Надежда Арсентьева
Родительская гостиная как модель взаимодействия педагогов, родителей и детей
▼ Скачать + Заказать документы
Родители и воспитатели — два незаменимых фактора в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить.
Необходимость и важность сотрудничества семьи и детского сада никогда не ставились под сомнение. Необходимость взаимодействия семьи и образовательной организации вытекает из естественных причин:
Тесная эмоциональная связь ребенка с семьей и ее влияние на поведение ребенка.
Публикация «Родительская гостиная как модель взаимодействия педагогов, родителей и детей» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Неизбежность совместных усилий родителей и педагогов при оказании помощи ребенку в его нормальном развитии или при возникновении проблем. Признание родителями полезности пребывания ребенка в образовательной организации для его общего развития и признание педагогами важности родительской компетентности в воспитании ребенка. Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье.
Именно взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей во многом определяют психическое развитие ребенка. И если родитель не компетентен в вопросах воспитания, не имеет необходимых знаний, то педагогические воздействия по воспитанию ребенка в образовательной организации будут напрасными.
Одна из важнейших задач воспитателя — способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребенка. Успешное её решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества воспитателей, родителей и детей.
Дети, родители, воспитатели — члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера взаимодействия. Для создания необходимых условий, формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития педагогической компетентности родителей родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.
Если образовательная организация и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух несообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания. Для этого педагоги должны расположить людей к общению, заинтересовать, сделать так, чтобы в детских садах было тепло и уютно не только детям, но и их родителям.
Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в триаде «педагоги — родители — дети» является удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей ребенка, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов. Наряду с использованием общепринятых форм и методов взаимодействия с родителями мы нашли для себя прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала семьи. Это наша «Родительская гостиная».
Каждая семья уникальна своими традициями, приоритетами, увлечениями, потенциалом, стилем общения, отношением к воспитательно-образовательному процессу. Мы заметили, что всех их объединяет желание поделиться собственными познаниями, умениями, навыками, опытом. Этой возможностью самореализации родителей в роли педагогов стали тематические встречи в нашей уютной, полной любви, доверия и взаимопонимания «Родительской гостиной».
Родительская гостиная — это модель взаимодействия «Родитель — педагог — ребенок», где родителям отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива. Педагог выполняет роль консультанта, снабжающего родителей необходимыми сведениями и обучающего их некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком. Тематика наших встреч была самой разнообразной: от путешествия веселой непоседливой капельки до появления прекрасного цветка на воде, от приготовления аппетитных кексов из соленого теста до знакомства с ритмичными движениями спортивного танца, от встречи с таинственным фокусником до волшебного превращения осенних листочков, от советов доброго доктора Айболита до знакомства с инструментами умелого мастера… Принимая и уважая мнения и чувства родителей, мы предоставили им возможность реализовать себя как педагоги, проявить собственную инициативу, оригинальность в выборе темы и использование собственного решения в ее раскрытии. Атмосфера в нашей «Родительской гостиной» всегда теплая, доверительная, дружелюбная. В таком общении дети, родители, педагоги становятся полноправными собеседниками, творцами, единомышленниками. Такая модель педагогического партнерства способствует обеспечению эмоционального, физического, социального благополучия ребенка, повышает потенциал взаимного доверия в системе отношений «дети — родители — педагоги», гармонизирует детско-родительские отношения, изменяет восприятие родителями личности ребенка в положительную сторону, обеспечивает большую открытость, диалог и привлекательность дошкольного образования для детей и родителей. Она позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы, посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий. И как результат, новое положительное отношение родителей к детскому саду, положительная оценка его деятельности.
Литература:
1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 г.
2. Партнерство дошкольной организации и семьи / Под ред. С. С. Прищепа, Т. С. Шатверян. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016 г.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
4. Михайлова-Свирская Л. В. Работа с родителями. — М. ; Просвещение,2015 г.
5. Свирская Л. В. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. — М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007 г.
6. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ : Методический аспект. — М. : ТЦ СФЕРА, 2007 г.