Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Развиваем руку — развиваем речь!»

Татьяна Фомина
Консультация для воспитателей «Развиваем руку — развиваем речь!»

Речь – важный показатель развития интеллекта человека. Без речи нельзя овладеть ничем — ни историей, ни физикой, ни математикой. В этом смысле родная речь — золотая середина психики.

Все чаще приходится работать с детьми, имеющими общее или тяжелое нарушение речи. Давно замечено, что у ребёнка, страдающего нарушением речи нет быстрой переключаемости, нет тонуса в руках, есть вялый и непослушный язык. Это ещё раз доказывает, что в коре головного мозга два центра, отвечающие за речь и мелкую моторику пальцев рук, находятся очень близко и взаимодействуют друг с другом. Чем лучше развиты пальцы, тем лучше артикуляция, тем чище и правильнее звукопроизношение. Развитые тактильные ощущения несут в речевой центр мозга дополнительную энергию, способствующую его формированию. А чем совершеннее кора головного мозга, а значит совершеннее и мышление.

Публикация «Консультация для воспитателей „Развиваем руку — развиваем речь!“» размещена в разделах

В настоящее время перед нами стоит сложная задача: мы находимся на стыке между человеком, который писал по прописям и читал обычные книжки, и человеком, который читает гипертексты, писать не умеет почти. Важно понимать – это другой человек и у него другой мозг. В этом есть опасность. Если маленький ребёнок, придя в школу, не учится письму, привыкая тем самым к мелким филигранным движениям ручки, если в детском саду или дома не лепит, не вырезает ножницами, не перебирает мелкие детали, бисер, то у него не вырабатывается мелкая моторика рук.

Игры на развитие тактильного восприятия :

«Гладкий - шершавый», «Найди такой же на ощупь», Чудесный мешочек», «Горячее-холодное», «Мокрое-сухое».

- Игры с нанизыванием:

«Собери бусы», «Собери пирамидку», «Хоровод зверей», «Сушим одежду».

-Игры с водой.

-Игры с пластилином (разминание, отщипывание, прищипывание, размазывание, раскатывание).

-Игры с бумагой: «Складывание из бумаги», «Снежинки» (один вариант - порвать бумагу, другой - скатать из нее шарики)

-Игры на выкладывание: «Составь целое из частей» (разрезные картинки, кубики, мозаики, пазлы; игры с прищепками («Солнышко», «Овощи»).

- Фольклорные пальчиковые игры: «Сорока», «Ладушки», Этот пальчик…». «Расскажи стихи руками».

- Предложите ребёнку распечатанный материал с картинкой, на которой требуется нарисовать что-нибудь по точкам.

Какую функцию несут в себе такие упражнения?

Действуя с предметами, ребёнок непроизвольно выполняет тонкие движения, получает лёгкий массаж пальцев рук, на которых расположено множество биологически активных точек. Большое внимание необходимо уделять кончикам пальцев рук, так, как согласно теории Су-Джок-терапии, именно кончики пальцев являются соответствием проекции коры головного мозга. Таким образом, с помощью воздействия на определённые зоны мы можем опосредованно стимулировать мыслительные процессы, в том числе и речевые.

Речь совершенствуется намного быстрее и лучше, когда при одновременном проговаривании работают пальцы рук.

Все упражнения для пальцев рук выполняются с детьми в несколько этапов:

1. Взрослый сам демонстрирует ребёнку игру.

2. Затем помогает освоить игру, действуя пальцами и рукой ребёнка.

3. Ребёнок самостоятельно играет, а взрослый произносит стихотворный текст.

4. Ребёнок полностью проигрывает упражнение сам и повторяет текст.

При проведении игр необходимо соблюдать правила:

- игровые упражнения должны предлагаться, начиная с простых, и постепенно усложняться;

- начинать игру только тогда, когда ребенок хочет играть;

- во всем должна быть мера (если ребёнок все время требует продолжения, то постарайтесь переключить его внимание на другую игру, задание);

- никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или ребенок неважно себя чувствует;

- недопустимо переутомление ребенка в игре.

Накопленный опыт и практика являются базой для составления своих упражнений, подкреплённых авторским художественным словом (рифмованными строчками). Упражнения включают не простые движения рук, а взаимодействие с различными предметами: шариками и валиками Су-Джок, эспандерами, эластичными резинками, прищепками, различных размеров мячами, бусинами, карандашами и др.

Игры с прищепками, бусинами, карандашами развивают тонкие движения рук, необходимые для овладения навыком письма при школьном обучении. Кроме того, сами по себе рифмованные строчки задают положительный настрой на занятие, а ощущение предметов, мелких игрушек и взаимодействие с ними создают особые условия успешности в работе воспитателя.

Данный материал доступен и для родителей. Стихотворные тексты упражнений легко заучиваются детьми, движения выполняются с огромным удовольствием и находят большой эмоциональный отклик. Подобрать материал для детских пальчиковых игр очень просто. Возьмите любое детское стихотворение и придумайте к нему легко запоминающиеся движения. На первых порах вам самим придется подбирать пальчиковые движения. Но очень скоро малыш с удовольствием будет помогать вам.

Действуйте! Изучайте! Вникайте в проблемы каждого ребёнка и не упустите драгоценное время!

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности»Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности» Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности» К 5 годам у детей отмечается существенное улучшение.

Консультация для родителей «Играем — речь развиваем» Уважаемые родители! Скоро ваш малыш скоро пойдет в школу, и вы, конечно же, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно.

Консультация для родителей «С пальчиками играем — речь развиваем» При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует.

Консультация для родителей «Развиваем связную речь детей, знакомя их с любимым городом» Консультация для родителей на тему: «Развиваем связную речь детей, знакомя их с любимым городом».Как хочется, чтобы речь вашего ребёнка.

Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка» В последнее время в практике логопедов встречается все большее число детей с речевыми проблемами. Зачастую родители считают: «Вот одам ребенка.

Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем»Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем» Одно из направлений развития ребёнка и гарант успешности в обучении его письму-это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев.

Консультация для родителей «Тренируем пальчики — развиваем речь»Консультация для родителей «Тренируем пальчики — развиваем речь» Само понятие мелкая моторика обозначает выполнение точных и мелких движений кистями рук и пальцами, при котором в работу включаются сразу.

Консультация для родителей «Учим стихи — развиваем речь и память»Консультация для родителей «Учим стихи — развиваем речь и память» На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь»Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь» Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь»Цель мастер-класса:Повышение профессиональной компетентности воспитателей.

Рекомендации для воспитателей «Играем — речь развиваем. Игры по картинкам». Старший дошкольный возрастРекомендации для воспитателей «Играем — речь развиваем. Игры по картинкам». Старший дошкольный возраст В ходе игр по развитию речи у детей обогащается словарный запас,они учатся правильно строить речевые высказывания,уточняют и закрепляют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развиваем руку — развиваем речь!»
Опубликовано: 14 октября 2020 в 20:18
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД