Папки-передвижки

Поэтический образ природы как средство обогащения словаря дошкольников

Елена Королева
Поэтический образ природы как средство обогащения словаря дошкольников

Ольга Викторовна Батайкина,

воспитатель МДОУ «Детский сад №87

комбинированного вида»

г. о. Саранск

Елена Викторовна Королева,

воспитатель МДОУ «Детский сад №87 комбинированного вида»

г. о. Саранск

ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ПРИРОДЫ КАК СРЕДСТВО

ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям. Неуклонно растет объем зна-ний, которые нужно им передать. И педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а ос-мысленным. Одной из проблем развития речи детей дошкольного возраста является развитие монологической речи. Ее невозможно развить без систематической словарной работы. Словарная работа в детском саду, это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.

Публикация «Поэтический образ природы как средство обогащения словаря дошкольников» размещена в разделах

В программах детского сада не дается указаний относительно объема лексики, лишь в качестве примеров приводятся некоторые слова. Отсутствие определенного словаря, подлежащего усвоению детьми, приводит к эпизодичности и стихийности словарной работы, ее планирования и проведения.

Проблемой обогащения, расширения словаря занимались видные отечественные психологи, педагоги, методисты: Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Н. Г. Морозова, К. Д. Ушинский, Е. В. Водовозова, Е. И. Тихеева, В. В. Гербова, М. М. Конина, Ю. С. Ляховская, В. И. Яшина и другие.

В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, фор-мируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической действительности.

Основой развития речи является знание ребенком окружающей действительности. Каждый вновь усво-енный им предмет или явление должны быть скреплены соответствующим словом.

Окружающая ребенка действительность – предметы обихода, люди, животные, картины, игрушки, при-рода – предоставляет богатый материал, который должен быть использован для расширения детских воспри-ятий и обогащения речи.

Знакомство с окружающим – одно из средств развития словаря у детей 5-6 лет.

Поэтому проблемой нашего исследования стал вопрос: каким образом поэтический образ природы будет влиять на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования является процесс развития словаря детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования составляют особенности усвоения и воспроизведения детьми новых слов в про-цессе ознакомления с поэтическим образом природы.

Поиск путей разрешения данной проблемы исследования определил цель.

Цель исследования: выявление особенностей развития словаря детей дошкольного возраста; разработка и экспериментальная апробация комплексной системы разнообразных форм и методов обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста процессе ознакомления с поэтическим образом природы.

В основу исследования положена гипотеза, в соответствии с которой содержание работы по ознакомле-нию с поэтическим образом природы, в значительной степени будет развивать словарь ребенка.

Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Изучить особенности формирования словаря детей дошкольного возраста.

2. Определить содержание словарной работы в детском саду.

3. Определить содержание работы по ознакомлению с окружающим миром с детьми 5-6 лет.

4. Разработать и экспериментально апробировать комплексную систему разнообразных форм и методов обогащения словаря детей 5-6 в процессе ознакомления с окружающим миром

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы: теоретический анализ психоло-го-педагогической литературы по теме исследования, беседа, количественный и качественный анализ получен-ных данных, констатирующий, формирующий эксперименты.

В соответствии с гипотезой и целью исследования его методологию в значительной степени определили идеи российских лингвистов, психологов, педагогов о развитии речи детей дошкольного возраста, в особенно-сти формирования и развития словаря, освещенные в трудах: П. Ф. Бехтерева, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Е. И. Тихеевой, В. В. Гербовой, Ю. С. Ляховской и других.

Теоретический анализ проблемы исследования позволил сделать следующие выводы:

1. Речевое развитие дошкольника напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Дошкольник самостоятельно познает мир, многообразие его предметов и явлений, делая на этом пути удивительные открытия. Он воспринимает действительность, разноцветную, звучащую, по-разному пахнущую, различную по форме, размеру, вкусу, восприятию на ощупь. Так ребенок получает первые впечатления, делает первые наблюдения и первые выводы.

Процесс количественного накопления слов детьми осуществляется с опорой на активное познание ими окружающего мира, совершаясь в игровой, трудовой, познавательной, бытовой деятельности детей. Чтобы сло-варь дошкольника планомерно пополнялся, уточнялся и развивался, необходимо знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями, с их наименованиями.

2. В дошкольном возрасте особое место необходимо уделять работе со звучащим словом. Обращать вни-мание, какими именно словами передается действие, настроение, характер. Важно восприятие дошкольниками поэзии, прежде всего звуковое, так как дети еще не знают грамоты, имеют малый жизненный и читательский опыт. Воспитатель должен создать атмосферу доверительности, интереса к поэтическому слову, сопереживания, сочувствия. Только в этом случае развивается эмоциональная сфера ребенка.

3. Задача воспитателей при ознакомлении с лирическими произведениями – формировать и обогащать чувства детей, вырабатывать у них умение выражать свои чувства. Если такая воспитательная работа проводится с детьми последовательно, систематически, с первого года поступления в детский сад, то в старшем дошко-льном возрасте они становятся способными выражать в речи разнообразные чувства : радость и печаль, удо-вольствие и огорчение – и переключаться с одного настроения на другое.

Обучение выразительному чтению наизусть, рассказыванию рассматривается как педагогический про-цесс, который строится на активном взаимодействии детского коллектива и воспитателя. Активность детей вы-ражается в мобилизации ими своих внутренних сил и способностей, использовании умений и навыков при вы-полнении заданий воспитателя.

4. Поэтический образ природы предоставляет богатый материал, который должен быть использован для расширения детских восприятий и обогащения речи. Знакомство с природными явления посредством поэзии – одно из средств развития словаря у детей старшего дошкольного возраста.

Констатирующий эксперимент был проведен нами в МДОУ № 87 г. о. Саранска в подготовительной группе. Количество детей, участвующих в эксперименте – 20 человек.

Цель эксперимента: изучить уровень понимания лирических произведений о природе детьми старшего дошкольного возраста.

Экспериментальная работа проводилась в процессе занятия по развитию речи.

В ходе проведенного исследования мы выявили, что у большинства старших дошкольников средний уровень понимания лирических произведений о природе.

В рамках данного исследования нами были разработаны конспекты занятий, направленных на обогаще-ние словаря дошкольников посредством поэтического образа природы. На каждом занятии ставились задачи формирования эмоционально-образного восприятия стихотворений, развитие чуткости к выразительным сред-ствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве.

Данные занятия формировали эмоционально-образное восприятие стихотворений, развивали чуткость к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве.

В процессе занятий мы старались поощрять творческие проявления детей в области слова и предлагали дошкольникам задания на придумывание произведений разных жанров. Систематическая работа, направленная на развитие поэтического слуха, привела к тому, что дети стали стремиться к самостоятельному сочинению произведений.

Таким образом, в ходе исследования мы пришли к выводу, что при целенаправленной работе можно раз-вить поэтический слух каждого ребенка. У детей повышается внимание к слову, его точности, уместности употребления в определенном контексте, вырабатывается критическое отношение к собственной речи.

Список литературы

1. JI. А. Горбушина, А. П. Николаичева, «Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного воз-раста», М 1983.

2. В. М. Федяевская, «Книга для рассказывания и чтения дошкольникам», М 1953.

3. О. И. Соловьева, «Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду», М 1966.

4. Ф. А. Сохина, «Развитие речи детей дошкольного возраста», М 1979.

5. Е. И. Тихеева, «Развитие речи детей», М 1981.

6. М. К. Боголюбская, В. В. Шевченко, «Художественное чтение и рассказывание в детском саду», М 1970.

7. В. В. Волина, «В гостях у природы», СПБ 1997.

8. БА, «Стихи и рассказы о природе», М 2006.

9. БА, «Русские поэты - детям», М 2007.

10. JI. И. Егорченков, «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников», М 2001.

Публикации по теме:

Центр природы как средство познавательного развития дошкольников (из опыта работы) Актуальность. Ознакомление с природой - одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Для развития мышления и речи ребенка.

Поэтический образ природы в детских рисунках Эстетическое чувство, получаемое человеком от природы должно возвысится на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием.

Кроссворд и ребусы для развития мышления, внимания и обогащения активного словаря детей 6–8 летКроссворд и ребусы для развития мышления, внимания и обогащения активного словаря детей 6–8 лет В данной публикации приведены выдержки из следующих авторских книг, содержащих задания для дошкольников 5-7 лет: - "РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по обучению.

Информационная среда как средство обогащения деятельности детей дошкольного возраста Для педагогов информационная среда составляет важнейшую часть их культурного жизненного пространства, способствует развитию критического.

Инсценировка стихов, как средство обогащения ролевого поведения младших дошкольников «Дошкольный ребенок - человек играющий, поэтому в ФГОС дошкольного образования закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота.

Консультация для воспитателей детского сада «Фольклор как средство обогащения речи детей раннего возраста» В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскуднения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и.

Фольклор как средство развития словаря детей Детский сад – начальная ступень в развитии человека. Это период активного творческого развития ребенка в целом, когда развиваются и совершенствуются.

НОД по региональному модулю «Поэтический образ природы в произведениях мордовских поэтов» НОД по региональному модулю тема: «Поэтический образ природы в произведениях мордовских поэтов». Программное содержание: Показать формы.

Организация мини-музея как средство обогащения предметно-пространственной развивающей среды группы детского сада Реализовывать основную комплексную программу, расширять кругозор воспитанников, открывать возможности для самостоятельной исследовательской.

Музыкально-обогащенная среда как средство развития эмоциональной сферы дошкольников через восприятие образов природы Музыкально- обогащенная среда- как средство развития эмоциональной сферы дошкольников через восприятие образов природы. Развитию эмоциональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поэтический образ природы как средство обогащения словаря дошкольников
Опубликовано: 11 января 2017 в 22:06
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД