Дурнова Светлана
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ как условие успешной социализации ребенка с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос организации развивающей предметно- пространственной среды для детей с РАС, в ОУ, на сегодняшний особо актуален. Это связано с введением ФГОС, увеличением количества детей с РАС, с тем что ДОУ является первым институтом социализации таких детей. Жизненное пространство аутичного ребенка требует особой заботы и специальной организации. Пространство, в котором ребенку с РАС предстоит быть приобретает особую, терапевтическую значимость. Почему? Потому что дети с аутистическими расстройствами не усваивают основные правила и паттерны социального поведения, с трудом приобретают необходимые для жизни социальные и коммуникативные навыки. у них не формируются адекватные представления о физическом и социальном окружении, что является основой для успешной социализации. Правильная организация окружающей среды способствует преодолению данных трудностей, помогая ребенку понять значение явлений материального и социального мира. Адаптация и последовательное изменение окружающей среды ведет к улучшению навыков социального взаимодействия, коммуникации, формированию адаптивного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра и развивает социализацию и коммуникацию.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ как условие успешной социализации ребенка с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
2 СЛАЙД ТЕРМИНЫ. Рассмотрим и разберем представленные тезисы.
3 СЛАЙД При создании среды для организации образовательного процесса и социализации детей, имеющими РАС, большое значение имеют
- Организация пространства
- организация времени
- организация социального окружения
Адаптация окружающей среды включает организацию пространства, в котором находится ребенок, времени (режима дня) и социального окружения. Правильная организация пространства дает аутичному ребенку возможность лучше усвоить социальные функции различных предметов, помещений, сформировать способы социально приемлемых действий с предметами, ситуативные социальноповеденческие паттерны и коммуникативные навыки. Для этого необходимо соблюдать ряд условий : окружающая ребенка обстановка должна характеризоваться упорядоченностью и умеренностью.
4 СЛАЙД. Начнем с группового помещения. Наше помещение расположено на 3 этаже, в стороне от других групп. Это обосновано тем, ребенку с РАС необходима спокойная обстановка, соблюдение относительной тишины и отсутствие отвлекающих факторов. Основными отвлекающими факторами могут быть: незнакомая обстановка, движущиеся объекты, люди, различные шумы. Тихая, спокойная обстановка позволяет ребенку максимально сконцентрироваться на речевых высказываниях находящегося рядом человека, уменьшает чувство страха.
1. Места в помещении достаточно, чтобы сконцентрировать внимание, ориентироваться, а, следовательно, и адаптироваться в помещении и коллективе.
2. Пространство нашей группы условно разделено на функциональные зоны:
– Для индивидуальных занятий
- для групповых занятий
- зона игр
- зона отдыха и сенсорной разгрузки
- обеденная зона.
4. Туалетная комната рядом и ее помещение не отнимает много времени, у меня есть возможность проконтролировать посещение или помочь ребенку.
5. Все необходимое в группе под рукой- питье, еда, игрушки, не надо специально покидать помещение.
6. Цветовой дизайн группового помещения не держит ребенка в определенных рамках и шаблонах, но преобладают оттенки основных цветов. Весь материал доступен детям, безопасен, его насыщенность контролируется педагогами по мере прохождения основных тем, пополняется.
СЛАЙД 5.
7. В группе для каждого вида игрушек выделены отдельные полки, которые обозначены визуальными подсказками в первый год посещения и подписями во второй, все предметы, вещи и игрушки должны иметь свое фиксированное место. Порядок в окружающем мире предметов важен для любого ребенка, но для аутичного, с его стереотипностью поведения, он – необходимое условие его жизни В целях безопасности все оборудование расположено по периметру группы, центр группы просторная игровая зона.
СЛАЙД 6
8. Мебель подобрана для индивидуального пользования- цветные столы по предпочтению, кровати трёхъярусные. Поверхность столов для приема пищи или игр делится пополам липкой цветной лентой или веревочкой.
Слайд 7
9. Для снятия эмоциональной перегрузки в группе есть *тихая комната*- тоннель, кресла- мешки для отдыха и уединения, интерактивный пол и доска,
Слайд 8.
10. Для зрительной стимуляции- визуальные расписания, алгоритмы одевания- раздевания и другие коммуникативные подсказки (фото ребенка на ячейку с полотенцем, напечатанное имя на шкаф для одежды, информационные таблички- туалет- горшок, спальня – кровать и тд)
11. Для слуховой стимуляции- имеется сенсорная сумка, в которой есть противошумные наушники, задерживающие побочные шумы- крики, плач, музыку и тд, но позволяющие прекрасно слышать речь; простые солнцезащитные очки со средним затемнением; антистрессовые игрушки с сыпучим наполнителем.
12. Для повышения осязательной чувствительности и моторики пальцев имеются кинезиологические тренажеры и в свободном доступе оборудование по М. Монтессори.
13. Для снятия тревожности и напряжения есть песочницы с цветным песком и фасолью, цветными крышками, мелкими игрушками киндерами.
14. Для Развития тактильного восприятия, координации движений, профилактики плоскостопия есть сенсорная тропа.
15. В группе есть так называемые утяжелители- жилеты и одеяла. Что они дают? Специально разработанные для детей с аутизмом наплечные (жилеты) или наколенные (одеяла) позволяют насытить сильную потребность в глубоком давлении и уменьшить нежелательное поведение ребенка. Использование утяжелителей во время занятий позволяет уменьшить гиперактивность ребенка и помочь ему стать более внимательным, собранным и усидчивым. Использование утяжеленных одеял позволяет ребенку почувствовать свое тело, успокоиться и уснуть.
6. Рядом расположена комната учителя- дефектолога, в которой легче концентрировать внимание, где минимальны отвлекающие факторы и есть наличие столов для работы каждого ребенка.
7. В шаговой доступности спортивный зал и кабинет ЛФК
Итак : Пространство, организованное для работы с детьми, имеющими РАС, характеризуется привлекательностью, упорядоченностью и функциональностью. Пространство, в т. ч. помещения группы, кабинеты индивидуальных занятий, условно делится на зоны. Зоны оборудованы в соответствии с их функциональным назначением. Определенные виды деятельности выполняются в соответствующих зонах. Пространство, организованное в ДОУ, должно обязательно учитывать интересы и потребности ребенка с РАС. Оформленное помещение должно быть для него привлекательным. Среди оборудования и материалов, доступных для ребенка с РАС, должны быть его любимые игрушки, предметы.
При организации пространства в ДОУ используются дополнительные визуальные средства, в т. ч. фотографии, информационные таблички, пиктограммы, иллюстрации правил поведения, визуальные сценарии.
Примеры ориентировочных подсказок:
• Использование маленьких фотографий ребенка или привлекательного цвета для обозначения вещей, которыми он пользуется в группе (стула, стола, шкафчика, крючка для полотенца и т. д.).
• Размещение на стене перед входом в группу стенда с фотографиями воспитателей и детей, посещающих группу.
• Обозначение определенных помещений при помощи информационных табличек. Например, на двери раздевалки может быть повешена пиктограмма с изображением одевающегося / раздевающегося человека, на двери спальни — пиктограмма со спящим человеком, на двери туалета — ребенок, сидящий на горшке, в игровой зоне — пиктограмма с изображением ребенка, строящего башню из кубиков, и т. д. Такие пиктограммы дают ребёнку возможность не только сориентироваться в окружающем мире, но и напоминают, какие социальные действия можно осуществлять в конкретном помещении / зоне. Они являются сигналом для выполнения определенных социальных действий.
На втором году обучения, в качестве коммуникативных подсказок используются таблички с печатным текстом, которые размещаются в соответствующих местах. Примеры коммуникативных табличек:
• табличка «ПОМОГИ» — в рабочей зоне ребёнка;
• табличка «ДАЙ ПИТЬ» — на бутылке с водой;
Слайд 13 В качестве социально-поведенческих подсказок могут использоваться:
• Иллюстрированные списки правил поведения. Правила поведения иллюстрируются при помощи наглядных изображений тех действий, которые можно и нельзя делать в детском саду. Фото можно- нельзя кричать!
Слайд 14.
• Серии картинок, иллюстрирующие алгоритм социальных действий. Например, алгоритм мытья рук или одевания на прогулку. Одним из условий при организации пространства для детей с РАС является наличие в нем средств коммуникации, в т. ч. коммуникативной доски, коммуникативного альбома, которые позволяют ребёнку и окружающим его людям общаться.
Коммуникативная доска и коммуникативный альбом включают:
• фотографии близких людей; фото есть! Слайд. 15
• фотографии и пиктограммы с изображением любимых видов деятельности ребенка;
• фотографии, пиктограммы, связанные с удовлетворением физиологических потребностей ребенка (вода, еда, туалет); слайд…
• фотографии, пиктограммы с изображением эмоций ребенка;
Важнейшим условием организации игрового пространства является наличие в нем любимых ребенком игрушек, игр и игровых материалов- книги, это счетный материал, буквы и тд.
Организация времени – помощь в усвоении особенно четкого и стабильного расписания текущего дня с его конкретным порядком переключения от одного занятия к другому.
Для детей с РАС большое значение имеет организация времени. Это связано с тем, что в их сознании с трудом формируются временные представления, структура времени, последовательность временных событий. События, происходящие с ними в течение дня, оказываются неупорядоченными, бессвязными, хаотичными. Дети с РАС не знают, в какой момент совершаются определенные социальные действия. Таким образом, необходима работа по организации времени.
Организация времени включает упорядочивание режима дня и составление расписания занятий. Упорядочивание режима дня осуществляется путем его визуализации, наглядной демонстрации. Визуализация осуществляется при помощи фотографий или карточек, иллюстрирующих последовательность событий, происходящих в течение дня. Благодаря таким визуальным подсказкам ребенок понимает, что нужно делать в определенный момент времени.
Таким образом, для организации деятельности ребенка в течение дня используется наглядное расписание. В случае индивидуализированного распорядка дня, расписание может представлять собой альбом или папку с фотографиями, разложенными в определенной последовательности.
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ. Слайд 17
Для того чтобы обеспечить возможность социального взаимодействия, игровая зона организуется особым образом: с одной стороны, дети должны находиться на одной территории, и обязательно, чтобы у каждого было свое собственное, четко обозначенное игровое пространство. Это необходимо для создания ощущения общности и вместе с тем чувства безопасности. При создании таких условий у детей повышается мотивация, они легче вовлекаются в социальную игру.
Для сокращения дистанции между игроками и создания чувства единства используются общие игровые поверхности: однотонный ковер, мат, игровой стол квадратной формы, игровой бассейн с шариками и т. д. В процессе игры дети располагаются либо рядом, либо напротив друг друга.
С целью обозначения собственного игрового пространства используется приём разграничения, т. е. общая игровая поверхность делится на две равные части. Например, поверхность стола разграничивается с помощью клейкой ленты, поверхность ковра — длинной веревкой и т. д. Для предоставления каждому участнику игры собственного пространства могут также использоваться маленькие коврики-ПАЗЛЫ, которые кладут на большой ковер рядом. Взрослые помогают детям соблюдать границы, «не вторгаться» на территорию друг друга. В результате, дети чувствуют себя спокойнее, увереннее. У них не возникает протестных реакций, появляется возможность играть за одним столом. По мере того как дети привыкают друг к другу и осваивают навыки социальной игры, необходимость в разделении игровой зоны уменьшается.
Работа с ребенком с РАС – это длительный, постепенный и очень бережный процесс - включения ребенка в коррекционную среду. Начинается работа с индивидуальных занятий, затем – переход ребенка в микрогруппу, потом групповые занятия и только после этого мы организуем специальные занятия, расширяющие рамки реабилитационного пространства: посещаем совместные мероприятия сада, устраиваем экскурсии к специалистам ДОУ и разные помещения сада.
Хорошей традицией стало посещение ежегодного праздника здоровья в спортивном комплексе *Олимпия*, выезд во второй год посещения группы в театр *Барабашка*.
Нами прилагаются все усилия для того, чтобы с помощью реабилитационных мероприятий, по возможности, скорректировать нарушенное развитие ребенка, а основная цель такой коррекции – дать ребенку возможность войти в большой мир людей, создать «ситуацию успеха» для каждого.
Практика работы с аутичными детьми показывает, что, правильно организовав поэтапное освоение окружающего мира, создав специальные дополнительные условия в предметно- пространственной среде, можно минимизировать ограничения, обусловленные трудностями ребенка в социализации.
Спасибо за внимание!