Наседкина Марина
Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме «Изменение имён прилагательных по падежам»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок русского языка в 3 классе
«Изменение имен прилагательных по падежам».
Цель: формировать умения определять падеж имени прилагательного; формировать знания учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (падеже, о том, что падеж имени прилагательного совпадает с падежом имени существительного.
УУД:
Публикация «Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме „Изменение имён прилагательных по падежам“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Падежи
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Коммуникативные: учиться строить речевые высказывания, участвовать в обсуждении содержания учебного материала, учиться формулировать собственное мнение, учиться сотрудничать с соседом по плечу и по лицу, с товарищами в классе.
Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Познавательные: искать, использовать информацию; соотносить ее с имеющимися знаниями; формулировать выводы, строить объяснения в устной форме; строить логическую цепь рассуждений.
Оборудование: карточки с названиями падежей, карточки с пословицами, карточки с заданиями к уроку, мультимедийный проектор, интерактивная доска
Ход урока.
1. Приветствие.
– Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться:
–Доброе утро!
-Доброе утро солнцу и птицам!
-Доброе утро улыбчивым лицам!
-И каждый становится добрым, доверчивым.
-И доброе утро длится до вечера.
2. Минутка чистописания.
Как обычно, дадим зарядку рукам и нашему мозгу.
Вспомнить и записать 12-ю букву русского алфавита строчную и заглавную в соединении. (Кк)
Вспомним несколько нужных слов, начинающихся с буквы к.
- Название нашего замечательного города – Кумертау.
-Название одного из крупнейших городов России, в котором сейчас идёт зимняя универсиада – Красноярск.
-Фамилия известного русского баснописца - Иван Андреевич Крылов.
-Фамилия известного русского композитора – Дмитрий Борисович Кабалевский. (написал произведение «Три подружки», «Клоуны», песни «Школьный вальс», «Наш край», 4 симфонии и т. д.)
3. Словарная работа.
Сегодня словарную работу мы проведём в виде вопросов и ответов.
- Последний месяц зимы - февраль.
-Антоним к слову неряшливый – аккуратный.
-Главная площадь нашей страны – Красная площадь.
- Произведение 2 и 8 – шестнадцать.
- Главный член предложения, который отвечает на вопросы: кто? или что? подлежащее.
- Одна двенадцатая часть года – месяц.
-Орган человека, который образует вместе с кровеносными сосудами кровеносную систему – сердце.
-Искусственный водоём - бассейн.
- 1000 граммов – это килограмм.
-Столица России – Москва.
4. Актуализация знаний.
По классу расклеены листочки со словами: день, чудесный, друг, прелестный, северная, Аврора, мутное, небо, великолепные, ковры.
-Когда пришли сегодня в школу, ничего не заметили?
-Составьте из этих слов словосочетания.
-Какими частями речи являются эти слова?
-А откуда эти слова, вспомните? (Стих. А. С. Пушкин «Зимнее утро»)
-Давайте вспомним замечательное стихотворение вместе. (хором читаем)
-Запишите составленные словосочетания.
-Выделите окончания имён прилагательных. Почему они разные? (Прилагательные употреблены в разных родах)
-Значит, имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам.
-Укажите род имён прилагательных. С соседом по плечу проверьте друг у друга.
-Вспомните, какие окончания у имен прилагательных в женском, мужском и среднем родах?
-Какой род вы указали у прилагательного великолепные? Почему?
-Значит, имена прилагательные ещё изменяются по числам.
-Какая часть речи вам помогала определять род и число имени прилагательного?
-Как связано имя прилагательное с именем существительным?
-Разберите по составу слово чудесный.
5. Постановка проблемы.
А вот в стихотворении в этих прилагательных совсем другие окончания:
Северной Авроры, на мутном небе, великолепными коврами, голубыми небесами.
-Почему в них такие окончания? (Потому что они употреблены в разных падежах)
-Какие цели мы поставим перед собой на этом уроке? (Вспомнить, как связано имя прилагательное с именем существительным. Научиться определять падеж имён прилагательных.)
-И соответственно, тема урока – изменение имён прилагательных по падежам или склонение.
-Просклоняйте прилагательное прелестный вместе с существительным друг. (Один ученик работает на доске, остальные в тетрадях.)
6. Первичное закрепление. Работа в парах.
- У вас на столах лежат розовые карточки с заданием.
Над ближн… лесом, у голуб…. озера, сладк… яблоко, верн…
другом, кленов… листком, у тенист… дуба, о перв… снеге,
из соседн… дома, о любим… маме.
-Вы должны вставить нужные окончания прилагательных и определить падеж имён прилагательных.
-Прежде, чем выполнить это задание, давайте сформулируем алгоритм вашей работы. -
-Как будете действовать? (сначала найдём имя существительное, зададим к нему вопрос и определим падеж существительного, затем зададим вопрос к имени прилагательному, чтобы правильно написать окончание, и укажем такой же падеж, что и у имени существительного, с которым оно связано.)
-С соседом по лицу проверьте друг у друга, карандашом зачеркните ошибки и поставьте оценки.
- Об окончании работы подайте сигнал.
Физкультминутка
(Движения под музыку)
7. Закрепление знаний. Работа по учебнику.
- А теперь потренируемся в определении падежа имен прилагательных. Выполним упражнение 149 на с. 85.
- Разберем задание.
- Выполните самостоятельно.
-Оцените себя сигнальной карточкой.
- Итак, что же нужно сделать, чтобы определить падеж имени прилагательного? (Ответы детей
-Проверим по эталону. .(На экране алгоритм определения падежей прилагательных.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
-У вас на столах голубые карточки. Вам нужно из слов составить предложения. Одна пара соседей по плечу составляет предложение, используя все слова по верхней горизонтали, другая, используя все слова по диагонали. А по нижней горизонтали составляют предложения все. Окончания слов необходимо изменять и использовать предлоги, где это необходимо. Запишите составленные предложения. (Сколько предложений у вас будет записано? -2.)
весенний, греть, солнце, светить, земля, ярко
скоро
появиться
цветы
прилететь, страна, птицы, тёплый, первый
- Проверьте по эталону.
(Весеннее солнце ярко светит и греет землю. Скоро появятся первые весенние цветы. Из тёплых стран прилетят первые птицы.)
-Сделать разбор последнего предложения. (Вслух).
-Остальные предложения разобрать самостоятельно. Проверить друг у друга с соседом по плечу.
9. Рефлексия.
-Урок подходит к концу, пора подводить итоги нашей работы.
-Я сегодня вспомнил….
- Я сегодня узнал….
-Я сегодня научился…
- Я хочу ещё узнать….
- Кого бы вы хотели поблагодарить за урок?
6. Подведение итогов, выставление оценок.
10. Домашнее задание.
Стр. 85. Упр. 148, повторить правила.