Получи документы

Консультация для воспитателей детского сада «Фольклор как средство обогащения речи детей раннего возраста»

Светлана Герр
Консультация для воспитателей детского сада «Фольклор как средство обогащения речи детей раннего возраста»

В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскуднения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и приметивен словарный запас большинства взрослых и детей.

Чтобы помочь дошкольникам осваивать богатство родного языка, а так же для успешного развития их мыслительной сферы, центральное место должно быть отведено речевой деятельности.

Несомненно, эту работу необходимо осуществлять на всех возрастных этапах при условии четкой, грамотной организации педагогического процесса и комплексного подхода, который предполагает взаимосвязь традиционных и нетрадиционных способов действий.

Публикация «Консультация для воспитателей детского сада „Фольклор как средство обогащения речи детей раннего возраста“» размещена в разделах

Сегодня одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях припевках, закличках, колядках, обрядах; формирование у детей интереса к детскому фольклору, обогащение словарного запаса детей. Знакомить детей с фольклорным материалом следует с младшего дошкольного возраста.

В работе широко применяются малые формы фольклора с дошкольниками. Известно, что ребенок младшего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притопывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет, радует его, организует его поведение. Попевки, приговорки с давних времен создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребенок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные успокаивают, веселые радуют, в них звучит любовь к ребенку и забота о нем. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру.

Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Маленький ребенок в период адаптации скучает по дому, маме, неспособен к общению с другими детьми и поэтому находится в угнетенном состоянии. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышом. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробуждать чувство симпатии к пока еще чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоиться.

Так маленькие фольклорные шедевры, полные мелодичности и лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт между ребенком и взрослым.

Известно, что словарный запас детей этого возраста еще невелик, реальный мир воспринимается ими своеобразно, поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. Ребята реагируют на потешки одинаково. Так, если одних детей успокаивают потешки с перебиранием пальчиков, то другие на эту потешку почти не реагируют, приходится учитывать индивидуальные особенности детей, чтобы создать у каждого из них радостное настроение. Помогают в этом и игрушки. Та же всем известная потешка «Ладушки» звучит свежо, когда ее приговаривают от имени куклы, умеющей двигать руками. А сколько веселья вызывает у детей зайка, скачущий по комнате под слова потешки.

Ритмичный текст потешки побуждает ребят к движению, создавая весёлое настроение.

Каждый знает, что проведение некоторых режимных моментов вызывает у малышей отрицательное отношение. И вот, для того чтобы дети умывались, ели, одевались, готовились ко сну прибегаем к потешкам.

Используются потешки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова. Благодаря простоте и мелочности звучания потешек детей, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь.

Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбию, вызывают у малышей чувство сопереживания к сверстникам.

Показывая детям новые игрушки, следует приговаривать потешки. Малыши играют, пытаются, подражая сочетая свои действия со словами потешки.

Известно, что создание положительного эмоционального настроя в детском коллективе, а так же развитию речи, расширению кругозора способствуют развлечения.

Когда у детей накопляется опыт слушания и осмысленного восприятия потешек, подбираем более сложный материал для развлечения ребят. Любимые развлечения детей следует время от времени повторять. Малыши проявляют высокую активность, встречаясь с уже знакомыми им текстами, игрушками.

Более старших детей знакомят со считалками, пословицами, поговорками, загадками, небылицами, в которых кроется богатство словестного ритмического творчества и всяких выдумок. Популярны так же песни-насмешки – особый очень забавный и интересный вид детского творчества. Ознакомление детей с русскими традициями, обрядами, народными праздниками. В подготовительных группах знакомить с былинами.

Разговорный язык и произведения устного народного творчества тесно переплетаются между собой в своем влиянии на ребенка. Окружающие ребенка люди употребляют и пословицу, и прибаутку, и загадку; ребенок схватывает те или иные выражения, усваивает их смысл и сам начинает их употреблять. Педагогам детского сада надо специально заботиться о том, чтобы в живом слове, которое слышат дети повседневно от взрослых, так же звучали эти драгоценные его зерна. Только при этих условиях язык ребенка будет живым и ярким.

Сочетание разнообразных фольклорных жанров помогает детям детского сада применять полученные знания в своей речевой деятельности.

Публикации по теме:

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста Для того чтобы речь детей была не только правильной, точной, живой, выразительной, но дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться.

Информационная среда как средство обогащения деятельности детей дошкольного возраста Для педагогов информационная среда составляет важнейшую часть их культурного жизненного пространства, способствует развитию критического.

Консультация для родителей «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста» Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности.

Консультация для воспитателей детского сада на тему «Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей детского сада на тему: «Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста». Согласно Федеральному.

Консультация для воспитателей «Работа над звуковой стороной речи в условиях детского сада» К четырем годам активный словарь ребенка достигает 1900 – 2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков,.

Консультация для воспитателей «Словесные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста» Актуальность Речь ребенка развивается в общении со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности. Игра, организованная определенным.

Консультация учителя-логопеда для воспитателей «Фольклор как средство развития речи дошкольников» Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является.

План самообразования по теме «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи детей средней группы детского сада» Цель: раскрыть значимость артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения. Разработать эффективную систему артикуляционных.

Проект «Русские народные сказки как средство развития речи детей раннего возраста» во второй группе раннего возрастаПроект «Русские народные сказки как средство развития речи детей раннего возраста» во второй группе раннего возраста МДОУ «Детский сад №4 комбинированного вида» Проект «Развитие познавательных и речевых способностей детей раннего дошкольного возраста.

Консультация для родителей «Фольклор как средство нравственного воспитания детей в дошкольной образовательной организации» Ранний возраст – время, когда закладываются основы физического, психического развития человека. Это период интенсивного развития речи, который.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей детского сада «Фольклор как средство обогащения речи детей раннего возраста»
Опубликовано: 25 сентября 2016 в 10:07
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД