Ирина Осипова
Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игрового песенного фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
«Развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игрового песенного фольклора»
Методологической основой исследования являются подходы к проблеме развития способностей, разработанные зарубежными и отечественными психологами и педагогами (Гилфорд Д., Лоуэнфельд В., Выготский Л. С., Теплов Б. М., психолого-педагогическая теория деятельности (Рубинштейн, С. Л., Леонтьев А. Н., Гальперин П. Я., теория музыкального обучения и воспитания (Ветлугина Н., Зимина А., Орф К., Картавцева М. Т.)., традиционная культура и мир детства (Н. Успенская)., народные игры в детском саду (Лялина Л. А.)., народное искусство в воспитании детей (Комарова Т. С.)., фольклор, музыка, театр (Мерзлякова С. И.) традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей (Рытов Д. А.).
Публикация «Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игрового песенного фольклора» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Песни. Все материалы на тему песен
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность. На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.
Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания. Это и послужило выбору темы исследования: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с игровым песенным фольклором».
В нашей исследовательской работе мы, изучая и анализируя специальную литературу, рассматриваем песенный игровой фольклор, который имеет огромный педагогический развивающий потенциал, но в наше время остается недооцененным и поэтому редко используется в музыкальной педагогической деятельности.
Объектом исследования: является развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Предметом исследования: является развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с игровым песенным фольклором.
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментальным путем проверить эффективность развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игрового песенного фольклора.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что ознакомление с игровым песенным фольклором будет эффективным средством развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста, если педагог:
• использует разные жанры игрового фольклора;
• создает в группе развивающую музыкально - игровую среду;
• активно применяет комплекс методов и приемов обучения детей воспроизведению песенной мелодии, сопровождающей народные игры;
• учит простейшим импровизациям разученных ранее игр, песен, попевок, пестушек.
Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были поставлены задачи исследования:
1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. раскрыть теоретические основы развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста; выделить компоненты, критерии, показатели развития музыкальных способностей старшего дошкольного возраста;
3. разработать программу развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с игровым песенным фольклором;
4. проверить эффективность ознакомления детей старшего дошкольного возраста с игровым песенным фольклором, как средством развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость данной дипломной заключается в обобщении и систематизации знаний по данной теме. состоит в уточнении особенностей развития музыкальных способностей дошкольников.
Практическая значимость заключается в том, что материалы данного исследования, составленные методические рекомендации по ознакомлению с игровым песенным фольклором, как средство развития музыкальных способностей детей в старшем дошкольном возрасте могут быть использованы педагогами и родителями в дошкольных учреждениях для повышения эффективности воспитательной работы.
База исследования: Дом культуры с. Подсинее
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы, приложением. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Первая глава. Посвящена теоретическому анализу развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.
Здесь ведется детальный разбор понятий творческих и музыкальных способностей и их формулировка на разных исторических этапах. Анализ философской сущности творчества по трудам ученых Платона, Аристотеля, Прихожана, Теплова и других.
Специальные способности - это способности к определенной деятельности, которые помогают человеку достигать в ней высоких результатов.
Специальные способности сложились в ходе развития человеческого общества. Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом. Для разных специальных способностей характерно неодинаковое время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка.
Музыкальные способности являются специальными, в результате обучения развиваются, дифференцируются, обеспечивая успешность выполнения музыкальной деятельности.
В определении музыкальных способностей мы придерживаемся мнения Картавцевой М. Т., которая считает, что музыкальные способности начинают формироваться в дошкольном возрасте, включают в себя ряд компонентов (музыкальный слух (мелодический, тембровый, звуковысотный, музыкальную память (кратковременную и долговременную, чувство метроритма, воображение (воссоздающее и творческое)
Так же в этой главе нами был сделан анализ психолого педагогических возрастных особенностей детей и дана характеристика ряда компонентов музыкальных способностей, детей данной категории.
В старшем дошкольном возрасте познавательная деятельность усиливается в процессе обучения. Их восприятие не устойчивое и не организованное, однако, очень острое. Этому возрасту характерна малая дифференцированность восприятия, компенсируемая ярко выраженной эмоциональностью. Мышление от эмоционально - образного к эмоционально- логическому, развивается с речью.
Формируются отдельные компоненты музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста :
Мелодический слух - развивается на занятиях пения, при игре на инструментах, разучивании песен.
Для развития умения слушать и воспринимать музыку необходимо музыкально – сенсорное восприятие ребенка. Оно предполагает различение звуков по высоте, тембру, силе звучания, длительности.
Активизация всех компонентов музыкального слуха детей – одна из важных задач музыкальной педагогики и самая существенная сторона в практическом поучении.
Музыкальная память – к основным процессам относится запоминание материала, узнавание и воспроизведение. Благодаря памяти определяются музыкальные темы и произведения при повторном их исполнении, воспроизводятся отдельные интонации, мелодические обороты и произведения в целом.
Музыкальное воображение – это необходимый элемент творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста, оно делится на воссоздающее и творческое.
Воссоздающее воображение дает возможность мысленно представить мелодию или произведение. Воображение опирается на предшествующий музыкально – слуховой опыт.
Каждая из этих способностей в большей или меньшей степени развивается в различных видах музыкальной деятельности : восприятии, исполнительстве, творчестве. Но наиболее успешно: ладовое чувство – в процессе слушания музыки, чувства ритма – в музыкально ритмических движениях, музыкально – слуховых представлениях – в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху (пение, игра, игра на музыкальных инструментах).
В третьем пункте первой главы мы излагаем суть методов и средств развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста такие как
Наглядный
Словесный
Метод практической деятельности
На ряду с этими методами рассматриваем эффективность развития музыкальных способностей дошкольников средствами игрового песенного фольклора.
Замечательный русский ученый – мыслитель Ломоносов М., будучи большим знатоком и любителем народного пения, одним из первых обратил внимание на большие воспитательные возможности фольклора.
Великий Толстой Л. Н. считал, что одновременно с родной речью ребенок должен учиться родному музыкальному языку.
Методы и средства развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста заключаются и в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой, игровой форме знакомят детей с обычаями и обрядами народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувствам юмора. Знакомство с музыкальным фольклором в практике дошкольных учреждений осуществляется на музыкальных и других занятиях, в повседневной жизни, на досугах и в процессе народных праздников, проводимых с детьми. Наиболее распространенное и доступное средство -произведения музыкального фольклора, которые входят как основа русской музыкальной культуры в жизнь ребенка. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота формы - характерные черты русского музыкального народного творчества. Мелодии, оставаясь очень простыми и доступными, часто варьируются, что и придает им особую притягательность.
Народный, песенный материал помогает эффективно решать задачу эстетического воспитания и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста. Русские народные песни богаты разнообразием жанров. Даже песни, сопровождающие быт ребенка, отличаются ярко выраженным характером. Некоторые из них протяжные, распевные, например колыбельные песни «Котя, котенька-коток», «Баю-баю». Игровые, плясовые песни радуют своим веселым, жизнерадостным характером. Они очень просты по своему, построению, отличаются четким ритмом, задорной мелодией. В них ярко переданы интонации, иллюстрирующие монотонные движения колыбели. Малыши с удовольствием слушают и подпевают эти песни, эмоционально откликаются на них.