д.

Мои воспитанники очень любят рисовать, лепить, видеть во время прогулок только им ведомые особенности в живых картинках природы. Порой они подмечают такие детали, находят такие сравнения, которые уже не свойственны взрослым. Я учу детей видеть в линиях образ предмета, развиваю их творческие способности, эмоциональный интерес к окружающему миру. Обычно они сами выбирают материалы, с помощью которых создают художественный образ. Занятия проходят в изостудии, в музыкальном зале (дети рисуют под музыку, в мультимедийном кабинете, на открытом воздухе. Родители не только рассматривают рисунки своих детей, но и часто рисуют вместе с ними.

ООД изобразительным искусством в дошкольном учреждении не сводятся только к рисованию. Важно научить детей наблюдать окружающую их действительность, развить важные для художественного творчества способности – умение видеть жизнь глазами художника. Формирование наблюдательности, внимательности к окружающей среде и первичное освоение художественных материалов – основные задачи этого периода. С помощью карандаша, красок, пластилина ребенок рисует, создает предметы, которые он много раз видел в жизни или в книгах.

Чтобы достичь в своей работе требуемых результатов, уделяю особое внимание такой современной образовательной технологии как личностно-ориентированный подход.

Личностно-ориентированный подход – это концентрация внимания педагога на целостной личности ребенка, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития. В своей работе с детьми использую разнообразные инновационные технологии, направленные на реализацию Федерального государственного стандарта дошкольного образования.

Использование ИКТ, является одним из приоритетов образования.

Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада повышает качество дошкольного образования. Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.

Компьютерные технологии открывают большие возможности в воспитательно-образовательном процессе в дошкольных учреждениях. В настоящее время все активнее обсуждается расширение комплекса технических средств и средств информации, создание центров, представляющею компетентную информационно-педагогическую систему.

При помощи ИКТ я знакомлю детей с искусством только нашей страны или стран всего мира нашей эпохи, но и искусством всех эпох, всех стран мира. К тому же искусство – это и живопись, и графика, и скульптура, и архитектура, и декоративно-прикладное искусство.

Используя ИКТ, я могу более наглядно показать построение (композицию) любого узора, сочетание и колорит цветов и т. д. (Приложение № 14)

Практика работы с дошкольниками показывает, что использование компьютерных технологий способствует раскрытию, развитию и реализации творческих способностей ребенка-дошкольника.

Использование ИКТ способствует активизации познавательной деятельности воспитанников, развивает психические процессы, развивает мышление, восприятие, память, творческие способности детей, формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Большое внимание в работе с детьми уделяю здоровьесберегающим технологиям.

В непосредственной образовательной деятельности мною используются:

Физкультурные минутки;

Дыхательная гимнастика;

Гимнастика для глаз, способствующая предупреждению зрительного утомления и близорукости, механизм которых сводится как к общему укреплению организма.

В процессе ознакомления детей с народно-прикладным искусством обращала внимание на социально-личностное развитие. Дети научились дружить, играть сообща, сопереживать товарищам и героям сказок.

Говоря о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, не можем не отметить его терапевтический эффект. В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создает эмоционально благоприятную обстановку для детей. Они получают эмоционально-положительное подкрепление в виде успешности осуществляемой деятельности, испытывая от этого чувство умелости и связанного с ним удовольствия.

Занимаясь художественно-творческой деятельностью, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате уходят тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляются спокойствие, чувство защищенности, уверенность в себе, своих силах, ощущение радости.

Познавая произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе.

В результате проделанной работы расширился спектр эмоциональных переживаний детей, пополнился детский опыт эстетической оценки произведений народного искусства с точки зрения законов красоты и эстетического идеала.

Воспитанники активно принимали участие в творческих конкурсах.

Разнообразие народного художественного материала, интегрирование его в различных видах доступной детям художественно-творческой деятельности позволяет с успехом решать задачи эстетического развития и развития художественной культуры детей дошкольного возраста.

Знакомство с декоративным искусством дало положительные результаты. Дети научились находить красивое в природе, эмоционально откликаться на красоту и, в конечном итоге, у них появилось желание беречь это красивое и неповторимое.

Таким образом, можно сделать вывод:

Мои воспитанники обогатили свой внутренний мир знаниями, связанными с традициями и обычаями родного народа;

Проявляют интерес к историческому прошлому родного края;

Расширили свои знания о родной стране, ее символах, основных достопримечательностях;

Приобщились к народному фольклору и познакомились с народными промыслами;

Узнали народные игры;

Познакомились с природой родного края;

Всегда будут испытывать гордость за край, в котором родились и живут, свою страну, станут более бережно относиться к природе.

Формирование чувства любви к родному краю при прикосновении к народным традициям, воспитание нравственных чувств детей дошкольного возраста путем приобщения к культуре русского народа, воспитание будущего гражданина России нужно начинать в стенах детского сада.

Я думаю, что мои воспитанники станут настоящими патриотами своей Родины.

Литература.

1. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.

2. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение,2006.

3. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М. : Скрипторий, 2008.

4. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

5. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т. С. – М. : Педагогическое общество России, 2005.

6. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.

7. Соломенникова О. А. Радость творчества. – М. : Мозаика-Синтез,2008.

Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

8.«Дошкольное воспитание», научно-методический журнал; ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника».

9. И. А. Лыкова. Соленое тесто в семье, в детском саду и в начальной школе.

Издательский дом «Цветной мир»- Москва 2014.

10. Рондели Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство. Книга Для учителя. - М. Просвещение, 1984г.

Развитие творческих способностей детей через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством
Фото №1 Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Восточненская средняя общеобразовательная школа Группы дошкольного образования Тындинского района Фото №2 Развитие ребенка Фото №3 Материалы для педагогов Развитие творческих способностей детей через ознакомление с русским
Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Дидактическая игра по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Беларуси «Из чего это сделано?»Дидактическая игра по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Беларуси «Из чего это сделано?» Педагогам-дошкольникам известно, какую неоценимое значение для развития дошкольников имеют игры. Ведь именно в игре дети лучше усваивают.

Дидактические пособия для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусствомДидактические пособия для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством Декоративно-прикладное искусство – уникальный мир духовных ценностей. Это тот корень, который питает все дерево культуры общества. Народ.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд» Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, от пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Фотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси»Фотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси» В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз.

Конспект НОД по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Северной Осетии в старшей группеКонспект НОД по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Северной Осетии в старшей группе "Мадина в гостях у ребят". Цель:Расширить знания детей о народном декоративно – прикладном искусстве. Задачи: Коррекционно - образовательные:.

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» «И в десять лет, и в семь,.

Проект в средней группе «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники аппликации»Проект в средней группе «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники аппликации» «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает,.

Развитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивкеРазвитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивке Цель • Создание оптимальных условий для развития индивидуальности ребёнка, его художественно - творческих способностей и коммуникативных.

Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством. Занятие-беседа «Украсим платок и передник матрёшке»Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством. Занятие-беседа «Украсим платок и передник матрёшке» Занятие-беседа «Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством «Украсим платок и передник матрёшке»». Цель: познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством
Опубликовано: 13 мая 2020 в 09:10
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческих способностей детей через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Иванова (УИ 334209) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД