Получи документы

Рекомендации воспитателям по созданию условий для развития речевой деятельности и речевого общения детей в ДОУ

Никольская Ирина Николаевна
Рекомендации воспитателям по созданию условий для развития речевой деятельности и речевого общения детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Особое внимание в ДОО в последнее время обращено на реализацию принципа комплексного подхода, который предполагает наличие тесной взаимосвязи между работой педагога, психолога и врачей, направленной на комплексное изучение и устранение речевых расстройств, а так же предупреждение возникновения последствий дефектов речи у детей. Только тесно сотрудничая и предъявляя единые требования возможно преодоление имеющихся у детей нарушений в развитии речи. Так же, огромную роль приобретает сотрудничество учителя- логопеда и воспитателей ДОО.

Публикация «Рекомендации воспитателям по созданию условий для развития речевой деятельности и речевого общения детей в ДОУ» размещена в разделах

Важнейшие требования к созданию условий для развития речевой активности детей.

Функции воспитателя :

1. Развитие речевого дыхания, артикуляционной и тонкой ручной моторики детей. Непрерывный контроль над правильным произношением поставленных звуков, разделяя их со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, который рекомендует логопед.

2. Активизация, обогащение и уточнение словарного запаса детей в режимных моментах в течении дня.

3. Внедрение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения детей. Контроль за грамматически правильно построенной речью детей во время общения с ними.

4. Формирование связной речи.

5. Развитие внимания, памяти, воображения в упражнениях.

Так же воспитатели должны учитывать основные направления коррекционной программы, возрастные и индивидуальные особенности формирования речи детей дошкольного возраста, понимать особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и брать во внимание все речевые возможности детей во время учебной и внеучебной деятельности.

Воспитатели должны следовать всем условиям для развития речевой деятельности и речевого общения детей :

организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий,

побуждать внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний,

создавать ситуации общения,

формировать навыки самоконтроля, организовывать игры на развитие звуковой культуры речи,

привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове,

проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти,

привлекать внимание к просодической стороне речи.

Но так же, воспитатели не должны :

торопить детей с ответом,перебивать детей во время рассказа и грубо одергивать, а должны давать образец правильно построенной речи,

заставлять ребенка произносить фразу звуками, которые логопед еще не поставил;

давать заучивать текст и стихи, которые ребенок еще не может произносить.

В групповой комнате необходимо выделить место для речевого центра, в котором должны находится настольно-печатные игры, игры для формирования правильной воздушной струи, развития неречевых процессов и др.

Во время игр нужно научить детей играть проговаривая свои действия полным предложением, используя пример педагога.

2. Требования к речи воспитателей

Потребность в общении является основной социальной потребностью уже на первом году жизни ребенка. Важным условием своевременного формирования правильной речи у маленьких детей, а так же профилактики у них речевых нарушений является речь взрослых. Поэтому, высоки требования к речи современного воспитателя, начиная с раннего возраста. Следует помнить, что речь ребёнка развивается в условиях физического и психоэмоционального комфорта, т. е. когда ребенок здоров, сыт, спокоен.

Речь воспитателя должна быть :

Эмоциональная положительная окраска голоса, т. к. с первых дней жизни ребенок адекватно воспринимает именно эту сторону речи

Темп речи не должен быть слишком быстрым или слишком медленным.

Средняя громкость речи взрослого позволяет поддерживать охранительный речевой режим в группе.

Артикуляция правильнее формируется, если при речевом общении ребенок видит артикуляционный аппарат взрослого.

Артикуляцию и слоговую структуру слова правильно построить помогает четкое проговаривание гласных звуков в слове.

Слова и фразы воспитателя должны быть доступны для ребенка (в соответствии с возрастными особенностями).

Звукопроизношение четким и правильным.

Грамматическая правильность речи педагога должна быть примером не только для детей, но и для их родителей.

Требования к речи воспитателя детского сада

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

Некоторые недочеты речи педагогов, которые нужно избегать:

Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия, лучше если речь протекает в слегка замедленном темпе;

Невнятность произношения;

Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);

Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;

Неточность произнесения отдельных звуков или слов;

Нарушения в лексико – грамматическом оформлении;

Употребление в речи слов – паразитов;

Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);

Побуквенное произнесение некоторых слов: что (вместо што, его (вместо ево, счастье (щастье) и т. д. ;

Речь с характерными особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем и др. ;

Произнесение слов с неправильным ударением;

Неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

Частое употребеление слов с уменьшительно–ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т. п.);

Засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит);

В общении с более старшими детьми подлаживание под речь детей;

Использование, употребление в речи новых слов не учитывая возраст детей.

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольниковПосткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными.

Мастер-класс по созданию игры для развития речевого дыхания «Посади бабочку на цветок» руками детейМастер-класс по созданию игры для развития речевого дыхания «Посади бабочку на цветок» руками детей Как приятно слышать мелодичную и плавную речь. Для формирования красивой речи необходимо правильное речевое дыхание. Некоторым детям это.

Карта самоанализа воспитателя подготовительной группы по созданию условий для познавательно-исследовательской деятельности Критерии: Да Частично Нет Вопросы для самоанализа 1. Уголок природы: растения соответствуют возрастным рекомендациям, оборудование для.

Мастер-класс по созданию развивающей игры-тренажёра для развития речевого дыхания «Воздушный футбол»Мастер-класс по созданию развивающей игры-тренажёра для развития речевого дыхания «Воздушный футбол» Данный мастер - класс будет интересен: воспитателям детских садов, преподавателям дополнительного образования, логопедам, а так же заинтересованным.

Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей»Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей» 1. На чудо - дереве появляются листья – поддувалочки. Педагог (без детей) снимает с чудо – дерева листья поддувалочки и раскладывает их.

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника.Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника. Одна из тем моего выступления на Опорно методической площадке. Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного.

Рекомендации для создания условий предметно-пространственной среды по театрализованной деятельности в старшей группе «Театр-это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет духовное развитие детей» Б. М.

Составляем аналитическую справку мониторинга. Рекомендации воспитателям Алгоритм составления аналитической справки проведенного мониторинга: 1. Название документа, период выполнения. Например, «Аналитическая справка.

Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативностиСоздание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»Тема:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации воспитателям по созданию условий для развития речевой деятельности и речевого общения детей в ДОУ
Опубликовано: 26 января 2023 в 23:14
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации воспитателям по созданию условий для развития речевой деятельности и речевого общения детей в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Никольская Ирина Николаевна (УИ 877090) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД