Ирина Румянцева
Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
1. На чудо - дереве появляются листья – поддувалочки.
Педагог (без детей) снимает с чудо – дерева листья поддувалочки и раскладывает их в разные места в групповой комнате. Обращает внимание детей, что, пока их не было, листья разлетелись по группе. Предлагает назвать где находится каждый листик. Ребенок, правильно назвавший местоположение листика, забирает его и вешает на дерево. Примерные высказывания детей : «один желтый (оранжевый) листик улетел (упал) на (под) стол (стул, диван, книгу и т. д.).
Публикация «Методические рекомендации „Использование пособия „Чудо — дерево“ для мотивации речевой деятельности детей“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Игры, дидактические пособия
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Темочки
2. На чудо - дереве появляются объемные (вырезанные из бумаги) изображения облака (белое, из тонкой бумаги) и тучи (серое или синее, из картона. Педагог работает со словами облако и туча, ориентируясь на внешние признаки. Спрашивает, чем различаются объекты. Просит детей подобрать определения. Предлагает составить сложносочиненные предложения с союзом а на основе противопоставлений. ( Например: «Облако белое, а туча серая. Облако легкое, а туча тяжелая. Облако плывет высоко, а туча низко», т. д.).
Далее, продолжается работа по развитию мелкой моторики -изготовление поддувалочек «Облако и тучка» (с трафаретами и ножницами).
Детям предлагаются два трафарета (заранее приготовленные педагогом) : туча и облако. Дети обводят трафареты и вырезают получившиеся изображения по контуру. К готовым поддувалочкам привязываются нитки. Изготовленные детьми облака и тучки развешиваются на чудо – дереве и снимаются по мере необходимости для выполнения дыхательных упражнений.
3. На чудо – дереве остаются только тучи (облака убираются, но появляются объемные (вырезанные из бумаги) капли дождя (5шт.).
Педагог обращает внимание на изменение и предлагает объяснить, почему на чудо-дереве остались только тучи и появились капли. (Осенью часто идут дожди. Дождь идет из тучи.).
Педагог предлагает посчитать капли на чудо-дереве (согласуя числительные с существительными) : одна капля, две капли, три капли, и т. д.
Далее, продолжается работа по развитию мелкой моторики – изготовление поддувалочек «Дождевые капли» (с трафаретами и ножницами).
Детям предлагаются трафареты- капли (с чудо-дерева). Дети обводят трафареты и вырезают получившиеся изображения по контуру. К готовым поддувалочкам привязываются нитки. Изготовленные детьми капли развешиваются на чудо-дереве и снимаются по мере необходимости для выполнения дыхательных упражнений.
4. На чудо - дереве появляются картинки (2-3 матрешки). Педагог предлагает детям по описанию определить и показать определенную матрешку.
5. На чудо - дереве появляются вырезанные из бумаги снежинки (до 5 шт.). Педагог обращает внимание на изменения и предлагает объяснить, почему на чудо-дереве, там, где раньше висели капли, появились снежинки.
Просит подобрать определения к слову зима (снежная, холодная, суровая, веселая и т. п.); подобрать глаголы к слову снежинки (кружатся, летают, ложатся, тают).
Далее, продолжается работа по развитию мелкой моторики – изготовление поддувалочек «Снежинки» (с трафаретами и ножницами).
Педагог показывает детям способы изготовления разных снежинок (четырехугольных, пятиугольных, шестиугольных и др.). К готовым поддувалочкам привязываются нитки. Изготовленные детьми снежинки развешиваются на чудо-дереве и снимаются по мере необходимости для выполнения дыхательных упражнений.
6. Под чудо - деревом появляются елки (с прорезями, которые просят украсить их к празднику в соответствии с описанием (на обороте елок). Описания даются на усмотрение педагога.
7. На чудо – дереве появляются карточки «Ритмический рисунок».
Дети прохлопывают (простукивают по столу) ритмические рисунки. Это упражнение можно использовать для индивидуальной работы с детьми.
8. «Подарки чудо – дереву».
Цель: развивать мелкую моторику рук, используя разные материалы.
Педагог передает просьбу чудо – дерева, которое тоже хочет нарядиться к новогоднему празднику. Детям предлагается украсить дерево, используя знакомые им способы и материалы, например, обведение контуров, раскрашивание и вырезание (шарики, грибочки и т. п., нанизывание бисера (бусин) на нитки, работа с бумагой (фонарики, гирлянды, флажки) и пр. Готовые украшения развешиваются на дереве.
9. На чудо – дереве появляются картинки. Педагог предлагает отобрать картинки с изображением предметов в которых есть определенный звук, например, звук [ц] в разных позициях.
10. На чудо – дереве появляются полоски (5-6 шт., на каждой по одному ряду с клетками и выложенными (приклеенными, раскрашенными) ритмическими рисунками. От имени дерева детям дается задание: прохлопать ритмические рисунки по цветным квадратикам.
11. На чудо – дереве появляется картинка с контуром – ракетой. В коробочке лежат геометрические фигуры (прямоугольники – по 1 шт., равнобедренные большие треугольники по 1 шт., маленькие прямоугольные треугольники – по 2 шт. на каждого ребенка). Дети анализируют изображение, предполагают из каких фигур можно сложить такую ракету и сколько каких фигур понадобится. Педагог предлагает каждому ребенку отобрать необходимые фигуры и сложить ракету.
В дальнейшем дети могут приклеить детали на лист бумаги, получившуюся ракету вырезать, прикрепить к нитке и использовать для развития речевого дыхания (как поддувалочку) и пространственной ориентировки.
12. На чудо – дереве появляются условные сетки с одним и двумя рядами клеток. В них вклеены (нарисованы) круги и квадраты (одного цвета).
Педагог объясняет, что эти ритмические рисунки дети будут изображать следующим образом: круг – хлопнуть руками, квадрат – топнуть ногой.