Папки-передвижки

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ как условие успешной социализации ребенка с РАС

Дурнова Светлана
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ как условие успешной социализации ребенка с РАС

Вопрос организации развивающей предметно- пространственной среды для детей с РАС, в ОУ, на сегодняшний особо актуален. Это связано с введением ФГОС, увеличением количества детей с РАС, с тем что ДОУ является первым институтом социализации таких детей. Жизненное пространство аутичного ребенка требует особой заботы и специальной организации. Пространство, в котором ребенку с РАС предстоит быть приобретает особую, терапевтическую значимость. Почему? Потому что дети с аутистическими расстройствами не усваивают основные правила и паттерны социального поведения, с трудом приобретают необходимые для жизни социальные и коммуникативные навыки. у них не формируются адекватные представления о физическом и социальном окружении, что является основой для успешной социализации. Правильная организация окружающей среды способствует преодолению данных трудностей, помогая ребенку понять значение явлений материального и социального мира. Адаптация и последовательное изменение окружающей среды ведет к улучшению навыков социального взаимодействия, коммуникации, формированию адаптивного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра и развивает социализацию и коммуникацию.

Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ как условие успешной социализации ребенка с РАС» размещена в разделах

2 СЛАЙД ТЕРМИНЫ. Рассмотрим и разберем представленные тезисы.

3 СЛАЙД При создании среды для организации образовательного процесса и социализации детей, имеющими РАС, большое значение имеют

- Организация пространства

- организация времени

- организация социального окружения

Адаптация окружающей среды включает организацию пространства, в котором находится ребенок, времени (режима дня) и социального окружения. Правильная организация пространства дает аутичному ребенку возможность лучше усвоить социальные функции различных предметов, помещений, сформировать способы социально приемлемых действий с предметами, ситуативные социальноповеденческие паттерны и коммуникативные навыки. Для этого необходимо соблюдать ряд условий : окружающая ребенка обстановка должна характеризоваться упорядоченностью и умеренностью.

4 СЛАЙД. Начнем с группового помещения. Наше помещение расположено на 3 этаже, в стороне от других групп. Это обосновано тем, ребенку с РАС необходима спокойная обстановка, соблюдение относительной тишины и отсутствие отвлекающих факторов. Основными отвлекающими факторами могут быть: незнакомая обстановка, движущиеся объекты, люди, различные шумы. Тихая, спокойная обстановка позволяет ребенку максимально сконцентрироваться на речевых высказываниях находящегося рядом человека, уменьшает чувство страха.

1. Места в помещении достаточно, чтобы сконцентрировать внимание, ориентироваться, а, следовательно, и адаптироваться в помещении и коллективе.

2. Пространство нашей группы условно разделено на функциональные зоны:

– Для индивидуальных занятий

- для групповых занятий

- зона игр

- зона отдыха и сенсорной разгрузки

- обеденная зона.

4. Туалетная комната рядом и ее помещение не отнимает много времени, у меня есть возможность проконтролировать посещение или помочь ребенку.

5. Все необходимое в группе под рукой- питье, еда, игрушки, не надо специально покидать помещение.

6. Цветовой дизайн группового помещения не держит ребенка в определенных рамках и шаблонах, но преобладают оттенки основных цветов. Весь материал доступен детям, безопасен, его насыщенность контролируется педагогами по мере прохождения основных тем, пополняется.

СЛАЙД 5.

7. В группе для каждого вида игрушек выделены отдельные полки, которые обозначены визуальными подсказками в первый год посещения и подписями во второй, все предметы, вещи и игрушки должны иметь свое фиксированное место. Порядок в окружающем мире предметов важен для любого ребенка, но для аутичного, с его стереотипностью поведения, он – необходимое условие его жизни В целях безопасности все оборудование расположено по периметру группы, центр группы просторная игровая зона.

СЛАЙД 6

8. Мебель подобрана для индивидуального пользования- цветные столы по предпочтению, кровати трёхъярусные. Поверхность столов для приема пищи или игр делится пополам липкой цветной лентой или веревочкой.

Слайд 7

9. Для снятия эмоциональной перегрузки в группе есть *тихая комната*- тоннель, кресла- мешки для отдыха и уединения, интерактивный пол и доска,

Слайд 8.

10. Для зрительной стимуляции- визуальные расписания, алгоритмы одевания- раздевания и другие коммуникативные подсказки (фото ребенка на ячейку с полотенцем, напечатанное имя на шкаф для одежды, информационные таблички- туалет- горшок, спальня – кровать и тд)

11. Для слуховой стимуляции- имеется сенсорная сумка, в которой есть противошумные наушники, задерживающие побочные шумы- крики, плач, музыку и тд, но позволяющие прекрасно слышать речь; простые солнцезащитные очки со средним затемнением; антистрессовые игрушки с сыпучим наполнителем.

12. Для повышения осязательной чувствительности и моторики пальцев имеются кинезиологические тренажеры и в свободном доступе оборудование по М. Монтессори.

13. Для снятия тревожности и напряжения есть песочницы с цветным песком и фасолью, цветными крышками, мелкими игрушками киндерами.

14. Для Развития тактильного восприятия, координации движений, профилактики плоскостопия есть сенсорная тропа.

15. В группе есть так называемые утяжелители- жилеты и одеяла. Что они дают? Специально разработанные для детей с аутизмом наплечные (жилеты) или наколенные (одеяла) позволяют насытить сильную потребность в глубоком давлении и уменьшить нежелательное поведение ребенка. Использование утяжелителей во время занятий позволяет уменьшить гиперактивность ребенка и помочь ему стать более внимательным, собранным и усидчивым. Использование утяжеленных одеял позволяет ребенку почувствовать свое тело, успокоиться и уснуть.

6. Рядом расположена комната учителя- дефектолога, в которой легче концентрировать внимание, где минимальны отвлекающие факторы и есть наличие столов для работы каждого ребенка.

7. В шаговой доступности спортивный зал и кабинет ЛФК

Итак : Пространство, организованное для работы с детьми, имеющими РАС, характеризуется привлекательностью, упорядоченностью и функциональностью. Пространство, в т. ч. помещения группы, кабинеты индивидуальных занятий, условно делится на зоны. Зоны оборудованы в соответствии с их функциональным назначением. Определенные виды деятельности выполняются в соответствующих зонах. Пространство, организованное в ДОУ, должно обязательно учитывать интересы и потребности ребенка с РАС. Оформленное помещение должно быть для него привлекательным. Среди оборудования и материалов, доступных для ребенка с РАС, должны быть его любимые игрушки, предметы.

При организации пространства в ДОУ используются дополнительные визуальные средства, в т. ч. фотографии, информационные таблички, пиктограммы, иллюстрации правил поведения, визуальные сценарии.

Примеры ориентировочных подсказок:

• Использование маленьких фотографий ребенка или привлекательного цвета для обозначения вещей, которыми он пользуется в группе (стула, стола, шкафчика, крючка для полотенца и т. д.).

• Размещение на стене перед входом в группу стенда с фотографиями воспитателей и детей, посещающих группу.

• Обозначение определенных помещений при помощи информационных табличек. Например, на двери раздевалки может быть повешена пиктограмма с изображением одевающегося / раздевающегося человека, на двери спальни — пиктограмма со спящим человеком, на двери туалета — ребенок, сидящий на горшке, в игровой зоне — пиктограмма с изображением ребенка, строящего башню из кубиков, и т. д. Такие пиктограммы дают ребёнку возможность не только сориентироваться в окружающем мире, но и напоминают, какие социальные действия можно осуществлять в конкретном помещении / зоне. Они являются сигналом для выполнения определенных социальных действий.

На втором году обучения, в качестве коммуникативных подсказок используются таблички с печатным текстом, которые размещаются в соответствующих местах. Примеры коммуникативных табличек:

• табличка «ПОМОГИ» — в рабочей зоне ребёнка;

• табличка «ДАЙ ПИТЬ» — на бутылке с водой;

Слайд 13 В качестве социально-поведенческих подсказок могут использоваться:

• Иллюстрированные списки правил поведения. Правила поведения иллюстрируются при помощи наглядных изображений тех действий, которые можно и нельзя делать в детском саду. Фото можно- нельзя кричать!

Слайд 14.

• Серии картинок, иллюстрирующие алгоритм социальных действий. Например, алгоритм мытья рук или одевания на прогулку. Одним из условий при организации пространства для детей с РАС является наличие в нем средств коммуникации, в т. ч. коммуникативной доски, коммуникативного альбома, которые позволяют ребёнку и окружающим его людям общаться.

Коммуникативная доска и коммуникативный альбом включают:

• фотографии близких людей; фото есть! Слайд. 15

• фотографии и пиктограммы с изображением любимых видов деятельности ребенка;

• фотографии, пиктограммы, связанные с удовлетворением физиологических потребностей ребенка (вода, еда, туалет); слайд…

• фотографии, пиктограммы с изображением эмоций ребенка;

Важнейшим условием организации игрового пространства является наличие в нем любимых ребенком игрушек, игр и игровых материалов- книги, это счетный материал, буквы и тд.

Организация времени – помощь в усвоении особенно четкого и стабильного расписания текущего дня с его конкретным порядком переключения от одного занятия к другому.

Для детей с РАС большое значение имеет организация времени. Это связано с тем, что в их сознании с трудом формируются временные представления, структура времени, последовательность временных событий. События, происходящие с ними в течение дня, оказываются неупорядоченными, бессвязными, хаотичными. Дети с РАС не знают, в какой момент совершаются определенные социальные действия. Таким образом, необходима работа по организации времени.

Организация времени включает упорядочивание режима дня и составление расписания занятий. Упорядочивание режима дня осуществляется путем его визуализации, наглядной демонстрации. Визуализация осуществляется при помощи фотографий или карточек, иллюстрирующих последовательность событий, происходящих в течение дня. Благодаря таким визуальным подсказкам ребенок понимает, что нужно делать в определенный момент времени.

Таким образом, для организации деятельности ребенка в течение дня используется наглядное расписание. В случае индивидуализированного распорядка дня, расписание может представлять собой альбом или папку с фотографиями, разложенными в определенной последовательности.

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ. Слайд 17

Для того чтобы обеспечить возможность социального взаимодействия, игровая зона организуется особым образом: с одной стороны, дети должны находиться на одной территории, и обязательно, чтобы у каждого было свое собственное, четко обозначенное игровое пространство. Это необходимо для создания ощущения общности и вместе с тем чувства безопасности. При создании таких условий у детей повышается мотивация, они легче вовлекаются в социальную игру.

Для сокращения дистанции между игроками и создания чувства единства используются общие игровые поверхности: однотонный ковер, мат, игровой стол квадратной формы, игровой бассейн с шариками и т. д. В процессе игры дети располагаются либо рядом, либо напротив друг друга.

С целью обозначения собственного игрового пространства используется приём разграничения, т. е. общая игровая поверхность делится на две равные части. Например, поверхность стола разграничивается с помощью клейкой ленты, поверхность ковра — длинной веревкой и т. д. Для предоставления каждому участнику игры собственного пространства могут также использоваться маленькие коврики-ПАЗЛЫ, которые кладут на большой ковер рядом. Взрослые помогают детям соблюдать границы, «не вторгаться» на территорию друг друга. В результате, дети чувствуют себя спокойнее, увереннее. У них не возникает протестных реакций, появляется возможность играть за одним столом. По мере того как дети привыкают друг к другу и осваивают навыки социальной игры, необходимость в разделении игровой зоны уменьшается.

Работа с ребенком с РАС – это длительный, постепенный и очень бережный процесс - включения ребенка в коррекционную среду. Начинается работа с индивидуальных занятий, затем – переход ребенка в микрогруппу, потом групповые занятия и только после этого мы организуем специальные занятия, расширяющие рамки реабилитационного пространства: посещаем совместные мероприятия сада, устраиваем экскурсии к специалистам ДОУ и разные помещения сада.

Хорошей традицией стало посещение ежегодного праздника здоровья в спортивном комплексе *Олимпия*, выезд во второй год посещения группы в театр *Барабашка*.

Нами прилагаются все усилия для того, чтобы с помощью реабилитационных мероприятий, по возможности, скорректировать нарушенное развитие ребенка, а основная цель такой коррекции – дать ребенку возможность войти в большой мир людей, создать «ситуацию успеха» для каждого.

Практика работы с аутичными детьми показывает, что, правильно организовав поэтапное освоение окружающего мира, создав специальные дополнительные условия в предметно- пространственной среде, можно минимизировать ограничения, обусловленные трудностями ребенка в социализации.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ В нашей группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей.

Предметно-пространственная развивающая среда по ПДДПредметно-пространственная развивающая среда по ПДД Хочу с Вами поделиться теми пособиями и методическим материалом, которыми пополнился наш уголок по ПДД. Самое главное у человека - это.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Развивающая предметно-пространственная средаРазвивающая предметно-пространственная среда Развивающая предметно-пространственная среда В развивающей среде моей группы отражены основные направления образовательных областей ФГОС.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДООРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОО Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО. Ожева Н. Н и Прилепко Е. А. Всоответствии с ФГОС ДО программа должна отражаться с учетом.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Уважаемые коллеги! Хочется представить вам опыт работы педагогов ДОУ по созданию условий для сохранения психо - эмоционального здоровья.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Главное требование к образовательной среде в ДОУ - предоставить ребёнку возможность свободу выбора деятельности, в которой он сможет.

Развивающая предметно-пространственная среда в группеРазвивающая предметно-пространственная среда в группе Развивающая среда во второй младшей группе. В группе «Пчелка» создана развивающая среда согласно возрасту детей. Прежде всего комфортность.

Развивающая среда. Предметно-пространственная среда группыРазвивающая среда. Предметно-пространственная среда группы Здравствуйте. Я воспитатель младшей группы Якшигулова Лилия Явдатовна. В детском саду дети проводят большую часть времени. Поэтому мне хотелось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ как условие успешной социализации ребенка с РАС
Опубликовано: 5 мая 2020 в 14:49
+35Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД