Веретенникова Елена Борисовна
Развитие эмоциональной сферы детей раннего дошкольного возраста посредством детского фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие эмоциональной сферы детей раннего дошкольного возраста посредством детского фольклора»
С поступлением ребенка 1,5 – 3 летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течении девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, другой стиль общения.
Публикация «Развитие эмоциональной сферы детей раннего дошкольного возраста посредством детского фольклора» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Для успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения, необходимо, прежде всего, создать у него положительное впечатление о детском саде, чтоб он ходил туда с желанием. А это зависит, в первую очередь, от педагогов, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе.
Актуальность данной работе придает тот факт, что эмоциональное состояние, которое необходимо развивать у детей раннего дошкольного возраста является одним из главных условий для успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения, а далее, предполагающее уровень развития высших чувств и формирования эмоциональных свойств личности.
Своевременное и полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития. В дошкольном возрасте чувства и эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им окраску и выразительность. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими людьми, а значит и успешность его социального развития. Эмоции и чувства формируются в процессе взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Невнимательное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность, которая хорошо наблюдается во всех режимных моментах: ребенок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться или выплеснуть свою агрессию на сверстника. Такие дети становятся объектами психолого-педагогической работы.
Одним из понятных и доступных средств развития эмоциональной сферы детей раннего дошкольного возраста является детский фольклор. Воспитательные возможности детского фольклора огромны : его тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы детей. Целенаправленное и систематическое использование произведений в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Таким образом, проблема развития эмоциональной сферы детей раннего дошкольного возраста посредством детского фольклора и на сегодняшний день является актуальной. От того насколько правильно она будет решена зависит весь процесс обучения и воспитания. Поэтому актуальность выбранной темы определяется необходимостью обобщения и уточнения многообразия теоретических положений по проблеме изучения формирующих развивающих возможностей детского фольклора для развития эмоциональной сферы детей в раннем дошкольном возрасте.
Данная работа по развитию эмоциональной сферы детей раннего дошкольного возраста посредством детского фольклора формировалась на базе МАДОУ ДС КВ «Золотой петушок» г. Новый Уренгой. Участники педагогического процесса – дети раннего возраста (1,5 – 2,5 лет) гр. «Клубничка». В процесс были вовлечены – педагог группы, педагог-психолог, музыкальный руководитель и родители воспитанников.
Система работы по развитию эмоциональной сферы детей раннего дошкольного возраста посредством детского фольклора.
Для реализации этих задач была создана соответствующая развивающая среда :
1. Театральная мини-студия, которая содержит:
- пальчиковый театр;
- театр Бибабо;
- театр кукол на столе;
- костюмы, элементы костюмов, маски;
- атрибуты для различных игровых позиций;
- уголок ряжанья.
2. Литературный уголок включающий в себя:
- различные произведения: книжки с детским фольклором;
- книжки-игрушки;
- издания с аудиовизуальными, оптическими эффектами.
3. Группа оформлена в соответствии возрастными особенностями детей данного периода (Приложение 1).
Данная система работы строится на психолого-педагогических принципах, таких как:
- Доступность.
- Наглядность.
- Систематичность.
- Последовательность.
- Сознательность.
- Активности, самостоятельности, позволяющий удовлетворить потребности ребенка в активных действиях, в преобразовании, творческом выражении и самореализации.
- Единства социального, эмоционального и речевого компонентов. Социальный мир ребенка не может существовать отдельно от его эмоций и чувств, которые они могут выражать словами, а использование детского фольклора в режимных моментах являются эффективным проводником в данной области.
- Чувство общности и способность увидеть другого является тем фундаментом, на котором строится социально-нравственное отношение к людям. Используя потешки, поговорки, стишки т. д., можно воспитать у детей такие качества, как сочувствие, сопереживание, сострадание и содействие, взаимопомощь.
- Эмоциогенности, ориентированный на психологическую комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Детский фольклор вводит детей в мир эмоций, через активное творческое взаимодействие со сверстниками и позволяет решить следующие задачи:
1. Обогащение эмоционального опыта ребенка.
2. овладение «языком» эмоций как способом выражения собственного эмоционального состояния.
3. Осуществление эмоционально-психологической коррекции детей.
4. Создание пространственно-предметных эмоциогенных условий для эмоционально-комфортного проживания детей в период Детства.
5. Обогащение активного словаря детей.
Основываясь на этой позиции, детский фольклор был использован в режимных моментах группы (Приложение 2).
А также имеет методические и технологические особенности:
1) Все потешки, поговорки и т. д. подобраны с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, настроением детей, актуальными ситуациями в группе, проблемами конкретных детей.
2) Имеют гибкую вариативность в зависимости от сложившейся ситуации.
3) Они создают зону благоприятного развития не только на эмоционально сферу, но делают ребенка социально уверенным и успешным, а также обогащают их активный словарь, развивают речь.
4) Для повышения интереса необходимо использовать метод внезапного появления сюрприза. Дети очень любят всякие неожиданности, вызывающие удивление.
5) Необходимо привносить элементы новизны, усложнения на усмотрение педагога.
6) Насыщение деятельности детей интересным и эмоционально значимым содержанием;
7) Наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
8) Совместное участие в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей);
9) Содержание предложенной темы интегрируется во все виды детской деятельности, а так же реализуется:
- в режимных моментах;
- в повседневно-бытовых ситуациях;
- в беседах тематической направленности;
- как часть занятия.
Для реализации задач предусмотрены требования к педагогу:
1. Взрослый выступает в педагогическом процессе в качестве равноправного партнера, заменяя местоимение “я” на “мы”; работает в безоценочном пространстве, показывая детям собственную заинтересованность.
2. Педагог создает условия для реализации потребностей ребенка, комфортную психологическую атмосферу, всемерно поощряет успехи ребенка.
3. Педагогу необходимо быть актером, так как эмоции и чувства надо уметь показать. Дети очень верят в образ и ответят чувством на чувство.
4. Педагог должен понимать, каким окружающий мир предстает с точки зрения ребенка, что означают одни и те же слова, если их слышит маленький человек с иным запасом знаний и жизненным опытом.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что если использовать при развитии эмоциональной сферы детей раннего дошкольного возраста средства детского фольклора, то это будет способствовать эффективному повышению развития эмоциональной сферы детей раннего дошкольного возраста.
Эффективность работы подтверждают достаточно высокие результаты, которые мы получили после того, как с детьми была проведена развивающая работа, направленная на развитие эмоциональной сферы посредством детского фольклора.
Считаем необходимым сделать по этому поводу некоторые выводы.
Во-первых, необходимо отметить, что полноценное использование детского фольклора во всех видах деятельности требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства народного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Умение представлять конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить и выражать свои мысли. Для выражения своих эмоций малыш должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами и т. п.). Следовательно, в повседневной деятельности детей, благодаря детскому фольклору, можно сказать, осуществляется общекультурное развитие малышей, возникает эмоциональный отклик на него. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.
Во-вторых, детский фольклор положительно влияет на эмоциональную и волевую стороны его личности, удовлетворяет потребность в движении, приносит ему радость.
В-третьих, проигрывание потешек, песенок прибауток, пестушек т. п. в различных упражнениях помогает снять эмоциональное напряжение, недовольство друг другом, если оно появилось.
После проведения с детьми комплексной развивающей работы среди них увеличилось количество детей, которые стали отражать в играх разные сюжеты, самостоятельно пользоваться предметами заместителями, называть их. В игре с воспитателем с интересом включаются в игровой диалог. В индивидуальной игре стали много говорить вслух, менять интонацию голоса. Охотно общаться друг с другом. Стали быстрее реагировать на сигнал, переключатся с одного движения на другое. С большим удовольствием участвовать в играх, соблюдать правила. Называть части тела и лица. Называть ярко выраженное эмоциональное состояния друг друга (смеется, радуется, плачет). Проявлять доброе отношение к игрушкам, животным. По напоминанию взрослого самостоятельно мыть руки. Умеют есть самостоятельно. Радоваться чистой, красивой одежде, аккуратной прическе. Активны в речевом общении.
В целом же считаем необходимым отметить, что цели и задачи, поставленные нами в начале работы решены.
Таким образом можно говорить о том, что система работы по развитию эмоциональной сферы у детей раннего возраста оказалась достаточно эффективной.