Ольга Павленко
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. С помощью речи люди понимают друг друга, объединяются по интересам и видам деятельности, формируют свои взгляды и убеждения. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – дошкольный возраст.
Связная речь ребёнка представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких или множества предложений, ведь ребёнок не просто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком-то явлении, событии, ощущении. Соответственно, для того, чтобы связно рассказать о чём-нибудь нужно уметь анализировать предмет, выделять его качества, устанавливать причинно-следственные и другие отношения между предметами. И поскольку образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей старшего дошкольного возраста – явление редкое, то необходимо заботиться о своевременном развитии речи детей.
Публикация «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность данной проблемы поставила задачу поиска способов ее решения. Свой выбор я остановили на такой инновационной технологии, как создание интерактивного мини-музея. И направление «Русская изба» .
Интерактивный мини – музей – это музей, где ребенок включается в процесс ознакомления с экспонатами в непосредственной деятельности с ними, реализуя индивидуальные интересы каждого ребенка. Каким образом?
На сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию, которая на протяжении последних нескольких лет приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, издаются книги, методические рекомендации. В настоящее время существуют работы таких авторов, как: Дыбина О. В., Коваль М. Ю., Пантелеева Л. В., Рыжова Н. А.
Цель :Поскольку современная музейная педагогика направлена, в первую очередь, на расширение задач по активизации и развитию речевых, коммуникативных и личностных способностей дошкольника, то опираясь на возрастные и индивидуально-личностные особенности каждого ребёнка, а так же учитывая требования ФГОС ДО, я определила для своей работы следующие задачи:
• выстраивать монологическую речь, развивая умения преподносить знания сверстникам, опираясь на свой опыт;
• обогащать монологическую речь сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями;
• продолжать развивать умение поддерживать диалогическую речь, чётко выражая свои мысли и желания, используя распространённые предложения;
• продолжать формировать умение устанавливать причинно-следственные связи происходящих событий в общении, игре;
• способствовать развитию умения находить различия и сходства среди многообразия представленных экспонатов;
• способствовать развитию самостоятельности в общении с взрослыми и сверстникам.
Продолжая оставаться местом хранения экспонатов и информации, музей становится более эффективной базой для общения, повышения уровня культурно-образовательной сферы, местом проявления индивидуально-личностных качеств человека. В связи с тем, что музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях, событиях, предметах, способен воздействовать эмоционально.
Для изучения и систематизации работы с основным фондом музея по развитию речи разработано календарно- тематическое планирование по направлению «История и быт русского народа», которое включает в себя следующие темы работы:
Тема «Устное народное творчество»
Цель: формировать представления об образе жизни русского народа через знакомство с русским словом, с образностью, яркостью русской речи, устным народным творчеством.
. Тема «История игрушки»
Цель: формировать представления об играх русских людей, о народной игрушке наших предков.
Тема «Народные праздники, обычаи на Руси»
Цель: познакомить с традициями и обычаями русского народа.
Тема «Мастера земли русской»
Цель: дать представления о народном мастерстве, промыслах русского народа.
Тема «Развитие труда»
Цель: формировать представления о труде человека на протяжении времен, его значении для развития человечества, народов.
Тема «Семейные традиции»
Цель: формирование понятия о семье, роде, семейных традициях и обычаях.
С внедрением технологии интерактивного мини – музея в воспитательно- образовательный процесс дошкольного учреждения и использование инновационных компьютерных и других технологий положительно влияют на развитие монологической и диалогической речи, на развитие некоторых психологических, физических и волевых качеств, на поднятие у детей самооценки, умение договариваться, работать в команде. Все вышеперечисленные качества, по моему мнению, подготавливают ребёнка старшего дошкольного возраста к познанию новых и интересных открытий в будущем, а значит, помогают ему быть успешным, любознательным, активным в школе.