Елена Васильева
Урок русского языка в 6 классе «Разряды имен прилагательных»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
узнать разряды прилагательных;
развивать опознавательные признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных;
учиться определять разряды прилагательных по значению.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Звучит аудиозапись песни “Улыбка”.
- Сегодня на уроке мы будем говорить о делении имен прилагательных на разряды по значению, будем учиться определять эти разряды.
- Урок хочу начать со сказки… Имя прилагательное
Некогда в каком-то царстве,
Публикация «Урок русского языка в 6 классе „Разряды имен прилагательных“» размещена в разделах
- Русский язык, 6 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Тридесятом государстве,
То ли здесь, а то ли там
Жил-был царь Абдурахман.
Миновало много лет,
Собирает царь совет.
Дочерей к себе зовет
И такую речь ведет:
«Мне вопрос который год
Все покоя не дает:
Для чего живет на свете
Прилагательное, дети?
В дальний путь скорей спешите
И вопрос сей разрешите».
Три девицы собирались,
С царем-папой распрощались,
Стали думать-размышлять,
Как им тайну разгадать.
Вот выходят в сад сестрицы,
Слышат пенье райской птицы.
Говорит одна сестрица:
— Как поет красиво птица!
Голос звонкий, золотой,
Нежный, чистый и родной.
— А уж птица -то какая,
Маленькая, озорная, —
Ей вторая говорит
И на птицу все глядит.
— Знать та птица не простая, —
Молвит тут сестра другая.
К ней решили обратиться,
Чтоб ответа лишь добиться.
— Ты по свету ведь летала,
Может, где его встречала?
Нашу душу успокой
И секрет скорей открой:
Что есть прилагательное?
— Оно замечательное.
Частью речи называют
И по падежам склоняют.
Мир без этой части речи
Был бы тускл и не расцвечен.
Недалече здесь живет,
Песни добрые поет.
Вы теперь к нему спешите
И вопрос сей разрешите.
В путь отправились сестрицы
По совету мудрой птицы.
Долго ль, коротко ли шли,
Но дворец его нашли.
У порога их встречало,
О себе все рассказало.
— Признаки обозначаю,
Все предметы украшаю,
Разукрашу, опишу,
Какой есть предмет, скажу.
Так отцу и доложите,
Ко мне в гости пригласите.
Пусть подружится со мной,
Станет добрым, коль был злой.
К отцу сестры поспешили
И секрет ему открыли.
2. Проверка домашнего задания
- Ребята, на прошлом уроке мы с вами начали разговор об имени прилагательном. Говорили, что эта часть речи необходима для точного названия предмета, она помогает ярко описать этот предмет и передать своё отношение к описываемому предмету.
- Дома вы рисовали портрет Имени Прилагательного. Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Проанализировать домашнее задание)
- Опрос обучающихся (проверка домашнего задания)
- На Руси дворянские дети тоже учились грамоте, изучали части речи. В комедии «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин показал, как это было. Сейчас посмотрим небольшую сценку о том, как маменькин сынок дворянский недоросль Митрофанушка изучал части речи.
СЦЕНКА
3. Тема урока
- Анализируя признаки, которые обозначают имена прилагательные, можно сказать, что эти признаки разные по значению: одни можно увидеть, другие – ощутить, третьи – почувствовать и т. д. Итак, по значению имена прилагательные делятся на три разряда : качественные, относительные, притяжательные.
1. Качественные имена прилагательные. Называют признаки, обозначающие различные качества предмета: по величине (большой, маленький, по возрасту (молодой, старый, по цвету (красный, зеленый, по весу (легкий, тяжелый, по внешнему виду (красивый, высокий, по внутренним качествам (умный, добрый) и т. д. Такие признаки у предмета могут быть в большей или меньшей степени (сильный – сильнее – сильнейший, умный – умнее – умнейший).
2. Относительные имена прилагательные. Обозначают материал, из которого сделан предмет (деревянный дом, кирпичная стена, указывают на признак предмета по месту (школьный кабинет, по времени его существования (зимний день, по назначению предмета (спортивная обувь) и т. д. Такие признаки не могут быть у предмета в большей или меньшей степени. При употреблении в словосочетании их можно заменить именами существительными : деревянный дом – дом из дерева, зимний день – день зимы.
3. Притяжательные имена прилагательные. Обозначают признак предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному (мамино пальто, собачья будка, лисий хвост). Эти прилагательные отвечают на вопросы чей? чья? чье, имеют суффиксы –ин- (-ын-, -ов- (-ев-, -ий- (-й-). Такие признаки не могут быть у предмета в большей или меньшей степени.
Чтение, заучивание правил – шуток:
а) Качественное – сравни, С «очень» тут же повтори;
б) Относительное взял: место, время, материал;
в) Притяжательное – чьи? Принадлежность (птичьи)
4. Закрепление изученного
Задание №1
- Перед вами словосочетания. Распределите их по разрядам прилагательных.
Ч. рный (дым)
Больш. й (дом)
Т. жёлый (кирпич)
Б. гровый (закат)
Ру (с,сс)кая (девочка)
Прошл. годняя (листва)
Лу (н,нн)ый (свет)
Пр. вокзальная (площадь)
Страусово (перо)
Птиц. н (клюв)
С. бачий (нос)
Папина (шляпа)
У доски 3 чел
Задание №2 Загадки (устно)
Цель: прививать интерес к устному народному творчеству, формирование умения определять разряды прилагательных.
- Отгадайте народные загадки, укажите разряд прилагательных
-Круглый, снаружи зелёный, внутри красный, на вкус сладкий. (арбуз, качественные)
-Доброе, хорошее, светлое, тёплое, на весь мир глядит, на себя не велит. (солнце, качественные)
-Бежит свинка, железная спинка. льняной хвостик. (Нитка с иголкой)
-Тонкий, высокий, упал в осоку, сам не вышел, а детей вывел. (Дождь и грибы)
Задание №3
На доске записаны словосочетания, нужно выписать их в тетрадь следующим образом:
- Первый ряд вспомнит о качественных именах прилагательных и расскажет все об этом разряде, выпишет в тетрадь только качественные имена прилагательные; второй ряд – притяжательные; третий – относительные.
Словосочетания:
Веселые ребята, огромная вселенная, водяные брызги, звериные тропы, трудное путешествие, стальные двери, обитаемая планета, жемчужные украшения, прибрежные скалы, рыбий жир, лебединый пух, птичьи гнезда.
Задание №4
- Устно замените существительные притяжательными прилагательными.
Уши волка и зайца-
Лапы лисы и собаки-
Хвост павлина и вороны-
Глаза папы, бабушки-
Волчьи уши, заячьи и собачьи лапы, павлиний и вороний хвост, папины и бабушкины глаза.
- Но бывает, что один разряд переходит в другой. Иногда относительные прилагательные употребляются в переносном значении и становятся качественными.
Задание №5
- Указать цифрой разряд прилагательных :
1 – качественное
2 – относительное
3 – притяжательное
Нежный - 1 Братьев - 3 Красный –1 Соломенный - 2 Вечерний - 2 Хрустальный - 2 Дедушкин - 3 Тёплый - 1 Наташин -3
Задание №6
- Запишите текст, подчеркните имена прилагательные, определите разряд прилагательных.
Барсучонок
Из корзинки показалась барсучья мордочка с чёрным носиком, любопытными глазками и маленькими стоячими ушками. Барсучонок выбрался из корзинки на диван. Какой же он забавный! Шёрстка светлая, серебристая, а ножки тёмные. Словно барсук нарядился в чёрные сапожки и чёрные варежки. «Хвост он поджал или у него нет хвоста?» - заинтересовался я. «Короткий хвостик есть», - ответила мама. Малыш смешно принялся разгуливать по кожаному дивану. (По Г. Скребицкому.)
Дополнительные задания:
Карточка № 1
- Распределите прилагательные по разрядам : качественные, относительные, притяжательные: душистый цветок, раскидистый дуб, папин нос, ужасный вид, местный говор, олений рог
Карточка № 2
- Распределите прилагательные по разрядам : качественные, относительные, притяжательные: причудливый рисунок, лесной массив, верблюжий горб, умный мальчик, деревянный дом, отцов дом
Карточка № 3- Распределите прилагательные по разрядам : качественные, относительные, притяжательные: лёгкий рюкзак, хакасские степи, мамино пальто, зелёный стол, зимний день, волчий след.
Физминутка.
Сядьте ровно, выпрямите спину, расправьте плечи.
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо…
А потом опять вперёд -
Тут немного отдохнёт.
Теперь Варвара смотрит вверх!
Выше всех, всё дальше вверх!
Возвращается обратно -
Расслабление приятно.
А сейчас посмотрим вниз -
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно -
Расслабление приятно.
- А сейчас крепко зажмурьте глаза и резко их откройте
Задание №7
«Музыкальная» страничка (выборочный диктант).
- Вы немного устали, следующее задание «Музыкальное», здесь мы немного и отдохнём, а я вам предлагаю послушать музыку и выписать имена прилагательные, определить их разряд (звучит веселая детская песенка).
Задание №8
«Четвёртый лишний» (устно)
Цель: в игровой форме развивать способности определять разряды имён прилагательных.
- Найдите четвё ртое лишнее слово и объясните почему:
Красивая девочка, старый дедушка, сильный соперник, орлиный клюв - притяжательное;
Сестрин платок, беличий хвост, мамин плащ, строгий директор - качественное;
Гусиное перо, волчий хвост, заячьи уши, лисья шапка – относительное, т. е. шапка из лисы;
Оловянный солдатик, собачья будка - притяжательное, деревянный дом, стеклянный фужер.
Задание №9
«Литературная» страничка (письменно)
Цель: на примере прозаических произведений воспитывать любовь к природе, формировать умения находить качественные имена прилагательные.
Восстановите текст А. Н. Толстого, вставив на место пропусков имена прилагательные из данных ниже, определяя разряд прилагательных по значению.
К вечеру ветер стих, и …солнце залило … светом…тучи и, протянув …крылья в глубь… степи, закатилось.
Для справок: низкое; багровым; бледные; словно прощальные; жёлтой и мокрой.
К вечеру ветер стих, и низкое (качественное) солнце залило багровым (качественное) светом бледные тучи и, протянув словно прощальные (качественные) крылья в глубь жёлтой и мокрой (качественные) степи, закатилось.
5. Подведение итогов
- Что нового вы узнали на уроке?
- Заполнение " Древа творчества"
На плакате нарисовано дерево.
Дети прикрепляют на него:
" ЯБЛОКО" - урок прошел с пользой;
" ЦВЕТОК" - урок прошел неплохо;
"ЗЕЛЕНЫЙ ЛИСТИК" - урок " ни то, ни се";
" ЖЕЛТЫЙ ЛИСТИК" - урок прошел плохо.
6. Домашнее задание.
- Выучить понятие о разрядах прилагательных, составить игру «Лишнее слово»
Заключение
Звучит аудиозапись песни “Улыбка"