МААМ-картинки

Роль художественной литературы в жизни ребенка младшего дошкольного возраста

Русинова Ирина
Роль художественной литературы в жизни ребенка младшего дошкольного возраста

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития речи детский сад №13 «Солнечный»

КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

«РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Подготовила воспитатель

МАДОУ «ЦРР ДЕТСКИЙ САД №13»

Русинова Ирина Тимофеевна

Соликамск, 2021

Публикация «Роль художественной литературы в жизни ребенка младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Актуальность: художественная литература имеет огромное значение для развития ребенка дошкольника. Но к сожалению сегодня родители все меньше читают книги, заменяя его просмотром мультфильмов. Дети лишаются возможности слушать произведения, рассматривать иллюстрации в книгах, держать в руках книгу. Поэтому становится все меньше людей любящих книгу. Очень важно возродить традицию домашнего чтения.

Цель: Помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства воспитания и развития младших дошкольников.

Задачи:

1. Показать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития ребенка.

2. Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.

3. Ориентировать родителей в выборе художественной литературы, книг для детей младшего дошкольного возраста.

План собрания:

1. Сообщение воспитателя «Роль художественной литературы в жизни и развитии детей младшего дошкольного возраста»

2. Использование приемов для повышения интереса детей к произведениям и облегчения запоминания художественных произведений.

3. Требования к книге для младших дошкольников.

Ход собрания.

Родители рассаживаются на две подгруппы.

Звучит песня про книги (на мотив «Песенки мамонтенка»)

Бумажный кораблик по имени «книга»

Не хуже корвета, фрегата и брига

Меня увлечет в океаны мечтаний

Где щедро откроет сокровища знаний.

Готовы нести меня в дальние страны,

Рассказы и сказки, стихи и романы.

Страниц паруса наполняются бризом

Историй талантливых, полных сюрпризов

А я командор экспедиции – чтения.

Поплыли со мной искать приключения!

1. Добрый вечер, уважаемые родители. Не зря мы начали наше собрание с этого замечательного стихотворения. Так как тема нашего с вами собрания «Роль художественной литературы в воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста»

Сегодня очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке талант читателя. Дети дошкольного возраста слушатели, а не читатели. Художественное произведение до них доносит педагоги и родители. Художественные произведения детям читаются в детском саду и дома. Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в воспитании чувств и развитие речи детей. На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали такие педагоги и психологи как К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец и другие. Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы русского литературного языка. Огромное её воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, она воздействует на личность ребёнка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Главной задачей ознакомления дошкольников с художественной литературой является воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умении слушать и понимать художественный текст, т. е. всё то, что составляет основание, фундамент для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека. Ознакомление с художественной, литературой в ДОУ проводится ежедневно. Детям читают, с ними обсуждают и разучивают художественные произведения. Но надо помнить, что эту работу желательно проводить и дома – это может быть: семейное чтение книг, беседы по содержанию, зарисовки понравившихся сюжетов, заучивание стихов. Сегодня, когда дети только постигают азы художественной литературы, необходимо помочь им полюбить книгу. В этот период особенно важно обсуждать прочитанное с ребенком, совместно решать проблемные ситуации. А как нужна ребенку ваша помощь при выборе книги! Читайте книги с ребенком, рассматривайте картинки, находите смешные несовпадения, задавайте вопросы. Семейное чтение для детей - это ещё и общение с родителями. Как удивительно, когда наступает этот прекрасный момент и папа или мама откладывают все дела, сажают на колени, обнимают за плечи. Можно прижаться к маме, слышать её голос, вместе с мамой сопереживать любимым героям. Когда ребёнок устал или болен, нет ничего лучше такого чтения - общения. Во многих семьях есть прекрасная традиция чтения на ночь. Лучше читать спокойные нестрашные сказки. Слушая книги, дети учатся, думать, мечтать, на вопросы ответ получать. Каждый раз, что-нибудь узнают, окружающий мир познают.

Для детей этого возраста оптимально подойдут «потешки», пальчиковые игры («Сорока-ворона кашу варила», стихотворения из одного-трех четверостиший, коротенькие сказки и истории, рассказанные простыми предложениями. В них могут содержаться звукоподражания, повторы. Для понимания этих произведений достаточно небольшого словарного запаса (пример — сказка В. Г. Сутеева «Цыпленок и утенок»). Обычно малыши любят слушать одну и ту же сказку или стишок несколько раз и непроизвольно выучивают их наизусть. Пусть они рассказывают сами, поощряйте это полезное занятие. Для детей этой возрастной группы необходимы сказки со счастливым концом. У ребенка должно возникнуть ощущение стабильности, надежности мира. Поэтому выбирайте варианты сказок со счастливым финалом.

Предлагаем Вам список такой литературы. (Родителям предлагаются памятки. Приложение 2.)

2. Для повышения интереса малышей к художественным произведениям и для того чтобы ребенок легче запомнил стихотворение можно использовать прием введения имени своего ребенка в произведение.

Например: все мы знаем стихотворение «Маша варежку одела».

Маша варежку одела.

-Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал!

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла.

Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь и найдешь.

Здравствуй, пальчик!

Как живешь?

А я своей дочери читаю его так: Настя варежку одела….

Сейчас мы предлагаем вам переделать колыбельные. (Каждой подгруппе родителей предлагаем колыбельную, заслушиваем переделанные произведения).

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Мою Таню не буди.

Темна ноченька – не спится,

Моя Танечка боится.

Ты, собачка, не лай,

Мою Таню не пугай!

Или

А гулюшка белая

По камушкам бегала,

По камушкам бегала,

Да Сереженьку звала.

Уж ты, гуля, не гуди,

Сереженьку не буди.

Для поддержания интереса и развития внимания ребенка при чтении произведения можно использовать прием «Сказка с ошибками». Детям очень нравится находить ошибки и исправлять их.

Например, сказка «Синяя шапочка». Жила – была большая девочка. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше. Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка синюю шапочку. С тех пор девочка всюду в ней ходила. Соседи так про нее и говорили: - Вот Синяя Шапочка идет!

Как-то раз испекла мама пирожок и сказала дочке:

- Сходи-ка, Синяя Шапочка, к дедушке, снеси ему пирожок и горшочек масла. Да узнай, здоров ли он.

А вам я предлагаю переделать сказки, которые тоже все знают. Это «Колобок» и «Теремок». (Подгруппам родителей выдаются сказки, они переделывают их и зачитывают, а другая подгруппа находит ошибки).

Для запоминания стихотворений малышам можно предложить прием «Придумай действия к стихотворению».

Например:

Наша Таня громко плачет, (изображаем плач, со звуком «а»)

Уронила в речку мячик. (опускаем руки вниз)

Тише, Танечка, не плач, (прикладываем палец к губам)

Не утонет в речке мяч. (качаем пальцем вправо-влево)

Вам мы предлагаем придумать действия к стихотворениям. (Родителям по подгруппам раздаются стихотворения, готовое задание родители прочитывают и показывают)

«Мишка»

Уронили мишку на пол

Оторвали мишке лапу

Все равно его не брошу

Потому что он хороший.

«Зайка»

Зайку бросила хозяйка

Под дождем остался зайка

Со скамейки слезть не смог

Весь до ниточки промок

3. Выбор книги для малыша — интересное, но ответственное занятие, которое усложняется тем, что прилавки магазинов просто завалены детской литературой. Но далеко не все из книг заслуживают нашего внимания.

Как выбрать книгу, которая понравится ребенку, будет способствовать его развитию и не навредит? А главное – привьет любовь к чтению.

Соответствие возрасту

В первые годы жизни самыми лучшими считаются книги с минимумом текста. Пусть это будут короткие стихи, потешки или даже просто словосочетания. С возрастом постепенно усложняйте текст.

Формат и объем книги

Формат может быть любой. Что касается объема книги, то для малышей идеальный вариант: одна книга – один рассказ

Обложка и материал книги

Детям очень нравятся книжки с вырубкой, с окошками, с мягкими вставками и книжки-игрушки, а также музыкальные книжки.

Будьте осторожны с глянцем. Многие хорошие книги, к сожалению, глянцевые. При наклоне появляются вредные для зрения блики, особенно при искусственном освещении.

Соответствие текста и картинок

Чем меньше ребенок, тем важнее соответствие изображений и текста. Дети теряются, если вы читаете им про то, чего нет на картинках.

Шрифт в детских книгах

Дети, которые ежедневно «читают» книги, рано начинают интересоваться буквами. Поэтому выбирайте книги с достаточно большими, четкими буквами. Избегайте витиеватых и бледных шрифтов.

Требования к иллюстрациям детских книг

Качественные иллюстрации – один из самых главных критериев выбора правильной книги.

Иллюстрации для малышей:

• выполнены в спокойных тонах,

• простые и четкие,

• не содержат избытка деталей,

• понятны малышу,

• правдоподобны,

• эстетичны (старайтесь избегать безвкусных компьютерных рисунков,

• выполнены на белом или однотонном фоне (для детей до года,

• лица героев не вызывают отторжения, имеют богатую мимику.

Содержание книг для малышей

Много существует альтернативных сюжетов всем известных сказок.

Поэтому перед покупкой книг лучше просмотреть несколько вариантов сказки и выбрать тот, который придется вам по душе.

Это общие рекомендации. Из всех правил всегда есть исключения, поэтому ориентируйтесь в первую очередь на собственную интуицию, предпочтения ребенка.

Мы подготовили для вас выставку детских книг. Предлагаем вам выбрать книгу, которая будет интересна вашему малышу и соответствовать требованиям к книгам для детей младшего дошкольного возраста. (Родители выбирают книгу и поясняют свой выбор)

Заключение

И родители и воспитатели должны способствовать развитию детей и в этом замечательными помощниками являются детские книги. Закончить наше собрание хотим замечательными словами:

«Что бы вы ни делали, к чему бы, вы не стремились,

Как бы, не повернулась ваша жизнь-

Появление на свет вашего ребенка –

Это, прежде всего ваше второе рождение.

Окунитесь в мир детства так

Как по вашим представлениям купается ваш ребенок

И читайте ему как можно больше!

Спешите это сделать, иначе вы рискуете опоздать, на целую жизнь».

Приложение 1.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

• Наполните день ребенку потешками, прибаутками, приговорками;

• Введите обязательный ритуал чтения книг перед каждым тихим часом;

• Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после полдника, на прогулке или в плохую погоду;

• Каждый вечер читайте своему ребенку. Дети не очень хотят ложиться спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить уход ко сну. Со временем это станет своеобразным ритуалом укладывания спать.

• Если ребенок просит почитать, никогда не отказывайте ему. Даже если у вас совсем мало времени, читайте хоть пару страничек в день.

• Не бойтесь читать детям большие произведения, хотя бы по главе в день. Такое чтение «с продолжением» развивает память и внимательность, а также поддерживает интерес к чтению. Ведь ребенку очень хочется узнать, что же произойдет дальше с любимыми героями.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЕРЕЧЬ КНИГИ

• Не делать в книге пометок, подписей, рисунков;

• Не читать во время еды;

• Не загибать листы пользоваться закладкой;

• Класть книгу только на чистый стол;

• Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте;

• Своевременно оказывать «скорую помощь» «заболевшим книгам».

Приложение 2.

Список литературы для детей младшего дошкольного возраста

1. А. Барто «Игрушки» и другие короткие стихотворения

2. В. Бианки «Лис и мышонок»

3. В. Данько «С утра до вечера» (стихи для малышей)

4. Л. Дерягина «Баюшки-баю», «Игры, чистоговорки, песенки, потешки»

5. О. Жукова «Детские песенки и потешки»

6. Короткие народные сказки в вариантах со счастливым финалом («Репка»,«Курочка Ряба», «Теремок» и др.)

7. В. Сутеев «Цыпленок и утенок» и другие сказки для малышей

8. К. Д. Ушинский «Любимые сказки малышей»

9. К. Чуковский «Цыпленок».

Публикации по теме:

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста 2 слайд Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования,.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация для родителей «Роль воды в жизни ребенка» Здоровье ребенка – одна из главных забот родителей. Ключевую роль в формировании детского организма и укреплении иммунитета играет вода.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Консультация «Роль куклы в жизни ребенка дошкольника»Консультация «Роль куклы в жизни ребенка дошкольника» Куклы занимают особое место среди игрушек детей, т. к. кукла задействует особые функции в развитии психики ребёнка. Одна из таких функций.

Видео и консультация «Танец и его роль в жизни ребенка»Видео и консультация «Танец и его роль в жизни ребенка» Нам всем известно, что дети с раннего детства любят танцевать, но когда дети приходят в детский сад, некоторые родители высказывают мнение,.

Роль художественной литературы в познании природы и воспитании любви к ней (доклад для педсовета) Сегодня весьма актуальна проблема взаимоотношений природы и человека. И перед нами стоит важная задача воспитания у детей потребности охранять.

Роль театра в жизни ребенкаРоль театра в жизни ребенка Театр – это радость, праздничное и радостное представление. Дети дошкольного возраста очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному.

Список художественной литературы для чтения по лексической теме «Времена года» с детьми дошкольного возраста Осень А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад». А. Майков «Осенние листья по ветру кружат». А. Плещеев «Осенью». А. Пушкин.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль художественной литературы в жизни ребенка младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 марта 2021 в 13:42
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД