Никольская Ирина Николаевна
Рекомендации воспитателям по созданию условий для развития речевой деятельности и речевого общения детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Особое внимание в ДОО в последнее время обращено на реализацию принципа комплексного подхода, который предполагает наличие тесной взаимосвязи между работой педагога, психолога и врачей, направленной на комплексное изучение и устранение речевых расстройств, а так же предупреждение возникновения последствий дефектов речи у детей. Только тесно сотрудничая и предъявляя единые требования возможно преодоление имеющихся у детей нарушений в развитии речи. Так же, огромную роль приобретает сотрудничество учителя- логопеда и воспитателей ДОО.
Публикация «Рекомендации воспитателям по созданию условий для развития речевой деятельности и речевого общения детей в ДОУ» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Важнейшие требования к созданию условий для развития речевой активности детей.
Функции воспитателя :
1. Развитие речевого дыхания, артикуляционной и тонкой ручной моторики детей. Непрерывный контроль над правильным произношением поставленных звуков, разделяя их со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, который рекомендует логопед.
2. Активизация, обогащение и уточнение словарного запаса детей в режимных моментах в течении дня.
3. Внедрение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения детей. Контроль за грамматически правильно построенной речью детей во время общения с ними.
4. Формирование связной речи.
5. Развитие внимания, памяти, воображения в упражнениях.
Так же воспитатели должны учитывать основные направления коррекционной программы, возрастные и индивидуальные особенности формирования речи детей дошкольного возраста, понимать особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и брать во внимание все речевые возможности детей во время учебной и внеучебной деятельности.
Воспитатели должны следовать всем условиям для развития речевой деятельности и речевого общения детей :
организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий,
побуждать внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний,
создавать ситуации общения,
формировать навыки самоконтроля, организовывать игры на развитие звуковой культуры речи,
привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове,
проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти,
привлекать внимание к просодической стороне речи.
Но так же, воспитатели не должны :
торопить детей с ответом,перебивать детей во время рассказа и грубо одергивать, а должны давать образец правильно построенной речи,
заставлять ребенка произносить фразу звуками, которые логопед еще не поставил;
давать заучивать текст и стихи, которые ребенок еще не может произносить.
В групповой комнате необходимо выделить место для речевого центра, в котором должны находится настольно-печатные игры, игры для формирования правильной воздушной струи, развития неречевых процессов и др.
Во время игр нужно научить детей играть проговаривая свои действия полным предложением, используя пример педагога.
2. Требования к речи воспитателей
Потребность в общении является основной социальной потребностью уже на первом году жизни ребенка. Важным условием своевременного формирования правильной речи у маленьких детей, а так же профилактики у них речевых нарушений является речь взрослых. Поэтому, высоки требования к речи современного воспитателя, начиная с раннего возраста. Следует помнить, что речь ребёнка развивается в условиях физического и психоэмоционального комфорта, т. е. когда ребенок здоров, сыт, спокоен.
Речь воспитателя должна быть :
Эмоциональная положительная окраска голоса, т. к. с первых дней жизни ребенок адекватно воспринимает именно эту сторону речи
Темп речи не должен быть слишком быстрым или слишком медленным.
Средняя громкость речи взрослого позволяет поддерживать охранительный речевой режим в группе.
Артикуляция правильнее формируется, если при речевом общении ребенок видит артикуляционный аппарат взрослого.
Артикуляцию и слоговую структуру слова правильно построить помогает четкое проговаривание гласных звуков в слове.
Слова и фразы воспитателя должны быть доступны для ребенка (в соответствии с возрастными особенностями).
Звукопроизношение четким и правильным.
Грамматическая правильность речи педагога должна быть примером не только для детей, но и для их родителей.
Требования к речи воспитателя детского сада
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.
Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.
Некоторые недочеты речи педагогов, которые нужно избегать:
Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия, лучше если речь протекает в слегка замедленном темпе;
Невнятность произношения;
Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);
Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;
Неточность произнесения отдельных звуков или слов;
Нарушения в лексико – грамматическом оформлении;
Употребление в речи слов – паразитов;
Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);
Побуквенное произнесение некоторых слов: что (вместо што, его (вместо ево, счастье (щастье) и т. д. ;
Речь с характерными особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем и др. ;
Произнесение слов с неправильным ударением;
Неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).
Частое употребеление слов с уменьшительно–ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т. п.);
Засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит);
В общении с более старшими детьми подлаживание под речь детей;
Использование, употребление в речи новых слов не учитывая возраст детей.