Светлана Георгиевна Максимова
Развиваем интеллект ребенка посредством обогащения словаря
▼ Скачать + Заказать документы
Обогащать словарный запас ребенка - значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими. Словарный запас должен соответствовать возрасту. Словарь ребенка 5-6 лет составляет до 3500 слов. Он должен уметь обобщать и классифицировать предметы по группам, иметь грамматически правильно оформленную речь.
Публикация «Развиваем интеллект ребенка посредством обогащения словаря» размещена в разделах
Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, их названиями, вести активный образ жизни. Постепенно словарь систематизируется, упорядочивается.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе.
Педагоги активно используют дидактические игры, которые не только позволяют всесторонне развивать дошкольников, но и способствуют активизации словаря. Дидактические игры закрепляют и уточняют словарь, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами, настольные печатные игры и словесные игры.
Для пополнения и активизации словарного запаса эффективными могут быть словесные игры, которые являются разновидностью дидактических игр, направленных на развитие речи ребенка.
Игровая задача словесных упражнений заключается в быстром подборе точного слова - ответа ведущему.
Игра «Аналогии»
Цель: активизация существительных с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами.
Ход:
Воспитатель предлагает детям дополнить слово по образцу : заяц – зверь, жворобей – птица или наоборот.
Взрослый называет слово обобщающего значения, ребенок придумывает слово конкретного значения: посуда – стакан, транспорт –автобус, насекомые – бабочка.
Выигрывает тот, кто ни разу не собьется.
Игра «Я знаю пять…»
Цель: активизация слов с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами.
Ход.
Дети встают в круг. Первый игрок, в руках у которого мяч, начинает игру словом : «Я» и передает мяч рядом стоящему ребенку. Второй игрок принимает мяч, проговаривает следующее слово : «Знаю» – и передает мяч дальше. Третий игрок: «Пять». Следующий ребенок «Птиц». Далее каждый ход сопровождается называнием птиц до тех пор, пока не будет названо пять слов данной группы.
Второй вариант игры:
Один ребенок подбрасывает мяч и называет пять слов определенной группы.
Игра с мячом «Ассоциации»
Цель: расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций.
Ход.
Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Колючий». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (еж) и возвращает мяч взрослому.
Аналогично: холодный - снег, глиняный – кувшин, высокий – человек.
«Назови три слова»
Цель: активизировать словарный запас.
Ход.
Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.
•Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
•Что можно варить?
•Чем можно рисовать?
• Что может летать?
•Что может плавать?
Игровое упражнение «Слова-неприятели»
Цель: упражнять в подборе слов-антонимов.
Высокий -…
Чистый - …
Аккуратный - …
Добро - …
Игровое упражнение «Слова – приятели»
Цель: упражнять в подборе слов – синонимов.
Конь -…
Приятель -…
Игровое упражнение «На что похоже?»
Цель: упражнять в подборе слов-сравнений.
Белый снег похож на…
Чистый дождь похож на…
Игры по словообразованию
1. «Назови ласково»
Кот — котик, чашка — чашечка, стул, колесо, гнездо, часы.
2. «Назови большой предмет»
Усы — усищи, кот — котище, рыба — рыбища.
3. «Придумай кличку»
Рыжая корова — Рыжуха, рыжий котёнок — Рыжик, лохматая собачка — Лохматка.
4. «Закончи слово» (Образование однокоренных слов по назначению.)
Сахар в сахар. нице, суп в суп. нице, горчица в горчич. нице.
5. «Кто это делает?» (Образование однокоренных слов по роду деятельности.)
Детей учит учитель, дома строят строители, часы чинит часовщик, носит вещи на вокзале — носильщик.
6. «Составь слово» (Активизация и пополнение словаря ребенка сложными словами) /Снег + падает - снегопад, вода + падает - водопад, пыль сосет - пылесос, сок выжимает – соковыжималка, мясо рубит –мясорубка, сам летит – самолет, лес рубит – лесоруб, лед колет – ледокол/.
.