Галина Горяйнова
Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал.
Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно, как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И передает народное слово прошлого, поступь настоящего и будущего.
И звучат из поколения в поколения колыбельные песни, сказы, потешки, пословицы и поговорки.
Публикация «Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Дошкольное образовательное учреждение-первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования.
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство наиболее благоприятно для усвоения речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
В конце 20 века в нашу жизнь влиласт огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день очень актуальна.
Произведения устного народного творчества - это источник эстетического, нравственного, трудового, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант русского народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.
Поставив задачу знакомить детей с устным народным творчеством, я понимала, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, с объективными законами красоты.
Свою работу я начала с приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Учитывая огромную значимость устного народного творчества в развитии речевой активности детей работу провожу как на занятии, так и в свободное время.
В разные режимные моменты использую фольклорные произведения:
В младшем возрасте
Во время умывания - потешку «Водичка-водичка.»;
Во время причесывания - «Расти коса до пояса.»;
Во время одевания на прогулку - «Вот они сапожки.»
Колыбельные песни развивают речь детей, обогащают словарный запас за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, о тех предметах, которые близки детям. Мелодичность, напевность песен делает детей мягче, добрее, спокойнее.
Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека.
Пословицы и поговорки использую в процессе повседневного общения с детьми.
- Подбадриваю робкого: «Смелость города берет»
- если ребенок ленится: «Люди жать - а он с поля бежать», «У лодыря Егорки всегда отговорки»;
- во время приема пищи: «Когда я ем, я глух и нем»
- во время одевания на прогулку: «Семеро одного не ждут»
- а если неаккуратно оделся: «Поспешишь - людей насмешишь»
На прогулках, во время наблюдения за цветами: «Весна красна цветами»
Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, научила детей играть в русские народные игры с припевами, такие как «Зеркало», «Гуси, вы, гуси», «У медведя во бору»; научила детей плести венки; научила водить хороводы, где дети не только речевые навыки развивают, но и физические.
Познакомила детей с русскими народными инструментами : гармошка, балалайка, дудка, свистулька.
Большую работу по ознакомлению с народным творчеством провела с родителями, а именно:
- анкетирование;
- неоднократные беседы;
- индивидуальные и групповые консультации;
- родительские собрания;
- раздавала каждому родителю тексты колыбельных песен;
- привлекала родителей к помощи при изготовлении костюмов и атрибутов к русским народным сказкам;
- привлекала родителей к совместной деятельности с детьми (рисование, рассказывание сказок, драматизация сказок и потешек и др.);
- организовывала совместные выставки детских работ;
Проделанная работа дала следующие результаты:
- развитие личности ребенка (улучшение качества речи, развитие мышления, воображения, памяти, двигательной активности, трудолюбия).
- воспитание общечеловеческих нравственных ценностей.
- создание музея народно-прикладного искусства.
- создание выставки работ по народному творчеству (рисунки, поделки, аппликация).
- организация деятельности детей по приобщению к народному творчеству (конкурсы народных песен, хороводов, игр, участие в русском народном празднике «Масленица»).
- развитие отношений д/с и социума.
- разработаны методические рекомендации для родителей и воспитателей по приобщению детей к национальной культуре.
- на районной конференции представлено выступление по теме: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры».
Таким образом, систематически организованная работа с дошкольниками по использованию русской народной культуры благотворно влияет на всестороннее развитие личности.