Анюта Тырышкина
Речевое развитие детей дошкольного возраста в проектной деятельности. Проект «Мир домашних животных и птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие детей дошкольного возраста в проектной деятельности. Проект
Речь представляет собой одну из сложных психических функций ребенка и является многозвеньевым процессом, включающим в себя деятельность различных анализаторов (слухового, зрительного, тактильного, речедвигательного).[3]
Владение родным языком, развитие языковых способностей формирует личность ребенка, помогают решить многие задачи его воспитания и развития. Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. [3]
Публикация «Речевое развитие детей дошкольного возраста в проектной деятельности, Проект „Мир домашних животных и птиц“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Домашние животные. Проекты
- Домашние птицы. Птичий двор
- Животные. В мире животных
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Конспекты занятий
- Птицы. Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Большая роль в формировании правильной речи детей принадлежит воспитателям детских дошкольных учреждений. [3] В связи с этим я обратили внимание на метод проектов, который может компенсировать проблему дефицита общения, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.
Метод проектов — это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей — исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. В коллективных проектах участвуют все дети возрастной группы, сообща решая поставленную проблему. [2]
Педагогу метод проекта даёт возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя партнёром детей в решении исследовательских задач. Сделать процесс познания интересным и увлекательным. [1]
Проектная деятельность предполагает включение родителей в образовательный процесс, что позволяет родителям лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях, повышает педагогическую культуру и родительскую компетентность.
В настоящее время работаю с детьми четвертого года жизни. Представляю педагогический проект«Мир домашних животных и птиц».
Этапы проектной деятельности:
1. Постановка проблемы. Сформулировала для себя проблему, подвела детей к необходимости задуматься над тем, какие еще есть домашние животные кроме кошек и собак.
2. Определение цели деятельности. Цель ставится с опорой на интересы и потребности детей. Цель нашего проекта – выяснить, какие еще животные кроме кошек и собак являются домашними.
3. Конкретный замысел. Предположили, к какому результату придём.
4. Планирование. Так как проект комплексный, продумала этапы работы по различным видам деятельности, организовала развивающую предметно - пространственную среду, включая средства ИКТ.
5. Реализация проекта. Организовала различные виды деятельности через их интеграцию.
Игровая деятельность.
Такая форма развития дошкольников как игра, побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности.
Для расширения словаря и активизации в речи названий домашних животных и их детенышей использовала такие дидактические игр как «Чьи детки?», «Дружная семья», «Один - два», «Один – много».
Для развития зрительного внимания игры «Чья тень?», «Четвертый лишний».
Для развития памяти использовала игру «Кого не стало?»
Для развития слухового внимания игра на звукоподражание «Кто спрятался за забором?»
Влияние мелкой моторики на речь ребенка неоспоримо. Игра на пристегивание «Во дворе»,
игра на шнурование «Домашние животные»
пальчиковая игра «У меня живут зверюшки, симпатичные игрушки…», игра с прищепками «Кто что ест?». Данные игры развивают пальцы рук ребенка, способствуют развитию связной речи.
Речевое дыхание - основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно помогает правильно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, делать речь выразительной. Такие игры как «Накорми домашних животных»
«Перышко, лети!» помогают научить малышей производить короткий, без напряжения мышц лица и шеи, вдох и плавно, бесшумно выдыхать через рот, вырабатывая достаточной силы выдох.
Коммуникативная деятельность.
В современном обществе на первый план выходит проблема коммуникации людей, т. е. взаимодействия посредством общения, где оно, в свою очередь, играет важную роль как средство развития личности. Организация коммуникативной деятельности способствует общению и взаимодействию с взрослыми и сверстниками, овладению устной речью как основным средством общения.
В рамках проекта организована коммуникативная деятельность: непосредственно образовательная деятельность с использование ИКТ по темам: «Домашние птицы», «Домашние животные»; беседы по картине: «Собака со щенятами», «Кошка с котятами»; творческие рассказы детей на тему: «Мое любимое животное»; составление описательных рассказов по игрушке: «Кошка», «Петух»; беседы: «Безопасность при обращении с незнакомыми животными», «Как ты заботишься о своем питомце?»
Восприятие художественной литературы и фольклора.
Работа с детьми в детском саду по приобщению к восприятию художественной литературы и фольклора решает следующие задачи: развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой; развитие понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; стимулирование сопереживанию персонажам художественных произведений; развитию эмоциональной выразительности речи.
В рамках проекта знакомила детей с русскими народными потешками: «Кисонька-мурысонька…», «Ходит конь по бережку…», «Наши уточки с утра…»; рассказывала уже знакомые и полюбившиеся русские народные сказки: «Репка», «Курочка Ряба»; читала произведения К. Ушинского «Петушок и семьей», «Васька»; Е. Чарушина «Гусь», «Утка», А. Барто «Кто как кричит?», В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?», «Цыпленок и утенок»; разучили наизусть: чешскую народную песенку
в обработке С. Я. Маршака «Курочка моя», русску народную потешку «Киска, брысь!».
Изобразительная деятельность
Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывая у него положительные эмоции. Всегда стараюсь всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно не выражалось.
В рамках реализации проекта использовались как традиционные, так и не традиционные формы детского творчества: рисование гуашью: «Цыпленок», «Травка для цыпленка», восковыми карандашами «Клубочки для котят», рисование на песке «Забор для петушка»
раскрашивание раскрасок; лепка из пластилина «Утята», из цветного теста «Зернышки для цыплят»; аппликация: «Мячики для котят».
Двигательная деятельность.
Во время реализации проекта любимыми стали игры направленные на координацию речи с движением «Кошка», «Петух», «Козочка» проводимые в утреннее время. Эти же игры включала в непосредственно образовательную деятельность как физ. минутки. Подвижные игры «Бобик»,
«Волк и гуси», «Кот и мыши» были неотъемлемой частью прогулки. Во второй половине дня старалась создать условия, для самостоятельной двигательной активности используя различное физкультурное оборудование: мячи, скакалки, кегли, маски.
Музыкальная деятельность.
К формам организации музыкальной деятельности детей относятся занятия и музыка в повседневной жизни детского сада. Музыкальный руководитель - активный участник реализации проекта. Музыкальные игры «Цыплята» (музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгина) и «Серенькая кошечка» (музыка В. Витлина) разученные во время музыкальных занятий, вошли в музыкальное развлечение «Котята и Цыплята». Включая музыкальную деятельность в повседневную жизнь группы использовала логоритмические упражнения «Поросята», «Лошадка», «Петушок» (логоритмика Железновых), слушанье аудиозаписи и подпевание песни «Кто пасется на лугу?» (музыка А. Пахмутовой, слова Ю. Черных, полюбилась детям и хороводная игра «Я козочка Ме – ке - ке» (литовская песенка)
Конструктивная деятельность.
В процессе конструктивно-игровой деятельности на ряду с кубиками и кирпичиками, ребята активно используют конструктор ЛЕГО. Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта. О лошадке, которую сделал сам, ребенок рассказывает охотнее, придумывает разные истории и т. д. Развивая речетворчество дошкольников предлагала детям придумать сказку о том, как одна постройка превратилась в другую, по ходу рассказывания осуществляя данное превращение.
Познавательно – исследовательская деятельность.
Познавательно – исследовательская деятельность подразумевает исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.
Рассматривая перья курицы, дети закрепили представления о том, что у животных шерсть, а у птиц оперенье.
Опытным путем определили, что молоко можно отличить от воды по цвету и по вкусу. Проводя эксперименты с молоком, закрепили представление о том, какую пользу приносит человеку корова.
Родители активные участники проекта.
Использование метода проектов в дошкольном образовании делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей, которые совместно с детьми изготовили поделки домашних птиц, подготовили материал для фотовыставки «Наши домашние любимцы».
С помощью родителей дети получали дополнительную информацию по теме проекта из Интернета, книг и энциклопедий.
Продуктом проекта стали выставки творческих работ детей, выставка поделок «Домашние птицы» (изготовленных совместными усилиями детей и их родителей, музыкальное развлечение «Котята и цыплята», пополнение центра познавательного развития дидактическими играми.
Таким образом, во время реализации проекта, речь и общение сопровождали все виды деятельности детей и являлись их неотъемлемой частью. А это значит, что у воспитателя имеются огромные возможности для постоянной работы над развитием речи детей в рамках любого межпредметного проекта. [2]
Литература:
1. Кисилева Л. С., Данилина Т. А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ.
М. : АРКТИ. - 2011.
2. Левшина Н. И. Роль проектной деятельности в речевом развитии дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2014. - Октябрь
3. Толстикова О. В., Царева М. В., Костромина О. В. Предупреждение речевых нарушений детей дошкольного возраста. Методические рекомендации. Екатеринбург: ИРРО. – 2010. – 57 с.