Лучший педагог года

Развиваем интеллект ребенка посредством обогащения словаря

Светлана Георгиевна Максимова
Развиваем интеллект ребенка посредством обогащения словаря

Обогащать словарный запас ребенка - значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими. Словарный запас должен соответствовать возрасту. Словарь ребенка 5-6 лет составляет до 3500 слов. Он должен уметь обобщать и классифицировать предметы по группам, иметь грамматически правильно оформленную речь.

Публикация «Развиваем интеллект ребенка посредством обогащения словаря» размещена в разделах

Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, их названиями, вести активный образ жизни. Постепенно словарь систематизируется, упорядочивается.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе.

Педагоги активно используют дидактические игры, которые не только позволяют всесторонне развивать дошкольников, но и способствуют активизации словаря. Дидактические игры закрепляют и уточняют словарь, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами, настольные печатные игры и словесные игры.

Для пополнения и активизации словарного запаса эффективными могут быть словесные игры, которые являются разновидностью дидактических игр, направленных на развитие речи ребенка.

Игровая задача словесных упражнений заключается в быстром подборе точного слова - ответа ведущему.

Игра «Аналогии»

Цель: активизация существительных с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами.

Ход:

Воспитатель предлагает детям дополнить слово по образцу : заяц – зверь, жворобей – птица или наоборот.

Взрослый называет слово обобщающего значения, ребенок придумывает слово конкретного значения: посуда – стакан, транспорт –автобус, насекомые – бабочка.

Выигрывает тот, кто ни разу не собьется.

Игра «Я знаю пять…»

Цель: активизация слов с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами.

Ход.

Дети встают в круг. Первый игрок, в руках у которого мяч, начинает игру словом : «Я» и передает мяч рядом стоящему ребенку. Второй игрок принимает мяч, проговаривает следующее слово : «Знаю» – и передает мяч дальше. Третий игрок: «Пять». Следующий ребенок «Птиц». Далее каждый ход сопровождается называнием птиц до тех пор, пока не будет названо пять слов данной группы.

Второй вариант игры:

Один ребенок подбрасывает мяч и называет пять слов определенной группы.

Игра с мячом «Ассоциации»

Цель: расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций.

Ход.

Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Колючий». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (еж) и возвращает мяч взрослому.

Аналогично: холодный - снег, глиняный – кувшин, высокий – человек.

«Назови три слова»

Цель: активизировать словарный запас.

Ход.

Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

•Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

•Что можно варить?

•Чем можно рисовать?

• Что может летать?

•Что может плавать?

Игровое упражнение «Слова-неприятели»

Цель: упражнять в подборе слов-антонимов.

Высокий -…

Чистый - …

Аккуратный - …

Добро - …

Игровое упражнение «Слова – приятели»

Цель: упражнять в подборе слов – синонимов.

Конь -…

Приятель -…

Игровое упражнение «На что похоже?»

Цель: упражнять в подборе слов-сравнений.

Белый снег похож на…

Чистый дождь похож на…

Игры по словообразованию

1. «Назови ласково»

Кот — котик, чашка — чашечка, стул, колесо, гнездо, часы.

2. «Назови большой предмет»

Усы — усищи, кот — котище, рыба — рыбища.

3. «Придумай кличку»

Рыжая корова — Рыжуха, рыжий котёнок — Рыжик, лохматая собачка — Лохматка.

4. «Закончи слово» (Образование однокоренных слов по назначению.)

Сахар в сахар. нице, суп в суп. нице, горчица в горчич. нице.

5. «Кто это делает?» (Образование однокоренных слов по роду деятельности.)

Детей учит учитель, дома строят строители, часы чинит часовщик, носит вещи на вокзале — носильщик.

6. «Составь слово» (Активизация и пополнение словаря ребенка сложными словами) /Снег + падает - снегопад, вода + падает - водопад, пыль сосет - пылесос, сок выжимает – соковыжималка, мясо рубит –мясорубка, сам летит – самолет, лес рубит – лесоруб, лед колет – ледокол/.

.

Публикации по теме:

Поэтический образ природы как средство обогащения словаря дошкольников Ольга Викторовна Батайкина, воспитатель МДОУ «Детский сад №87 комбинированного вида» г. о. Саранск Елена Викторовна Королева, воспитатель.

Консультация для родителей «Прыгаем, играем ребенка развиваем» Если спросить родителей: «Что больше всего любит ваш ребёнок?» Ответ будет: «Играть». Игра - основной вид деятельности детей. В игре ребёнок.

Консультация для родителей «Развиваем мышление детей 4–5 лет вместе посредством игр В. В. Воскобовича» Консультация для родителей Развиваем мышление детей 4-5 лет вместе через игры В. В. Воскобовича Каждый ребенок любознателен и ненасытен.

Консультация для родителей «Развиваем ребенка по дороге из детского сада». Родители часто жалуются, что нет времени после работы заниматься с ребенком, я предлагаю сделать это по дороге домой из детского сада, и.

Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка» В последнее время в практике логопедов встречается все большее число детей с речевыми проблемами. Зачастую родители считают: «Вот одам ребенка.

Мастер-класс для родителей по теме «Развиваем речь ребенка». Мастер-класс для родителей Тема «Развиваем речь ребенка» Добрый вечер уважаемые родители! Я рада вас видеть. Сегодня мы с вами поговорим.

Методическая разработка «Развитие речи и обогащение словаря детей посредством произведений УНТ» Пояснительная записка Младший дошкольный возраст, имеет особое значение для речевого развития ребенка. Несмотря на тот факт, что по своей.

Методы и приемы развития и обогащения словаря дошкольника в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы Актуальность темы диктуется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [п. 2.6], где.

Развиваем интеллект детей через игры-головоломки.Развиваем интеллект детей через игры-головоломки. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктует,.

Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности БОД ДПО (ПК) С «ЧУВАШСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ» МИНОБРАЗОВАНИЯ Кафедра дошкольного образования Эссе на тему «Активизация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развиваем интеллект ребенка посредством обогащения словаря
Опубликовано: 22 апреля 2017 в 19:47
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД