МААМ-картинки

Конспект открытого урока во 2 классе «Рисуем музыку»

Ольга Новосад
Конспект открытого урока во 2 классе «Рисуем музыку»

Открытый урок

«Рисуем музыку»

по предмету «Станковая композиция».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись»

2 класс

Время: 2 урока (80 минут).

Пояснительная записка.

Тема открытого урока актуальна, интересна и полезна как преподавателям отделения изобразительного искусства, так и преподавателям музыкальных дисциплин в Детской школе искусств, где отделение изобразительного искусства создавалось на базе школы, в которой уже были музыкальное и хореографическое отделения, и где музыка звучит ежедневно, а работы юных художников представлены в коридорах и классах всего учебного заведения.

Публикация «Конспект открытого урока во 2 классе „Рисуем музыку“» размещена в разделах

Живопись и музыка не связаны между собой так естественно, как живопись и архитектура или живопись и литература. Кажется, что музыка и живопись вообще не интегрируются, слишком далёкие они друг от друга: одно искусство пространственное, другое – временное, одно обращается к зрению, другое – к слуху и т. д. Вместе с тем оба искусства идут к одному и тому же: к созданию художественных образов, правдиво отражающих окружающий нас мир.

Попробуем не просто сопоставить изобразительное искусство и музыку, а рассмотрим их во взаимодействии и синтезе.

Тема урока: «Рисуем музыку»

Цели урока:

обучающая: выявление взаимосвязей между музыкой и изобразительным искусством.

развивающая: создание уникальных композиций в нетрадиционной технике рисования «Грифонаж».

воспитывающая: воспитание у детей художественного вкуса.

Задачи урока:

1. раскрыть выразительные возможности Грифонажа и изобразительные возможности звука;

2. дать представление о связи музыки с графикой и другими видами искусства;

3. раскрыть специфику грамотного построения композиции из элементов беспредметного мира на основе восприятия музыки;

4. развивать музыкально-образное мышление, закрепить элементы музыкальной выразительности, расширяя кругозор через получение теоретических знаний о новой технике рисования;

5. провести рефлексию участников урока по результатам творческой деятельности.

Структура урока: комбинированный урок.

Формы организации работы: ознакомление, определение, сравнительный анализ, самостоятельная работа, анализ результата.

Методологический подход: групповой и индивидуальный.

Методологические принципы: принцип последовательности, наглядности и доступности, принцип «опоры на шедевры», принцип изложения материала от простого к сложному.

Методы: объяснение с элементами исследования, видео- и аудио-метод, наблюдение, опорный конспект, практическое задание, анализ с элементами опроса.

Оборудование и материалы:

для педагога: опорный конспект, мультимедийная презентация, экран для демонстрации презентации, компьютер для прослушивания музыки и стенд для итоговой экспресс-выставки работ.

для учащегося: памятка по психологии цвета (Приложение 1) и памятка цвета, как характера музыки (Приложение 2, альбом для рисования, баночка с водой, кисти, акварель, фломастеры, цветные карандаши, сухая пастель, ластик (клячка).

Музыкальный ряд: 1. Н. А. Римский-Корсаков – «Полёт шмеля»; 2. Егор Грушин – Night; 3. Детская полька; 4. Астор Пьяццолла – Libertango; 5. Фабрицио Патерлини – Snow; 6. Дженифер Томас – Illumination; 7. Жорж Бизе – Carmen_ Act 2; 8. Эдвин Мартон – Tosca; 9. Хелен Джейн Лонг – Overwhelmed.

План-конспект открытого занятия.

1 урок:

1. Организационный момент – 5 минут.

2. Беседа – 25 минут.

3. Подведение итогов – 5 минут.

4. Перемена – 5 минут.

2 урок:

1. Организационный момент – 5 минут.

2. Практическая работа – 25 минут.

3. Подведение итогов – 5 минут.

4. Выставка получившихся работ – 5 минут.

1 урок.

Организационный момент:

• приветствие, рассаживание учащихся на рабочих местах;

• работа преподавателя с журналом (отмечаются отсутствующие);

• определение целей урока:

1. определение взаимосвязи между живописью и музыкой;

2. знакомство с основами психологии цвета;

3. знакомство с понятием «Грифонаж».

Беседа (на экране демонстрируется презентация):

(слайд 1) Учитель.

Ребята, эта неделя в стенах нашей школы посвящена Музыке. В рамках этой тематики и будет проведен сегодняшний урок, но он будет необычный. Мы будем говорить о синтезе музыки и живописи!

(слайд 2)

Изобразительное искусство постоянно вдохновляет музыкантов. Композитор Ференц Лист признавался, что Рафаэль и Микеланджело помогли ему понять Моцарта и Бетховена. Роберт Шуман считал, что для композитора изучать Рафаэлевские картины так же полезно, как художникам чувствовать симфонии Моцарта.

(слайд 3)

Благотворная роль музыки сказалась и на работе художников. «Без музыки я не мыслю жизни», - говорил Илья Репин. Когда живописец создавал свою первую большую картину «Воскрешение дочери Иаира», его младший брат, студент консерватории, играл на рояле «Лунную сонату» Бетховена. И вместе с красками на полотно как бы проникали эти звуки, помогая художнику внести ноты скорби в картину.

(слайд 4)

Во все времена существования человека музыканты, музыкальные инструменты были излюбленными темами в живописи. Античные вазы и барельефы с изображениями музыкантов, играющих на кифарах, сменяются средневековыми фресками и иконами с музицирующими ангелами. В эпоху Возрождения художники изображают на своих полотнах даже целые концерты («Сельский концерт» Джорджоне). В Эрмитаже находится один из шедевров итальянской живописи начала XVII в. - «Лютнист» Караваджо.

(слайд 5)

Многие выдающиеся художники прошлого и настоящего писали портреты композиторов, певцов, исполнителей-инструменталистов, раскрывая их богатый внутренний мир, многогранность их личности. Таковы портреты Ф. Шопена (худ. Э. Делакруа, М. П. Мусоргского, А. Г. Рубинштейна, А. П. Бородина (худ. И. Е. Репин, Н. А. Римского-Корсакова (худ. И. Е. Репин, Н. А. Римского-Корсакова (худ. В. А. Серов) и т. д.

(слайд 6)

Художников и музыкантов с давних пор интересовала проблема синтеза музыки и живописи. Особенно наглядно этот синтез осуществился в операх и балетах, где так важны хорошие, качественные костюмы и декорации.

Талантливые художники А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих, Н. С. Гончарова, П. Пикассо создали непревзойденные декорации и костюмы к балетам И. Ф. Стравинского «Весна священная», «Петрушка», «Жар-птица», к «Шехеразаде» на музыку Н. А. Римского-Корсакова.

(слайд 7)

В средневековье часто сами ноты, как и книги, украшались живописными миниатюрами. В XI-XII веках ноты даже писали на разноцветных строчках.

(слайд 8)

Очень многие художники работают под музыку своих любимых композиторов. Музыка создаёт у них особое творческое настроение, помогает глубже и ярче написать портрет и пейзаж, натюрморт и историческую картину.

(слайд 9)

Рассматривая композиции у разных видов искусств, видим их схожесть, так как они увидены, услышаны у природы, они там гармонично соседствуют между собой. Нам трудно представить лес и поле без пения птиц и цветового оформления окружающего мира. Поэтому благодаря нашей памяти и опыту мы можем в услышанной мелодии увидеть зрительный образ, а увиденная цветовая гармония рождает внутреннее звуковое сопровождение.

(слайд 10)

О музыкальности живописи всерьёз стали думать живописцы-романтики с первой трети прошлого века. Они сознательно, используя особые живописные приёмы, стремились сделать так, чтобы их картины были «наполнены» музыкой. Музыка жила в композиции полотен, в гармонии красок, в музыкальности ритмов, в игре светотени, в колорите. У романтиков звучал пейзаж, исторические картины и особенно - портреты.

(слайд 11)

Кстати, музыка и сама великолепно умеет рисовать. Издавна существуют жанры музыкального портрета и музыкальной зарисовки.

(слайд 12)

Особое явление у музыкантов - цветной слух, при котором отдельные звуки и тональности музыкального произведения ассоциируются с определенными цветами. Цветным слухом обладали Р. Вагнер, Н. А. Римский-Корсаков.

(слайд 13)

Всматриваясь в кажущуюся неподвижность хорошей картины, можно увидеть, что она всё-таки полна движения, а это уже свойство музыки. С другой стороны, вслушиваясь в музыкальное произведение, человеческое воображение рисует живописные образы. Таким образом, музыка обретает видимость, а живопись – слышимость.

(слайд 14)

Как видите, у музыки и изобразительного искусства много общего. Давайте определим, что именно их объединяет? Рассмотрим некоторые понятия:

Музыка - Изобразительное искусство

Гамма - Цветовая гамма

Звуковая палитра - Палитра

Ритм - Ритм (чередование элементов)

Штрихи (нюансы) - Штрихи

Мелодическая линия - Линия

Все эти понятия одинаково применимы к разным видам искусств. Также как узор линий, узор мелодии, краски на кисти и краски музыкальных гармоний. Форма, композиция, даже слова «тональность» и «полифония» давно перешли свои узкие границы.

Говоря о «музыкальности» картин, хочется ещё раз подчеркнуть, что это понятие условное - полотна сами по себе, конечно, не издают звуков, даже если на них изображены люди, играющие на каких-либо музыкальных инструментах. Однако хорошая живопись, как и хорошая музыка, вызывает в нас чувства, которые овладевали художником в момент написания картины, и создаёт у нас определённое настроение.

(слайд 15)

Каким же образом это происходит? Как получается, что мы можем прочувствовать эмоции художника, глядя на картину? Ребята, вам знакомо понятие «радужная психология» или «психология цвета»?

Предположительный ответ учащихся: да или нет…

Учитель. Так вот, психология цвета предполагает изучение влияния цветов на сознание человека. Цвет одежды, аксессуаров, предметов интерьера и окружения отражают эмоциональное состояние человека и его предпочтения. Многие художники умело пользуются этим понятием. Давайте разберём его подробнее.

(слайд 16)

Все мы в детстве радовались появлению радуги на небе после прошедшего дождя. Все пытались заучивать количество и последовательность цветов радуги. Кто из нас не помнит такие весёлые фразы, как:

• Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан;

• Крот Овце, Жирафу, Зайке Голубые Сшил Фуфайки;

• Как Однажды Жак-Звонарь Городской Сломал Фонарь и другие.

Но мы и не думали в то время, что каждый цвет влияет на нас, на наш характер, наше настроение и восприятие, наши эмоции и нашу жизнь в той или иной степени. Давайте разберём, какие цвета какие эмоции и настроение вызывают.

(слайды 17 - 28)

Разбираем положительные и отрицательные черты определённых цветов (синий, зелёный, красный, жёлтый, фиолетовый, коричневый, чёрный, серый, оранжевый, розовый, голубой и белый) с точки зрения психологии цвета. Учащиеся получают краткую памятку о психологии цвета (Приложение 1).

(слайд 29)

Учитель. Так как именно этим пользуются художники, создавая настроение в картинах? Прежде всего, рисунком и цветом - их певучесть и звучность, их гармония образуют согласный аккорд. Линии и краски создают определённый ритм, подобный музыкальному, а используемые оттенки цвета дополняют эмоции. Наконец, композиция полотна объединяет все выразительные элементы, вызывая законченное, стройное звучание. Живописец Лев Бакст уподобил художника дирижёру, способному одним взмахом палочки вызвать к жизни тысячи звуков.

Давайте и мы с вами попробуем вызывать в нашем воображении те или иные зрительные образы. Например, прослушайте произведение Н. А. Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане», которое называется «Полёт шмеля».

Слушаем.

Учитель. Действительно, при прослушивании этой музыки перед глазами возникает образ шмеля. А можно ли нарисовать музыку? Как думаете, возможно ли вообще такое?

Предположительный ответ учащихся: да.

Учитель. Давайте подумаем, а какие цвета подойдут грустной музыке?

Предположительный ответ учащихся: холодные, бледные.

Учитель. А для весёлой?

Предположительный ответ учащихся: яркие, тёплые, насыщенные.

Учащиеся получают краткую памятку о цвете – характере музыки (Приложение 2).

(слайд 30)

Учитель. Вы правильно догадались, что музыку можно рисовать. И поможет в этом техника нетрадиционного рисования «Грифонаж».

Грифонаж (от фр. griffonage) – это беглые наброски импровизационного свойства, создаваемые человеком несфокусированно или бессознательно, когда его внимание занято какими-то другими вопросами.

(слайд 31)

Среди таких набросков встречаются как простые рисунки, имеющие какой-то конкретный смысл и форму, так и абстрактные фигуры. Авторами часто бывают школьники или студенты, рисующие их в школьных тетрадях, часто скрытно, когда задумываются или скучают во время занятий. Некоторые люди рисуют фигуры во время долгих телефонных разговоров, если под рукой есть бумага и какая-либо письменная принадлежность. Второе название этой техники рисования «Каракули».

(слайд 32)

Грифонаж – это не только необычный способ рисования, это ещё и зовущая за собой тайна, удивительная загадка, потрясающая интрига. Приступая к выполнению рисунка, нельзя точно сказать, что получится в результате, всё зависит от случайно проведённых линий и от воображения рисующего.

(слайд 33)

Учитель. В технике Грифонаж мы с вами попробуем поработать на следующем уроке, а сейчас подведём итог.

Взаимопроникновение музыки и живописи – явление частое и понятное. Мелодии обычно вызывают у слушателя определённые мысли и чувства, рождают воспоминания, смутные или более или менее ясные картины когда-то увиденного пейзажа, сцены из жизни. И эти картины, возникшие в воображении, можно нарисовать. А у хорошего художника и сама картина приобретает музыкальность, с полотна, написанного им, как бы звучат мелодии.

«Хорошая живопись - это музыка, это мелодия», - говорил великий итальянский художник Микеланджело Буонарроти.

2 урок.

Организационный момент:

• рассаживание учащихся на рабочих местах;

• подготовка материалов для рисования;

• определение целей урока:

а. знакомство с нетрадиционной техникой рисования «Грифонаж»;

б. создание нескольких рисунков на основе прослушивания нескольких разножанровых и разнохарактерных произведений;

в. подведение итогов и организация экспресс-выставки лучших работ.

Практическая часть:

(слайд 34)

Учитель. Любой гармоничный рисунок или мелодия построены на основе ритма. Звуки и линии, чередуясь, выстраиваются в определённый звуковой или линейный узор. Ритм – это организующее начало в композиции. Именно через ритм сообщаются произведению поэтические, музыкальные свойства. Давайте попробуем создать свой ритмичный рисунок с помощью техники Грифонаж. Для этого:

1. Возьмите простой карандаш и на листе сделайте линию в любом направлении, рисуйте петли и изгибы, пересекая уже нарисованные линии. При этом старайтесь не отрывать карандаша от бумаги. Когда вы почувствуете, что линий достаточно, остановитесь. У вас получились каракули.

2. Внимательно рассмотрите получившиеся каракули и «включите» своё воображение.

3. Давайте прослушаем отрывок из произведения «Night» (композитор – Егор Грушин). Во время прослушивания, поищите среди линий разные сюжеты.

Звучит отрывок произведения Егора Грушина – Night.

4. Карандашами, мелками или красками раскрасьте получившиеся фигуры, используя цветовую палитру в зависимости от характера звучащей музыки. Можете пользоваться памятками.

5. Прорисуйте детали тонкой кистью или фломастерами.

6. Готово!

(слайд 35)

Учитель. Вы молодцы! Для того, чтобы закрепить полученные навыки, давайте ещё прослушаем разные по характеру отрывки музыкальных произведений и создадим для каждого из них разные рисунки.

Практическая работа, во время которой обучающиеся прослушивают семь вариантов отрывков музыкальных композиций (каждый 15 – 50 секунд) по два раза. Первый раз – просто слушают, представляя в голове красочные художественные образы, и пытаются определить эмоции, заложенные в мелодию; второй – начинают изображать абстрактные образы на бумаге различными материалами, передавая эмоции с помощью цвета. После того, как рисунок закончен, учитель вместе с учащимися проводит небольшой анализ каждой работы.

Подведение итогов.

Учитель. Завершаем работу. Я считаю, что все справились с заданием, каждый по-своему выразил свои мысли, а значит у всех сегодня положительные оценки. Вы все смогли угадать и передать в рисунках точный образ, «нарисованный» композитором. Работы получились яркими, красочными и музыкальными.

Выставка работ.

Учитель. Самые интересные работы каждого из ребят будут экспонироваться на нашей экспресс-выставке, а учащиеся других классов будут, рассматривая ваши работы, пытаться угадать характер нарисованных мелодий.

Спасибо за урок, до встречи!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Мы рисуем музыку»Фотоотчёт «Мы рисуем музыку» Фотоотчёт на тему: «Мы рисуем музыку» Добрый день! Хочу поделиться с вами своим фотоотчётом на тему: «Мы рисуем музыку». Данную форму.

Фотоотчёт о проведении открытого урока технологии «Кондитерская фабрика Пирожное «Картошка» в 4 классеФотоотчёт о проведении открытого урока технологии «Кондитерская фабрика Пирожное «Картошка» в 4 классе Проведение предметной недели начальных классов стало традицией в нашей школе. Февральская неделя бывает насыщена внеклассными мероприятиями,.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.

Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме «Изменение имён прилагательных по падежам» Урок русского языка в 3 классе «Изменение имен прилагательных по падежам». Цель: формировать умения определять падеж имени прилагательного;.

Конспект открытого урока в подготовительной группе «Волшебные музыкальные краски» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ - Знакомить детей со средствами музыкальной выразительности - ТЕМБРОМ. Уточнить и закрепить восприятие таких средств.

Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.

План-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе «Л. Н. Толстой «Акула»План-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе «Л. Н. Толстой «Акула» Тип урока:Урок открытия новых знаний. Цель урока:Формирование умения работать с текстом. Задачи урока: -Создать условия для знакомства с сюжетом.

План урока по изобразительному искусству в 4 классе «Рисуем Гжель»План урока по изобразительному искусству в 4 классе «Рисуем Гжель» Цель и задачи урока: закрепление знаний о народном искусстве, воспитывание умения планировать творческую работу, упражнять в приёмах рисования.

Фотоотчет о выставке «Рисуем музыку. Отгуляла осень буйством красок»Фотоотчет о выставке «Рисуем музыку. Отгуляла осень буйством красок» Рисуем музыку. Одной из задач художественно – эстетического воспитания детей является: формирование начал музыкально-художественной культуры,.

Технологическая карта открытого интегрированного урока окружающего мира и английского языка во 2 классе Интегрированный урок окружающего мира и английского языка, проведенного в 2 «Ж» классе УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н. Ф. Виноградовой,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого урока во 2 классе «Рисуем музыку»
Опубликовано: 23 ноября 2021 в 13:41
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД