Получи документы

Реализация интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников при организации экскурсии на природу

Земфира Гильванова
Реализация интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников при организации экскурсии на природу

Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Публикация «Реализация интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников при организации экскурсии на природу» размещена в разделах

Формирование экологической культуры, является главной целью экологического образования, под которой понимается совокупность экологического создания, экологических чувств и экологической деятельности.

Можно выделить основные задачи экологического образования дошкольников :

• Формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среды жизни человека.

• Формирование экологического сознания и мышления, нравственно- этического восприятия природы.

• Совершенствовать воспитательно-образовательную работу через интеграцию всех видов деятельности.

• Непрерывное воспитание у детей ответственного отношения к окружающей среде и формирование основ здорового образа жизни.

• Пропагандировать экологические знания, приобщать родителей к вопросам экологического воспитания детей в семье.

Пути реализации задач экологического образования :

экологизация предметно – развивающей среды;

• применение принципа интеграции во всех видах деятельности детей;

экологизации различных видов деятельности ребенка в повседневной жизни.

Использование интегрированного метода обучения при организации экскурсий детей в природу направлено на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Главная задача педагога заключается в том, чтобы правильно отобрать содержание знаний для их дальнейшей интеграции.

Экскурсии - один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

Форма проведения экскурсий должна :

• вовлекать детей в решение проблемно-поисковых задач, сформулированных на основе личного опыта ребенка и активизировать его познавательные интересы, стремление к усвоению новых знаний;

• стимулировать умственную деятельность (процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации);

• повышать уровень самоконтроля, самоорганизации и самооценки.

Экскурсии можно организовать в форме :

исследований, путешествий, развлечений, которые формируются по принципам индивидуальных особенностей развития ребёнка и его возможностей;

Организации экскурсий используются :

наглядно-практические методы: наблюдения, элементарные опыты, игровые проблемные ситуации;

игры: дидактические, словесные, подвижные.

Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы (растения, ветки деревьев и кустарников, ракушки и т. д.).

Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе.

Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование:

§ навыков наблюдения и наблюдательности как таковой

§ сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов : цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.)

§ мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности)

§ воображения и творческих способностей.

Главная задача педагога заключается в том, чтобы правильно отобрать содержание знаний для их дальнейшей интеграции. Здесь важно учитывать, что знания должны расширять и обогащать имеющиеся представления детей, быть доступными ребенку, опираться на его личный опыт и быть связаны с его повседневной жизнью.

Структура экскурсии может включать в себя такие элементы как:

o вводная беседа

o коллективное наблюдение

o индивидуальное самостоятельное наблюдение детей (исследовательская деятельность)

o сбор материала

o игры и элементарные опыты с собранным материалом

o игровая деятельность детей

o заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.

Построение экскурсий и последовательность их проведения варьируются в зависимости от цели, от сезона.

Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель в краткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы

Основная часть экскурсии — это коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается различными приемами. Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.

Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы.

В процессе интеграции при организации наблюдения явлений можно использовать произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Обращение к поэзии должно быть естественным, ненавязчивым.

Сочетание различных приемов и удельный вес каждого могут видоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии.

По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе.

Когда дети работают самостоятельно, воспитатель не должен оставаться пассивным наблюдателем. Иногда надо показать, как выкапывать растение, срезать ветку и т. д. Однако нельзя всю работу выполнять за детей. Собранный материал сортируют, раскладывают по папкам, корзинкам, часть его используют для игр и упражнений.

В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качество, запоминают названия растений и их частей. Целесообразны игры : «Узнай по запаху», «Угадай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?», «Раз, два, три — к ясеню (липе) беги!» и др.

Экскурсии за пределы детского сада проводятся со средней, старшей и подготовительной группами не реже 1 раза в месяц. С младшими группами рекомендуются наблюдения на своей территории детского сада и только во вторую половину года короткие экскурсии на луг, в парк (лес).

При проведении экскурсий необходимо учитывать следующее:

- положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми;

- выразительность и эмоциональность речи педагога;

- возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы;

- постановку проблемных задач, задач повышенной трудности;

- постоянную смену методов и приемов работы с детьми, форм их организации;

- включение моментов самоконтроля и самооценки;

Использование интегрированного подхода при организации экскурсий помогает решать задачи экологического воспитания дошкольников, тем самым осуществляя всестороннее развитие личности: дети учатся взаимодействовать с окружающей средой (лесом, лугом, озером) и погодно-климатическими факторами (морозом, ветром, дождем). Во время походов, экскурсий, прогулок, учатся видеть красоту, понимать ее в любых проявлениях. При этом расширяется их кругозор, формируются нравственные и волевые качества (дружба, взаимопомощь, инициатива, настойчивость, выдержка, коллективизм и др., укрепляется здоровье.)

Позволяет формировать у ребенка уважительное отношение к природе через интеграцию всех видов деятельности, способствует усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, прививать им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы.

Как писал В. А. Сухомлинский, у ребёнка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному».

Публикации по теме:

Презентация «Моделирование в экологическом образовании детей дошкольного возраста» «Моделирование в экологическом образовании детей дошкольного возраста» 1. Способ совместной деятельности воспитателя и детей, направленный.

Реализация социально значимых проектов взаимодействия с родителями и социумом в физическом образовании дошкольников Доклад на тему: «Реализация социально значимых проектов взаимодействия с родителями и социум в рамах решения приоритетной задачи по физическому.

Роль сказки в экологическом образовании Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников Статья для родителей детского сада "Роль сказки в экологическом образовании детей дошкольного.

Игровые технологии в экологическом образовании детей в контексте ФГОС до Методическая разработка Игровые технологии в экологическом образовании детей в контексте ФГОС в ДО (на примере дидактической разработки.

Конспект организации и методики проведения экскурсии в природу в средней группе «Лето на лугу» Тема: «Лето на лугу» Цель: Формирование представлений детей о луге. Задачи: • Побуждать детей замечать и называть сезонные изменения.

Консультация для педагогов ДОУ «Реализация инклюзивного подхода в образовании детей дошкольного возраста с ОВЗ» Реализация инклюзивного подхода в образовании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в детском саду общеразвивающего.

Реализация принципа индивидуализации в образовательном процессе старших дошкольников на основе дифференцированного подхода Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №84 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Реализация деятельностного подхода Я слышу –я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю. Китайская мудрость. Работая учителем начальных классов, я осознаю важность.

Реализация проблемно-деятельностного подхода в экологическом образовании детей младшего дошкольного возраста муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 73» города Ставрополя МАТЕРИАЛЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ.

Значение прогулки в экологическом образовании детей дошкольного возраста Значение прогулки в экологическом образовании детей дошкольного возраста. С малых лет для знакомства детей с природой обширно применяются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников при организации экскурсии на природу
Опубликовано: 23 марта 2019 в 14:09
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД