МААМ-картинки

Развитие творческих способностей дошкольников средствами музыкально-ритмической деятельности

наталья сёмина
Развитие творческих способностей дошкольников средствами музыкально-ритмической деятельности

Что самое дорогое в жизни человека? Здоровье, и еще раз здоровье. Будет ребенок здоров душой и телом - вырастет и уверенно пойдет по жизненному пути. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. Ребенок интенсивно растет и развивается, движение становится его потребностью. Основной задачей каждого педагогического коллектива является сохранение и укрепление психофизического здоровья детей.

Публикация «Развитие творческих способностей дошкольников средствами музыкально-ритмической деятельности» размещена в разделах

В своей работе использую оздоровительно-развивающую программу «Са-фи-дансе» Фирилевой Ж. Е., Сайкиной Е. Г. по танцевально-игровой гимнастике, которая направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста и рассчитана на четыре года обучения - от 3 до 7лет

Основной задачей моей работы является: сохранение и укрепление здоровья детей, по-вышение эмоционального уровня, а также развитие творческих способностей средства-ми музыкально ритмических движений.

Успешное решение поставленных задач на занятиях ритмики осуществляю в согласии с прин-ципами педагогики.

Для обеспечения эффективности в своей работе использую такие средства обучения как музыка, движение, игра, слово, танцевально-ритмические композиции, танцевальные спек-такли в их единстве. В обучении музыкально - ритмическим движениям ярко прослеживается взаимосвязь всех педагогических методов обучения (наглядный, словесный, практический, а игровая форма заданий, занимательность помогают без особых затруднений усвоить многие достаточно сложные движения.

Музыка - создает положительный эмоциональный фон занятий, помогает детям запом-нить движения, передать выразительный ее характер. Содействует развитию чувства ритма, музыкального слуха, внимания.

Отбор музыкального репертуара осуществляю с учетом его доступности дошкольникам среднего и старшего возраста. Проанализировав музыкальную литературу для детей, реперту-арные сборники, специально предназначенные для музыкально-ритмического воспитания, а также собственный многолетний опыт работы, отобрала музыкальные произведения, соответ-ствующие основным художественно-педагогическим принципам: высокий художественный уровень, яркость, образность, доступность музыкального языка. Подбирая музыку для движе-ний, руководствовалась тем, чтобы репертуар был выразительным, привлекательным для де-тей, будил фантазию и воображение, развивал выразительные возможности тела и, в то же время, был доступным для исполнения. Из опыта работы я увидела, если музыка нравится, у ребят возникает желание двигаться, им трудно усидеть на месте, они буквально "выплескива-ют" свои эмоции. Ритм можно "переживать". И детям легче передать свое понимание музыки не словом, а посредством движений. А это хорошая предпосылка для творческого процесса.

Движениестимулирует процессы роста, развитие и формирование организма, способст-вует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживает и развивает их, способствует повышению общего тонуса. Я считаю, что обучать ритмике необходимо всех детей, не только способных и одаренных, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности, раскрыть «изюминку» и индивидуальность, развивая в них глубокое "чувствование", проникновение в музыку, творческое воображение, формируя умение выражать себя в движениях. Используемые мною упражнения и задания, носят развивающий характер. Процесс разучивания музыкально-ритмических композиций основан на сотрудничестве детей и взрослого, поэтому я выбираю наиболее оптимальную форму обучения это игровое общение с детьми. Игры способствуют развитию пластики, чувства ритма, музыкальности слуха, пантомимики, закрепляют знания об окружающем, дают возможность ребенку проявить себя через самовыражение. Движение и игра – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, они всегда готовы двигаться и играть – это ведущий мотив их существования, поэтому свои занятия я начинаю со слов: “Мы сейчас будем играть…”, “Мы сейчас превратимся…”, “Мы сейчас отправимся в путешествие… и т. п. Воображение помогает детям представить образ и показать его через пантомимику. «А мы сегодня с вами, пойдем на улицу, и будем лепить из снега снежных зверушек. Давайте наденем шапки, шубки, рукавички, валенки и побежим на улицу. (Дети показывают все действия в движениях). А на улице снега видимо, не видимо! И сначала мы будем лепить красивого Петушка, затем лепим Бабочку, Барашка и Кошечку. (Дети выполняют этюды на развитие воображения и пластики)»Доверительные отношения и непринужденная атмосфера игрового общения - залог успеха. Самое главное - процесс движения, доставляющий радость. И я стараюсь чаще хвалить детей, чтобы внушить им уверенность в своих силах. При этом и сама стремлюсь получить удовлетворение от музыки, движений, от общения с детьми. Такой мой настрой способствует эмоциональному «заражению», снятию психологических ком-плексов, чувства неуверенности.

Практика показала, что развитие активного творческого воображения у дошкольников хорошо осуществляется с помощью игр – импровизаций. Я описываю ситуацию, но ничего не показываю, чтобы дети не подражали, а сами искали образ, проявляя свою творческую инди-видуальность.

Игровая ситуация “Подснежник”.Дети импровизируют в танце, стараясь выразить этот образ. «Ребята, представьте, что мы с вами находимся под землей, мы — корни растения — подснежника. Пригревает солнышко, тает снег, появляются первые проталинки. Пробиваются сквозь землю нежные листочки подснежника. Становится пасмурно, солнышко скрылось, подул легкий ветерок. Стебелек растения колышется, приклоняется к земле. Ветер стих. Растение снова ожило, радуя окружающих. Наступил вечер, листочки закрываются в буто-ны и готовятся к ночному отдыху». Дети соединяют руки, изображая бутон. Используется за-пись из альбома “Времена года” П. И. Чайковского.

Эффективно проходят сюжетные занятия с использованием литературных произведений, кото-рые требуют активной мысли, направленной на восприятие содержания произведения. Дети эмоционально воспринимают содержание, сочувствуют героям, отсюда и появляется стремле-ние активно реализовать себя в игровых действиях. «Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки. Какие сказки ваши самые любимые? Сегодня я расскажу вам сказку, а вы мне ее покажите. Сказка называется «Путешествие Журчишки».

На лесной поляне,среди травинок пробился родничок. Он только что родился, веселый, про-зрачный, звонкий. И стал пробираться между бугорков по своему руслу. Бежит ручеек спотыка-ясь о камешки и задорно смеется. Его журчание долетает до птиц и они спускаются к нему напиться чистой воды. Вот божья коровка. Перебираясь с ветки на ветку любуется свежими листочками. Вдруг подул ветерок и божья коровка свалилась вниз и упала прямо на спину. Она ворочалась из стороны в сторону, пытаясь встать ноги (лежа на спине, руки вдоль туловища дети выполняют перекаты вправо, влево). А ручеек побежал дальше и увидел паучка. Паучок был занят работой, он ткал узор (упражнение «мостик»). Мимо пролетала бабочка. Она махала крыльями, перелетая с цветка на цветок (упражнение «бабочка»). С раннего утра жужжит на поляне майский жук. Он запутался в паутине и упал на землю. Пытаясь освободиться и взлететь он раскрывает и закрывает крылышки (лежа на полу, дети разводят стопы ног в разные стороны, а руки разворачивают ладонями вверх). Но вдруг Журчишка остановился, он увидел красивый цветок, бутоны которого свисали до земли. Ручеек дал напиться цветку и побежал дальше (упражнение для рук «бутон цветка»). Он был рад, что сделал доброе дело.

Дети с удовольствием делают гимнастические упражнения, которые очень полезны для физического развития детей : улучшается осанка, совершенствуются пропорции тела, укрепляются мышцы. Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают ребенку свободно выражать свои эмоции, развивать у ребёнка внимание, волю, память, Постепенно дети начинают легче, грациознее двигаться, становятся раскованными. Интересными и познавательными являются этюды, которые дети исполняют с атрибутами (ленточками, мячами, султанчиками и др.) и спортивными снарядами (степ-платформы, фитболлы). Этот вид музыкально-ритмической деятельности, требует четкого, правильного выполнения движений, имеет спортивную направленность и способствуют развитию у детей координации движений, ориентировки в пространстве, развитие мелкой моторики. В последнее время отмечается тенденция к использованию разнообразных средств физической культуры в том числе и с лечебной направленностью, одной из которых является фитнес-аэробика по программе «Лечебно-профилактического танца «Фитнес-Данс». Разученные танцевально-ритмические комплексы, элементы фитнес-аэробики включаю в утренники, спортивные мероприятия, развлечения, конкурсы и фестивали. Моя работа - бесконечный процесс постоянного поиска, знакомства с новейшей литературой, новыми музыкальными записями, разработкой новых музыкальных композиций. В своей работе я придаю большое значение танцевальной и театрализованной деятельности. Это побудило меня к созданию музыкально- ритмического театра танца «Сказка».

Сказка – любимый детьми жанр. Сказка открывает ребёнку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства.

- Наивысшей точкой реализации творчества, фантазии и самостоятельности детей являются музыкальные спектакли, где сами дети являются активными участниками и исполнителями. Благодаря разнообразной тематике данный вид деятельности позволяет музыкально-ритмический репертуар сочетать с другими видами художественно-творческой деятельности - изобразительной, поэтической, театральной, участвовать в изготовлении декораций, костюмов. Танец приучает детей к нормам культурного общения. В детях воспитывается скромность, доброжелательность, приветливость. Мальчики начинают бережно относиться к своей партнерше. Танец становится одним из средств нравственного воспитания ребенка. Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий значительно снижает заболеваемость и позволяет повысить уровень усвоения программного материала.

Ни одна программа не может реализоваться без тесного сотрудничества с родителями, и родители являются активными участниками всех мероприятий. Мною используются различные формы взаимодействия с родителями:

- анкетирование;

-индивидуальные беседы;

-проведение консультаций на разнообразные темы;

-оформление уголка сменной информации;

-тематические встречи;

- занятия в клубе «Фитнес-Данс»

Публикации по теме:

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,.

Все мы любим физкультуру! Все мы любим физкультуру! Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей дошкольников средствами музыкально-ритмической деятельности
Опубликовано: 8 февраля 2015 в 22:05
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД