МААМ-картинки

Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры

Лидия Васильевна Копырина
Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие эмоционально-волевой сферы детей

старшего дошкольного возраста посредством игры»

Актуальность. Мир психических явлений включает не только познавательные, но и эмоциональные и волевые процессы, которые делают его более насыщенным, более многообразным и своеобразным.

Публикация «Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры» размещена в разделах

Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторон, но и об особенностях становления личности дошкольника.

Особое место детства в становлении личности признается всеми исследователями. Если по отношению к развитию познавательных процессов детский возраст считается решающим, то это тем более верно в связи с развитием личности. В детстве закладывается фундамент личности: формируются основные мотивационные, инструментальные и стилевые черты. Первые относятся к интересам человека, тем целям и задачам, которые он перед собой ставит, к его основным потребностям и мотивам поведения.

В дошкольном возрасте известны ситуации страха, паники, парадоксы воли. В связи с этим существует проблема определения основных путей психологического сопровождения естественного развития ребенка, которое бы включало развитие основ произвольности психических процессов у детей и тренировку психических процессов и функций. Также наличие детей с коммуникативными, поведенческими и эмоционально-личностными проблемами предполагает разработку специальных коррекционно-развивающих программ.

Научная новизна содержит теоретическое обоснование

игры как главного средства развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.

Практическая значимость заключается в разработке программы развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры.

Цель работы заключается в систематизации и разработке программы развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игр.

Задачи:

1. Изучить научно-теоретическую основу проблемы эмоционально-волевого развития детей старшего дошкольного возраста;

2. Раскрыть сущность игры как средства развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста;

3. Практически изучить влияние игры на развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Теоретико-методологической основой явились труды А. В. Запорожца, Р. С. Немова, В. С. Мухиной, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович, Л. С. Выготского и др.

Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста

В связи со всеобщим возрождением интереса к гуманитарным, специфическим человеческим проблемам психологии в последние годы наблюдается повышенное внимание к эмоционально-волевым проявлениям.

Воля – это сознательное управление человеком своим поведением и деятельностью. Она помогает преодолевать препятствия на пути к достижению цели. Первичные волевые проявления отмечаются в раннем детстве, когда ребенок стремится достигнуть цели: достать привлекательную игрушку, делая при этом усилия, преодолевая некоторые препятствия.

Развитие воли и эмоций у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как, несомненно, положительных и ценностных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.

Для маленького ребенка характерно находиться в «плену» эмоций, потому что он не может управлять ими. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника – это появление способности управлять чувствами, то есть произвольность поведения. Постепенно чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

Особую роль в развитии эмоций и воли у детей выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование эмоционально-волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков.

Таким образом, развитие воли и управления своими эмоциями дошкольниками является важной проблемой развития личности, так как являются основой для развития произвольности поведения.

Игра как средство развития эмоционально-волевой сферы личности дошкольника

На констатирующем этапе с целью изучения эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста были исследованы волевые проявления детей и понимание ими эмоциональных состояний людей.

Проведенная диагностика в старшей группе МДОУ №89 «Парус» г. Якутска показала преобладание среднего уровня развития волевых проявлений : дети неодинаково ведут себя при выполнении задания в условиях затруднения, им трудно сохранять цель в ситуации напряженного внимания и сосредоточенности. Большинству детей (80 % детей) доступно понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, при определении эмоционального состояния больше опираются на мимику изображенного, и лучше понимают сверстника. Дети испытывали затруднения в умении поставить себя на место другого человека, особенно взрослого. У многих (80 % детей) наблюдается умение сопереживать другим людям.

Игра рассматривается как самостоятельный метод и как составная часть психотерапии. Как самостоятельный метод она выполняет три основные функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую. Поскольку диагностика не выявила серьезных отклонений в эмоциональном развитии детей, участвовавших в эксперименте, депривации психологического развития, наша экспериментальная работа была направлена на профилактику эмоционального неблагополучия детей, развития их эмоционально-волевой сферы.

В связи с этим, нами разработана и внедрена в практику программа развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста, в которой основными задачами мы выделяем:

развитие социальных эмоций, развитие коммуникативных навыков, создание положительного эмоционального фона;

активизацию произвольной экспрессии, механизмов восприятия и идентификации эмоциональных состояний;

воспитание произвольного контроля за своими действиями, развитие уверенности в себе, освоение различных социальных позиций;

снятие двигательной расторможенности, негативизма.

Принципы программы:

1. Ценностно-ориентированный принцип – эмоция выступает как ценность личности, которая определяет благополучие ребенка и его психологическое здоровье.

2. Принцип активности и свободы самовыражения ребенка – постановка ребенка в позицию самоконтроля и саморегуляции.

3. Принцип симпатии и участия – ребенок должен чувствовать себя в полной безопасности. Взрослый оказывает поддержку сам и, не навязывая, организует ее со стороны сверстников.

Условия:

личностно-ориентированное взаимодействие педагога и ребенка в процессе освоения программы;

готовность педагога к осуществлению воспитательно-развивающей программы по развитию эмоционально-волевой сферы личности старшего дошкольника;

активного участия родителей в воспитательном процессе.

Общее количество занятий: 20, один раз в неделю.

Продолжительность занятий: 35 минут.

Занятия проводятся во второй половине дня.

Количество детей : 6-7 человек.

В занятиях принимают участие все дети. Программа реализуется в три этапа:

1 этап – диагностический.

2 этап – развивающий.

3 этап – контрольный.

Программа условно разделена на три блока:

1 блок – развитие эмоциональной сферы – Передача знаний о средствах выражения различных эмоциональных состояний, понимание ребенком значения эмоциональной окраски слова, его значения в процессе общения, а также того, как влияют отрицательные эмоции на состояние самого человека и других людей.

2 блок – знакомство с моральными чертами характера – формирование нравственного поведения в повседневной жизни, формирование положительных черт характера, обогащение способами преодоления негативных черт характера.

3 блок – развитие волевой сферы – формирование умения регулировать свое поведение, свои отрицательные эмоции, повышение самостоятельности и ответственности ребенка, развитие самоконтроля, развитие стремления действовать по моральным мотивам, развитие уверенности в себе, в своих силах с помощью создания ситуаций успеха.

Методические приемы, используемые в программе:

1. Словесные и подвижные игры.

2. Проигрывание этюдов на выражение и передачу различных эмоций и чувств.

3. Беседы.

Структура занятия:

1. Приветствие.

2. Беседа.

3. Развивающая игра

4. Подвижная игра.

5. Прощание.

Промежуточная диагностика показывает, что дети с низким уровнем активности наблюдается положительная динамика, они уже показывают средний уровень волевой активности при выполнении задания; также у детей наблюдалось выразительное изображение чувств, повысились мимические и пантомимические способности детей. Ребята уже знают элементы выразительных движений, у них наблюдается способность самостоятельно находить нужные способы поведения.

Одним из основных компонентов психологической готовности к обучению в школе является эмоционально-волевая готовность детей, развитие которой предполагает развитие «эмоционального предвосхищения», эмоциональной устойчивости, сформированность небоязни трудностей, умение ограничивать эмоциональные порывы, умение систематически выполнять задания. Поэтому так важно проводить специально организованную, систематическую работу по развитию эмоционально-волевой сферы личности детей. Как показывает практика, в процессе игровой терапии решаются следующие конкретные задачи:

Актуализация у ребенка новых форм переживаний;

Формирование адекватного отношения к самому себе и другим;

Развитие самосознания, уверенности в себе;

Развитие произвольного контроля;

Укрепление саморегуляции поступков.

Таким образом, игры, направленные на развитие способности к самоконтролю, произвольности и саморегуляции являются главным средством развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Использование здоровьесберегающих технологий в период адаптации детей раннего возраста Данный материал представляет собой практические советы педагога-психолога при работе с детьми раннего возраста. Цель: психопрофилактика.

Презентация «Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР», учитель-дефектолог И. М. Горбовская Практика работы с детьми показывает, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, а способы общения без специального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры
Опубликовано: 13 января 2014 в 07:45
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Васильевна Копырина (УИ 105080) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД