Лучший педагог года

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Анна Казакова
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты,

морали и нравственности. А чем они богаче,

тем успешнее идет развитие духовного мира детей…

Б. М. Теплов

Публикация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» размещена в разделах

В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова понятие «способность» рассматривается как природная одаренность, талантливость.

Значительный вклад в теорию способностей внес отечественный ученый Б. М. Теплов. Он и предложил следующее определение понятия способности : «Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике». Какое точное попадание в современный федеральный государственный стандарт образования!

Б. М. Теплов утверждал, что способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем не проявляется.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» поставлена ещё одна социально значимая задача современного общества – творческое развитие личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Научные исследования и педагогическая практика доказывают, что начало развития творческих способностей приходится на дошкольный возраст. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Театрализованная деятельность, как модель жизненных ситуаций создаё т благоприятные условия:

- для развития эмоционально-волевой сферы;

- для речевого развития;

- для самовыражения и самореализации;

- способствует развитию у воспитанников эмпатии – способности распознавать эмоциональное состояние человека по жестам, мимике, интонации, умение ставить себя на место персонажа, выражать свое собственное отношение к добру и злу.

Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Поэтому задача приобщения детей к театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений.

Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это мне помогает осуществить театрализованная деятельность.

Работая по проблеме развития творческих способностей старших дошкольников посредством театрализованной деятельности, я одновременно приобщаю к устному народному творчеству, народным традициям и музыкальному фольклору в форме театрализованных представлений, инсценировок, фольклорных праздников. Свою творческую деятельность воплощаю с любовью и большим желанием, так как сама имею музыкальное образование, с удовольствием пою и играю на музыкальном инструменте, сочиняю стихи.

Основной целью моей деятельности являетсясоздание условий для развития гармоничной личности, формирование культурного пространства воспитанников средствами театральной деятельности.

Для достижения данной цели перед собой поставила следующие задачи:

приобщение детей к театральному искусству;

обогащение и активизация словаря детей;

стимулирование желания искать выразительные средства для создания игрового образа (мимика, движения, жесты, интонация);

развитие нравственно-коммуникативных и волевых качеств личности: общительности, доброты, отзывчивости, вежливости, умения довести дело до конца;

поддерживание желания участвовать в праздниках и развлечениях, чувствовать себя свободно и раскованно в любой обстановке.

В своей работе использую: рабочую программу, разработанную в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования №1155 от 17 октября 2013г. ;

Учебно – методические пособия «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой, «Знакомство детей с русским народным творчеством», Т. А. Бутариной, «Красная изба» М. В. Тихоновой, базирующихся на личностно –ориентированном подходе к ребёнку, приобщении к устному народному творчеству. Также использую учебные пособия «Театр – творчество – дети» Н. Ф. Сорокиной, «Организация театрализованной деятельности дошкольников» Э. Г. Чуриловой; «Народные праздники в детском саду» М. Б, Зацепиной, «Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности» Т. Н. Дороновой и других авторов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей, где театральная игра – это шаг к искусству, к началу творческой деятельности, материалы подписного издания «Ребёнок в детском саду».

Особое внимание, конечно, уделяю созданию предметно-развивающей среде : в группе оформлена театрализованная зона, где размещены разные виды кукольного театра – пальчиковой, настольный, бибабо, фланелеграф; также маски, разный реквизит и декорации к театральным постановкам. Имеется мини-музей «Бабушкин сундучок» с разнообразием платков, старинных вещей, утвари, который пополняется благодаря помощи родителей.

Сделана картотека театральных этюдов, упражнений по ритмопластике, игр на выражение различных эмоций, игр - превращений, игр для развития мимики и пантомимики, коммуникативных игр-упражнений.

Поскольку развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования, в зоне театрализованной деятельности я разместила разный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряжения.

По мере возможности используем информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ является усиление наглядности, что способствует воспитанию художественного вкуса детей, совершенствованию их эмоциональной сферы. Театрализованная деятельность с использованием презентационного материала, мультимедийных пособий, приобретает новую окраску, проходит более эмоционально, выразительно, что в итоге и способствует повышению уровня развития творческих способностей детей.

Детская художественная литература является одним из важнейших средств развития театрализованной игры, ведь благодаря всем известным жанрам художественной литературы ребёнок развивается эстетически, нравственно, эмоционально, развивается его речь, воображение, восприятие, что очень важно для театра, поэтомуежедневной традицией в группе является чтение художественной и познавательной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в свободной совместной деятельности детей и взрослых : сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.

В процессе своей деятельности по развитию творческих способностей детей применяю разнообразные формы и методы работы. Это экскурсии, театрализованные игры, инсценировки, вечера развлечений, фольклорные праздники, проектная деятельность. Во время НОД использую театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.

«Помоги Незнайке», «Выручи Гномика», «Научи Буратино».

Для того, чтобы все дети были вовлечены в работу, используются разнообразные приемы: творческие задания; упражнения и этюды; выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук педагога любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей в парах.

Работа по театрально-игровой деятельности ведё тся в тесном контакте с педагогическим коллективом: музыкальным руководителем, учителем-логопедом, педагогом-психологом.

Приоритетное значение в организации работы отвожу разным видам игр (творческие, дидактические, подвижные, театральные, народные игры, так как игра способствует не только формированию знаний, умений и навыков, но и психическому развитию дошкольников (развитию внимания, сообразительности, памяти, речи). При этом учитываю индивидуальные особенности детей идифференцированный подход по возрасту, уровню подготовленности воспитанников.

Одним из основных направлений в моей педагогической деятельности является – активизация творческого потенциала ребёнка и включение его в театрализованную деятельность посредством педагогического проекта.

Проектная деятельность как специфическая деятельность творчества, является универсальным средством развития ребенка, содержит в себе – игровую сущность; потребность создания своей предметной среды. Организация проектной деятельности позволяет сформировать познавательную самостоятельность и развивать творческий потенциал у детей, которые бывают, бояться высказывать свое мнение.

Проект дает ребенку возможность найти себя – определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы.

С целью приобщения детей к русским народным традициям и культуре нашего народа был составлен детско-родительский проект «Истоки», который включает разные виды детской деятельности, проведение обрядовых праздников. (см фото)

Результатом проделанной работы стало выступление детей на семинаре для руководителейпо теме «Пасха – праздник весны и торжества жизни», где прозвучала «Пасхальная песня»в исполнении меня и моих детей с показом мультимедийных репродукций картин об Иисусе Христе, инсценировки с выступлением потешниц, прозвучала беседа в форме небылиц и показом русской народной сказки «Золотое яичко» на новый лад, в конце праздника дети играли на музыкальных инструментах и дарили подарки гостям.

На утреннике, посвящённому женскому дню, мои воспитанники инсценировали русскую народную песню «Пошла млада за водой», реализован был проект «Подарок мамочке», с помощью родителей были сшиты русские сарафаны для выступления на празднике.

Проект «Поляна сказок» включал в себя инсценировку «Самая красивая».

Участие в смотре-конкурсе «Фестиваль сказок» с показом театрализованной сказки «Пряничный домик» внутри нашего ДОУ, где дети показали свои артистические способности, которые развивались от выступления к выступлению и заняли первое место среди групп нашего ДОУ.

Сотрудничество с родителями включило в себя такие формы работы, как выступление на родительских собраниях; индивидуальное консультирование; помощь в изготовлении атрибутов, театральных костюмов и декораций; участие в написании сценариев; тематические выставки и папки-передвижки; участие в праздниках, развлечениях, театральных представлениях.

Всю свою целенаправленную работу по развитию творческих способностей своих воспитанников провожу в тесном контакте с родителями, объясняя значимость театрализованной игры в развитии творчества дошкольников посредством советов, консультаций, раскладушек, развлечений и театральных постановок. Для привлечения внимания со стороны родителей к театрализованной деятельности в группе, подготовила и провела родительское собрание «Театр – наш друг и помощник», консультации: «Театрализованная игра – источник творчества и самовыражения дошкольников», «Театрализованная деятельность старших дошкольников», «Кукольный театр дома», «Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольника».Я считаю, что только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса (педагогов, детей, родителей, применения комплекса средств, методов,форм, создании предметно-развивающей среды даёт возможность получить положительный результат в моей деятельности.

Опытом своей работы делилась с коллегами, выступала на педагогических советах с вопросами «Фольклор в развитии речевой активности ребёнка», «Роль театрализованной деятельности в социально эмоциональном развитии старших дошкольников».

Проводила консультации «Знакомство детей с устным народным творчеством», «Использование народных инструментов в театрализованной деятельности детей». Печатались в «Барабинском вестнике» со статьёй «Роль театра в развитии речи детей».

Итоги наблюдений, осуществленных в процессе этой сложной, но такой важной и интересной работы, позволили сделать выводы о позитивных результатах проведенной работы: подавляющее число детей свободно владеют импровизационными умениями; умело используют средства театральной выразительности : мимику, жест, движения и средства интонации; владеют техникой кукловождения; владеют простейшими исполнительскими навыками и активно участвуют в театрализованных представлениях; с удовольствием выполняют творческие задания; стали намного добрее, общительней, внимательней друг к другу, участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.

Пусть с нашего доброго начала театральные действия, и полюбившиеся

сказочные герои сопровождают ребенка всю его жизнь!

Введите в мир театра малыша,

И он узнает, как сказка хороша

Проникнется и мудростью, и добротой,

И с чувством сказочным пойдет жизненной тропой.

Публикации по теме:

Развитие эмоциональности через творческую деятельность. Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста Левченков В. В. Тема: «Развитие эмоциональности через творческую деятельность» Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд» Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, от пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Консультация для педагогов «Развитие музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность» РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Для осуществления данной цели делаем следующие.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» В современной жизни проблема обучения математике приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

План по саморазвитию «Развитие у детей дошкольного возраста гуманных чувств через театрализованную деятельность»План по саморазвитию «Развитие у детей дошкольного возраста гуманных чувств через театрализованную деятельность» Пояснительная записка. «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда.

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» «И в десять лет, и в семь,.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Опубликовано: 8 ноября 2021 в 22:08
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД