Урок русского языка в 5 классе «Омонимы и многозначные слова»

Александра Магазейщикова
Урок русского языка в 5 классе «Омонимы и многозначные слова»

(слайд 1)

Мастер – класс по теме «Многозначные слова и омонимы»

Учитель: Магазейщикова Александра Сергеевна

МБОУ «Школа-лицей №2» г. Армянска

(слайд 2)

Технология: проблемное обучение

Метод: частично-поисковый

Актуальность этой технологии состоит в том, что при проблемном обучении учитель либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании.

Учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления трудностей и найденных решений, догадок.

(слайд 3)

Игра «Найди отличия»

- На первый взгляд эти две картинки одинаковые, но если присмотреться к ним внимательно, то можно увидеть в них различия.

Так же бывает и со словами. В русском языке есть две категории таких слов, которые внешне одинаковы, но различаются своими значениями: это многозначные слова и омонимы. Сегодня мы попробуем разобраться, в чем их отличия и как их определять в тексте.

(Слайд 4)

Чтобы нам было легче это понять, нам нужно начертить таблицу, мы будем заполнять её в ходе работы. Также нам понадобятся словарные статьи.

Пример Значение Общее в значении Количество слов Название понятия

1.- Итак, приступим. Прослушайте предложения и назовите слово, которое в них повторяется.

1. На Аляске добывают золото.

2. Гимнастам на чемпионате досталось золото.

3. Наш сотрудник - просто золото.

(слайд 5)

-Запишем ответ в таблицу.

2.- Теперь давайте дадим лексическое значение слову «золото». Для этого обратимся к словарной статье.

(слайд 6)

Запишем ответ в нашу таблицу.

- Сравним значения слова «золото» и посмотрим, есть ли в них что-то общее (да, значение ценности).

(слайд 7)

Запишем ответ в таблицу.

- У слова «золото» много значений, а само слово одно. Как называются такие слова? (многозначные).

(слайд 8)

Запишем ответ в таблицу.

Пример Значение Общее в значении Количество слов Название понятия

ЗОЛОТО 1. Один из благородных металлов, желтого цвета, употр. для драгоценных изделий и как мерило ценности.

2. Изделия из золота.

3. О ком-н., отличающемся большими достоинствами

Ценность

1 слово

МНОГО-ЗНАЧНОЕ СЛОВО

- Что такое многозначные слова?

Сделаем вывод: ЭТО ОДНО СЛОВО, ИМЕЮЩЕЕ НЕСКОЛЬКО СХОДНЫХ МЕЖДУ СОБОЙ ЗНАЧЕНИЙ.

С первой задачей мы справились.

5. - Попробуйте отгадать загадку: «Из какого крана нельзя напиться воды?» (из подъёмного).

На основе чего построена загадка? (на двусмысленности в употреблении слова «кран»).

(слайд 9)

Запишем найденное слово в таблицу.

6.- Теперь давайте дадим лексическое значение слову «кран». Работаем со словарной статьёй.

(слайд 10)

Запишем ответ в таблицу.

7.- Сравните значения слова «кран» и скажите, есть ли в них что-то общее (нет).

(слайд 11)

Запишем ответ в таблицу.

8. - У слова «кран» два значения, а сколько слов они обозначают: одно или два? (два).

Слова, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению, называются омонимами.

(слайд 12)

Запишем ответ в таблицу.

- Вот что у нас получилось.

(Слайд 13)

Пример Значение Общее в значении Количество слов Название понятия

ЗОЛОТО 1. Один из благородных металлов, желтого цвета, употр. для драгоценных изделий и как мерило ценности.

2. Изделия из золота.

3. О ком-н., отличающемся большими достоинствами

Ценность

1 слово

МНОГО-ЗНАЧНОЕ СЛОВО

КРАН 1. 3апорное устройство для выпycкa жидкостей или газа. Водопроводный кран.

2. Maшинa для подъёмa и перемещения грузoв на небольшие расстояния. Подъёмный кран. Нет 2 слова ОМОНИМЫ

- А теперь применим наши новые знания на практике.

(слайд 14) Потренируемся!

Я буду читать тексты, а вы попробуете определить, какое слово может иметь несколько значений и к какой лексической группе оно будет относиться.

Слайд 15

1. Говорит Попугай Попугаю:

- Я тебя, Попугай, попугаю!

Отвечает ему Попугай:

- Попугай, Попугай, попугай!

ОМОНИМЫ

Слайд 16

2. Барашки

Барашки!

Барашки!

Барашки на речке!

– Какие барашки?

Сказали овечки.

– Какие барашки?

Ну, где они, где?

Барашки не могут ходить

По воде… МНОГОЗНАЧНОЕ

Слайд 17

3. С гайкой этот инструмент

Может справиться в момент,

А, родившись под землёй,

Бьёт студёною водой.

И замочки у дверей

Не откроешь без ключей.

ОМОНИМЫ

Слайд 18

4. Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают -

значит - это кому-нибудь нужно? МНОГОЗНАЧНОЕ

- Теперь подведем итог. Воспользуемся приёмом «Фишбоун»: на кости рыбы будем записывать отличия между многозначными и омонимами.

Запись ведется на доске.

Приём «ФИШБОУН»

1. Как мы можем отличить, какое перед нами слово в тексте – многозначное или омоним? (посмотреть в словарь: одно и имеет несколько значений - МНОГОЗНАЧНОЕ; слов несколько и они имеют разные значения - ОМОНИМЫ).

2. Как мы можем отличить, какое перед нами слово в тексте – многозначное или омоним – без словаря? (будем искать общее в значениях этих слов: у многозначных слов общее будет, а у омонимов - нет).

3. Сколько слов обозначают разные значения? (многозначные – 1 слово; омонимы – 2 разных слова)

4. В хвосте запишем наши понятия.

Голова рыбы

Кости Кости

В словаре 1 словарная статья В словаре разные словарные статьи

Общее во всех значениях Нет общего в значениях

1 слово 2 разных слова

Хвост рыбы

Многозначное слово Омонимы

Толковый словарь Ожегова.

Золото - 1. Один из благородных металлов желтого цвета, отличающийся мягкостью и пластичностью. // То, что цветом напоминает блеск такого металла. 2. Изделия из такого металла. // разг. Золотая медаль или золотые медали как высшая награда за выдающиеся успехи в спортивных соревнованиях, на конкурсе и т. п. 3. Золотые монеты, деньги. // перен. разг. Богатство. 4. перен. разг. Кто-л. или что-л., отличающиеся большими достоинствами. // Что-л. чрезвычайно ценное. 5. разг. Употр. как ласковое обращение.

Кран 1 - устройство для выпуска жидкости или газа из резервуара или трубопровода; трубопроводный вентиль.

Кран 2 - Механизм для подъема и перемещения грузов.

Толковый словарь Ожегова.

Золото - 1. Один из благородных металлов желтого цвета, отличающийся мягкостью и пластичностью. // То, что цветом напоминает блеск такого металла. 2. Изделия из такого металла. // разг. Золотая медаль или золотые медали как высшая награда за выдающиеся успехи в спортивных соревнованиях, на конкурсе и т. п. 3. Золотые монеты, деньги. // перен. разг. Богатство. 4. перен. разг. Кто-л. или что-л., отличающиеся большими достоинствами. // Что-л. чрезвычайно ценное. 5. разг. Употр. как ласковое обращение.

Кран 1 - устройство для выпуска жидкости или газа из резервуара или трубопровода; трубопроводный вентиль.

Кран 2 - Механизм для подъема и перемещения грузов.

Толковый словарь Ожегова.

Золото - 1. Один из благородных металлов желтого цвета, отличающийся мягкостью и пластичностью. // То, что цветом напоминает блеск такого металла. 2. Изделия из такого металла. // разг. Золотая медаль или золотые медали как высшая награда за выдающиеся успехи в спортивных соревнованиях, на конкурсе и т. п. 3. Золотые монеты, деньги. // перен. разг. Богатство. 4. перен. разг. Кто-л. или что-л., отличающиеся большими достоинствами. // Что-л. чрезвычайно ценное. 5. разг. Употр. как ласковое обращение.

Кран 1 - устройство для выпуска жидкости или газа из резервуара или трубопровода; трубопроводный вентиль.

Кран 2 - Механизм для подъема и перемещения грузов.

Прикреплённые файлы:

master-klas-mnogoznachnye-slova-i-omonimy_ibnr4.pptx | 5818,68 Кб | Скачан: 2
 
Публикации по теме:

Конспект урока русского языка в 3 классе «Состав слова» Тема урока: Состав слова. Класс: 3 Тип урока: закрепление полученных знаний Цель урока: формировать умения разбирать слова по составу.

Урок русского языка в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Сложносочинённое предложение» Тема: ПОДГОТОВКА к ОГЭ. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Задачи: обучающие – обобщить знания по теме «Сложносочинённые предложения»; закрепить.

Урок русского языка в 1 классе «Деление слов на слоги» Тема: «Деление слов на слоги» Цель: формировать умения делить слова на слоги, анализировать модели слов, находить слова по данным моделям.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Урок русского языка в 5 классе «Омонимы и многозначные слова»
Опубликовано: 11 января 2019 в 17:44
+86Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «Встречайте: мы на арене цирка!»
Доброго времени суток, дорогие коллеги! Кажется, несколько дней назад мы так активно готовились к новогодним утренникам! А уже прошло три недели. В этот раз...
Фотоотчёт о мероприятиях в средней группе ДОУ, посвященных Дню матери
В рамках празднования международного Дня Матери в нашей группе «Затейники» в ноябре 2018 г. был реализован проект «Милая мама». Тип проекта :...
Викторина «Донской край» в подготовительной группе
Цель: формирование у детей дошкольного возраста интереса к истории Донского края. Задачи: - закреплять знания детей о Донском крае; - развивать память,...
Развитие артистизма у детей дошкольного возраста средствами хореографии
Артистизм – это способность красиво и впечатляюще, убедительно что-то передать, эмоционально воздействуя на воспитанника, как важный элемент в исполнении...
Фотоотчет о первом занятии-экскурсии в бассейне ДОУ
Наверное, нет на свете ребенка, который не любит игры в воде. Зачем малышей водить в бассейн? Многие скажут, что...