МААМ-картинки

Консультация «Роль сказки в развитии ребенка»

Нина Янкевич
Консультация «Роль сказки в развитии ребенка»

Из опыта работы воспитателя МКДОУ «Детский сад № 8 «Солнышко» Янкевич Н. Н.

«Роль сказки в развитии ребенка»

У сказки чистая душа,

Как ручеек лесной.

Она приходит не спеша

В прохладный час ночной.

Родной народ её творец,

Народ – хитрец, народ – мудрец,

В нее мечту свою вложил,

Как золото в ларец.

Публикация «Консультация „Роль сказки в развитии ребенка“» размещена в разделах

Как «из песни слова не выкинуть», так из нашей культуры нельзя исключить сказку. Сказка - один из самых распространенных жанров устного народного творчества. На всех языках мира рассказываются сказки, и человечество не расстается с ними с древних времен до наших дней. В чем загадка этих чудных, завораживающих историй, способных покорять сердца детей и взрослых? Сказка как жанр народного творчества несет не только знания и умения, она формирует убеждения, определяет качества личности, направленность интересов на всю дальнейшую жизнь. Во многоликом мире литературных тем устное народное творчество занимает особое место. Каждый из нас в раннем детстве открыл этот волшебный незабываемый мир. Потешки, колыбельные, загадки- все интересно. Но несомненным лидером детских симпатий является сказка, открывающая чудесный мир доброты, взаимопомощи, бескорыстия. Сказки вызывают у ребенка напряженное внимание к зачаровывающим описаниям чудес, необычайных событий, оказывают сильное эмоциональное воздействие. Ребенок пытается разобраться в «пестроте окружающих явлений», он думает о собственной защите и убежище. Есть ли вокруг него какие-то еще добрые силы, кроме родителей? А сами родители — являются ли они доброй силой? Что происходит с ним самим? Сказки дают ответы на эти животрепещущие вопросы. Я не раз замечала, что дети просят вновь и вновь рассказать одну и ту же сказку. Таким образом, у ребенка формируется уверенность, что и на этот раз все кончится хорошо. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «сказка — это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувства, воображение, волю». Творчество обусловлено интересом детей к сказке. Кроме того, выбор темы «подсказан» личностными качествами детей, их стремлением к исследованию, их наблюдательностью, чувством образного слова.

В сказках часто встречаются отрицательные герои,воплощающие определенные трудности. Благополучный исход способствует преодолению детских страхов, возможности победы над собственной боязливостью. А как часто дети стараются подражать сильным и смелым взрослым, но это не всегда получается. А сказка дает такой шанс и указывает путь к достижению цели: надо быть добрым, сильным, смелым. Таковы некоторые психологические истоки привязанности детей к сказкам.

Сказка, способствует удовлетворению духовных потребностей личности, формируя ее творческий потенциал и эмоциональный фон. Детям нужны сказки, потому что они являются необходимой пищей для развития личности.

Сказка на сегодняшний день, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга. «Сказка, - писал В. А. Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, т. е. сопереживать».

Сказка является одним из элементов человеческой культуры, а вернее, ее эстетической стороны. Все сказки мира содержат в себе как рациональную, так и иррациональную сторону жизни.

Значение сказки обусловлено тем, что, слушая ее, ребенок имеет возможность, опираясь на реально-бытийные моменты сказки, психологически принять ее иррациональные моменты. Она создает богатые возможности для развития творческих способностей детей, воображения (М. М. Безруких). Сказка как вид культуры, как отражение жизненного опыта определенного народа имеет огромное значение в развитии ребенка.

Во-первых, сказка выполняет функцию социализации, т. е. принятия новых поколений к общественному и этническому опыту. А. С. Пушкин писал: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». В сказках нет прямых нравоучений. Во-вторых, сказке присуща креативная функция, т. е. способность выявлять, формировать, развивать и реализовать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление. Формируя привычные навыки, знания и умения, цель взрослого сформировать у ребенка интерес не только запоминание информации, но и творить в создании, на имеющейся уже информации, новых сюжетов или новых образов. Этап формирования творческого потенциала предполагает единство как репродуктивных, стандартных, так и новаторских, креативных элементов.

В-третьих, признак настоящей сказки - хороший конец, психологическая защищенность, философское осмысление действительности.

В-четвертых, сказке присуща культурно-этническая функция. Сказка отражает в себе хозяйственно-бытовой уклад определенного народа, его особенности менталитета, язык. Поэтому через сказку ребенок усваивает богатство этнической культуры. В-пятых, через сказку формируется лексико-образная функция, способность формировать языковую культуру личности, владение многогранностью и многозначительностью народной речи

В-шестых, вполне естественно выделить развивающую терапевтическую функцию сказки. Терапевтическую функцию можно осуществить через «сказкотерапию». Сказкотерапия - это терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные стороны личности. В сказке присутствует и функция профилактики, функция воспитания здорового образа жизни, охрана человека от пагубных увлечений и т. п. В частности, сказки могут служить хорошим пособием при проведении любого занятия. При работе со сказкой делается акцент не на приобретение знаний, умений и навыков, а на развитие личности, творческой сущности ребенка (в процессе работы). Важным моментом является само общение, как взаимодействие субъектов, оно эмоционально насыщено фантазией. Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка :

• Потребность в автономии (герой делает свой выбор)

• Потребность в компетентности (герой способен все преодолеть).

Потребность в активности (герой постоянно действует).

Сказка - это средство эмоционального погружения ребенка в новую область знаний, сказки группируются по тематическим разделам, охватывающим самые важные для малышей темы:

- семья и друзья – «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Крошечка – Хаврошечка» и т. д. эти сказки воспитывают у детей сострадание и потребность заботы о том, кто нуждается в помощи, защите.

- мир животных – сказки «Лисичка – сестричка и серый волк», «Гадкий утенок», «Три медведя» и т. д. вызывают у ребенка напряженное внимание к зачаровывающим описаниям чудес, необычайных событий, оказывают сильное эмоциональное воздействие. Ребенок спрашивает себя : кто я? Откуда произошел? Как появились люди и животные? В чем смысл жизни?

- окружающий мир – сказки «Девочка Снегурочка», «Ветер и солнце»,» Лягушка – путешественница» и т. д. воспитывают доброту, внимание к природе, всему живому пробуждает любовь к родному краю.

- труд людей и их профессии – сказки «Крылатый, мохнатый да масленый», «Айболит», «Золушка, или Хрустальная туфелька» и т. д. эти сказки рассказывают ребенку о разных профессиях, пробуждают у него чувство уважения к трудящемуся человеку, бережное отношение к результатам труда, развивают у ребенка самостоятельность, сообразительность, настойчивость, желание добиться положительного результата.

Чтобы вызвать у детей желание заниматься, важно заинтересовать ребенка с первых минут. Для этого я продумываю необходимые методические приемы, которые помогут решать поставленные задачи. Поставленные задачи будут успешно решаться только при использовании открытых педагогических методов обучения. (приложение)Сказки являются бесценными помощниками при формировании различных математических представлений у дошкольников.

Так сказка «Колобок» помогает формировать количественный и порядковый счет, а также геометрические представления (круг, шар). Сказка «Три медведя» помогает формировать количественный и порядковый счет и представления о величине (размере, сказка «Маша и медведь» помогает формировать количественный и порядковый счет, временные представления (части суток, представления пространственные о величине (размере) и форме (приложение)

В экологическом воспитании сказка относительно новое явление: она по сути своей противоположна природной действительности, в ней происходят нереальные события, чудесные превращения. В природе, наоборот, все взаимосвязано, для нее характерно течение в определенном русле и строгая смена закономерных явлений, событий. Природа – структура, в которой все взаимосвязано, все определяется причинно-следственными связями. Животные, герои сказок, часто ведут себя как люди, наделены речью и человеческими качествами формирование у детей реалистических представлений о природе только через сказку невозможно. Но сказка, представленная сочетанием образного слова с иллюстрацией в книге или с театрализацией, оказывает большое влияние на эмоции ребенка. (приложение)

В настоящее время все больше детей с речевыми нарушениями. Не секрет, что ребенок с «плохой» речью не всегда может активно проявить себя, и от этого зачастую страдает его самооценка. Известно, работа над звукопроизношением достаточно трудна и не всегда интересна, а вот элементы театрализованной деятельности детям на занятиях и в других режимных моментах нравятся, поэтому эти два направления с целью эффективного формирования звуковой культуры речи можно объединить. (приложение)

Распахивая, перед детьми волшебные двери в сказочную страну я учу их доброте, любви, взаимовыручке, доверию к миру, умению преодолевать трудности, любознательности.

Таким образом, я могу смело утверждать, что у меня в руках есть ключик к детскому сердцу. Ключик этот – сказки!

Приложение

Описание методов и методик, которые я использую в своей работе.

1 Доступность и индивидуальность – данный принцип предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий – это достигается правильным распределением материала на занятии. Индивидуальность – это учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок имеет свои функциональные возможности, поэтому материал усваивается по-разному.

2 Постепенное повышение требований, заключается в постановке перед ребенком все более трудных заданий и их выполнения. Для этого необходимо чередовать нагрузки с отдыхом.

3 Систематичность – это непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.

4 Наглядность является основным принципом в обучении детей художественному творчеству. Любую работу ребенок должен увидеть, потрогать, почувствовать и только потом выполнять её по показу педагога. Педагог выполняет работу, а дети повторяют ее вместе с ним.

5 Методические приемы, которые вызывают у ребенка желание заниматься – это такие методы как показ, словесный, игровой, иллюстративно-наглядный.

Публикации по теме:

Консультация для родителей и педагогов «Роль баскетбола, пионербола и волейбола в развитии ребенка»Консультация для родителей и педагогов «Роль баскетбола, пионербола и волейбола в развитии ребенка» Я очень люблю спорт. Но особенно играть в волейбол, пионербол,баскетбол. И когда к нам приезжают дети, которым не противопоказаны по.

Консультация для родителей «Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка» Доброго всем настроения, уважаемые коллеги! Поскольку одним из приоритетных направлений моей деятельности является развитие эмоциональной.

Консультация для родителей «Роль строительной игры в развитии ребенка»Консультация для родителей «Роль строительной игры в развитии ребенка» Я б в строители пошел,пусть меня научат! Особое место среди игр дошкольников занимают строительные игры. Ведь строительная игра — прежде.

Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей»Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Сказка-это воображаемый мир с вымышленными героями. Сказки.

Консультация для родителей «Ведущая роль общения в развитии ребенка»Консультация для родителей «Ведущая роль общения в развитии ребенка» Общение со сверстниками занимает ведущую роль в развитии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков. Ребенок трех.

Консультация для воспитателей и родителей «Роль пальчиковых игр в развитии ребенка» Уважаемые родители, коллеги. Сегодня мы с вами поговорим о роли пальчиковых игр в развитии ребенка. Сначала я хочу поиграть с вами в самую.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка» «Роль воспитателя в развитии личности ребёнка" В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный.

Родительское собрание «Роль компьютера в развитии ребенка»Родительское собрание «Роль компьютера в развитии ребенка» В нашей группе состоялось родительское собрание. Цель: донести до сознания родителей необходимость соблюдать требования и правила здоровье.

Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенка Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенкаФормирование личности не может ограничиваться лишь рациональным образованием.

Роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенкаРоль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенка «Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем он богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Роль сказки в развитии ребенка»
Опубликовано: 12 января 2022 в 01:36
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД