Оксана Григорьева
«Роль музейной педагогики для детей дошкольного возраста в ДО»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
«Роль музейной педагогики для детей дошкольного возраста в ДО»
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим
Слайд 2
Актуальность музейной педагогики в ДОУ :
Позволяет эффективно реализовывать ФГОС в части формирования целевых ориентиров;
Способствует овладению основными культурными способами деятельности;
Проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;
Публикация «„Роль музейной педагогики для детей дошкольного возраста в ДО“» размещена в разделах
Учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями;
Формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
Склонен наблюдать, экспериментировать.
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ ПО МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
с детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет
ЦЕЛЬ:
Воспитывать у детей желание познавать культуру, обычаи и традициям своего народа, интерес и уважительное отношение
ЗАДАЧИ:
Формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о музее, как хранилище истории.
Обогащать воспитательно-образовательное пространство ДОУ новыми формами.
Расширять кругозор дошкольников.
Развивать любознательность и познавательные способности дошкольников.
Обогащать словарный запас, багаж знаний о Древней Руси.
Формировать умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания, применять их в жизни через презентацию продуктов деятельности.
Слайд 3
Принципы музейной педагогики
При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.
Наглядность.
Доступность.
Динамичность.
Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).
Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.
Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).
Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).
Слайд 4
Педагогические функции музея.
Образовательные:
развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации;
использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к искусству;
Развивающие:
активация мышления;
развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно - физиологических структур;
обогащение словарного запаса;
Воспитательные:
формирование личностных качеств, взглядов, убеждений;
становление умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания;
Просветительские:
формирование умений, навыков;
формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации.
Слайд 5 – 8
Идеей создания в нашем детском саду «Русской горницы» послужило желание работников дошкольного учреждения познакомить детей с историей и бытом русского народа с его праздниками, обычаями и традициями; приобщением детей к русской народной культуре, что является средством формирования у воспитанников патриотических чувств.
Формирование у детей патриотических чувств является одним из направлений работы детского сада. Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность. Поэтому считаем, что приобщать детей к истокам русской народной культуры необходимо с детства. С этой целью в детском саду создана система работы с детьми по данному направлению.
Не секрет, что часто мы забываем о своих корнях, не знаем обычаев и народных праздников, тем ценнее тот факт, что наши дети знакомятся со всем этим ещё в детстве. Руками педагогов, родителей в детском саду создан музей «Русская горница». Идея его создать возникла давно. Обратились с просьбой к родителям и сотрудникам приносить старинные русские вещи, утварь, орудия труда. Так по крупицам стали появляться экспонаты музея. Выделили помещение и стали обставлять избу.
Ах, как же интересно детям заниматься в этой избе! Посидеть, «испечь» в русской печке пироги, попить чай из русского самовара, потом поводить хороводы, поиграть в русские народные игры, заняться рукоделием. Всему этому учатся дети в нашем саду. Значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов, развивает речь ребенка как связующую нить в общении со сверстниками и взрослыми. У нас накоплен определенный опыт музейно-образовательной работы. Он показывает, что создание музея также способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях.
Слайд 9 - 11
Важная особенность музейных элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
• Музей воинской славы,
• «Золотой петушок»;
• Мини-музей «Чудо-дерево»;
• Мини-музей «Волшебница-вода»;
• Мини-музей «Театральные куклы»;
• Мини-музей «Волшебный мир ракушки» и др.
Слайд 12
Спасибо за внимание!
Список литературы:
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2014 – 368 с.
2. Антонов Ю. Е., Левина Л. В. Как научить детей любить Родину. – АРКТИ, 2003М. :
3. Дыбина О. В. Что было до… Игры – путешествия в прошлое предметов. - М. : ТЦ Сфера, 2001.
4. Журналы «Дошкольная педагогика».
5. Журналы «Дошкольное воспитание».
6. Журналы «Обруч».
7. Карачунская Т. Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ: интегрированные занятия. - М. : ТЦ Сфера, 2005.
8. Князева О. П., Махнаева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., Детство – Пресс, 1998.
9. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ). - М. : ТЦ Сфера, 2004.
10. Маслова Е. Н. Музейная педагогика в детском саду – СПБ., 2007.
11. Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. Мини – музеи в детском саду – М. : Линка-Пресс, 2008.
12. Соколова Н. Д. Мы входим в мир прекрасного /Учеб. Пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2004.