Ольга Ощепкова
Развития логического мышления младших дошкольников посредством игры шашки
▼ Скачать + Заказать документы
В 2016 году я прошла курсы Игоря Сухина «Шахматный всеобуч» (методика обучения детей дошкольного возраста в игру шахматы). Меня эта тема очень заинтересовала и с сентября месяца я начала обучать в своей группе (6-7 лет) детей играть в шахматы. Методика Игоря Сухина очень интересная и разнообразная. В конце года мы устроили турнир среди детей подготовительных групп из разных детских садов, где ребята показали прекрасные результаты.
В этом году я набрала малышей (3-4 года) и со второго полугодия начала обучать их игре в шашки. Так как я считаю, что шашки - это начальная ступень, которую ребенок должен освоить перед тем, как начать учиться играть в шахматы.
Публикация «Развития логического мышления младших дошкольников посредством игры шашки» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Шашки. Учимся играть в шашки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Ранний старт необходим, так как он позволяет воспитать гармонично развитого ребёнка. Неслучайно за шахматной доской в детстве много времени проводили знаменитые писатели, такие как Пушкин, Лермонтов и Тургенев.
Игра в шашки отлично развивает в ребенке, такие важные качества, как память и логическое мышление. Помимо этого, для ребенка — это еще и интуиция, целеустремленность, умение принимать верные решения и другие полезные для жизни качества.
Организация совместной деятельности детей и воспитателя.
В совместную деятельность вносится соответствующий дидактический и развивающий материал. (Мы приобрели большую, настенную шахматную, магнитную доску и 10 наборов настольных шашек. Занятия я провожу один раз в неделю по 15 минут. Детей делю на две подгруппы.)
Трехлетний ребенок – уже человек со своим особым внутренним миром, с привычками, желаниями. Но управлять вниманием 3-летнего ребёнка лучше всего в игровой форме, поэтому при знакомстве с шахматной доской и шашками я использую следующие игровые приёмы:
• игровая мотивация, побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности);
• пальчиковая гимнастика (стимулирует активность мозга, является прекрасным речевым материалом);
• элементы драматизации (в том числе сказки, рассказы сочинённые мною) –для повышения интереса детей к подаваемому материалу, создания эмоционального фона;
• метод предварительной ошибки (очень эффективен, особенно при закреплении материала)
Этапы обучения:
1. Знакомство с доской. (Способствует Формированию элементарные математические понятия, такие как: квадрат, круг ; Черный, белый цвет; Считаем углы и стороны у шахматной доски; знакомимся такими понятиям как столбик и строчка; Считаем сколько черных клеток в одной строчке и сколько белых. ;)
2. Знакомство с шашками (через сказки «Болотные кочки», «Бравые солдаты»)
3. Обучение игре в шашки (Объяснение правил игры, ознакомление с общими способами действий,, поощрение стремления детей достичь результата).
4. Игра воспитателя с ребёнком, с подгруппой детей. (Дети усваивают при этом игровые действия, их способы, подходы к решению задач. Воспитатель играет, составляет загадку, лабиринты и в это время привлекает ребёнка к оценке своих действий, просит его подсказать ему следующий ход, дать совет, высказать предположение. Ребёнок занимает активную позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать).
Эффективным приемом является:
• переход одного вида деятельности (игры) из совместной в самостоятельную;
• еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала.
Таким образом, знания, полученные ребёнком на занятии, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную.
Развитие логического мышления детей – процесс длительный и весьма трудоёмкий, прежде всего для самих детей, уровень мышления каждого очень специфичен. К слабым детям необходим особый подход. Важно учитывать психические и физические особенности детей, оказание поддержки, воспитание уверенности в себе, самостоятельности в решении простых задач.
Особую роль играют “сильные” дети: отлично справившись с конкретной задачей они “подключаются” к тем, кто испытывает трудности.
Такая форма взаимодействия педагога и воспитанников очень эффективна.
Она помогает сплотить коллектив, даёт возможность самоутвердиться успевающим детям и почувствовать уверенность в своих силах более слабым.
Заключение
Благодаря играм в шашки и шахматы дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи, тренируют память, учатся самодисциплине. Умные, талантливые и сильные духом дети - это залог будущего процветания нашей страны.