Елена Безрукавая
Занятие в средней группе «Роль снега и льда в жизни растений и животных»
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАДАЧИ: Формировать представления о жизни снега и льда в жизни растений и животных,о приспособленности некоторых животных к жизни в условиях вечных снегов и льдов (Арктика)
МАТЕРИАЛЫ : Иллюстрации зимующих под снегом животных,замерзшего водоема,Арктики с некоторыми их обитателями.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Наблюдения на прогулках,экспериментирование в группе.
Публикация «Занятие в средней группе „Роль снега и льда в жизни растений и животных“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
Ход ЗАНЯТИЯ
В. -Ребята снег часто сравнивают с одеялом,которое зимой укрывает землю. Почему так говорят?
Д. -Снег согревает землю.
В. -Для чего мы укрываемся одеялом?
Д. -Чтобы было теплее.
В. -Но ведь снег холодный,значит это "холодное" одеяло.
Помните мы с вами проводили опыт:брали две бутылки с теплой водой.
В начале прогулки одну бутылку помещали под снег,а другую на его поверхности.
В конце прогулки мы трогали бутылки,чтобы выяснить в какой из них вода остыла быстрее.
Д. -В той,которая была на поверхности снега.
В. -Значит,под снегом тепло сохраняется лучше.
Поэтому корням растений,травам и их семенам под толстым слоем снега не страшен мороз.
На полях люди специально задерживают снег,чтобы получить хороший урожай хлеба. А нужен ли снег животным?Может он им только мешает?
Оказывается,многих из них снег согревает.
(Показываю иллюстрации животных,зимующих под снегом)
Мыши строят под снегом целые лабиринты с норками и бегают по ним.
Лисица знает об этом и иногда специально ищет такие мышиные лабиринты,чтобы поймать мышку. Снег укрывает и утепляет берлогу медведя. Под снежным покровом в земле зимуют кроты и дождевые черви,личинки насекомых,муравьи. Залезает под сухие листья ежик,которого тоже укрывает снег.
(Показываю картинку замерзшего водоема,по которому ходят или катаются на коньках люди.)
В. -Можно ли ходить по реке или по озеру летом?
Д. -Нет.
В. -Почему же тогда по зимней реке ходят люди?
Может художник ошибся и что-то перепутал?
Д. -Когда сильный мороз вода замерзает.
Лед становится толстый и по нем можно ходить.
Кататься на коньках,санках.
(Раздаю детям льдинки, которые получились в результате замораживания воды.)
В. -Что случилось с водой в формочках?
Д. -Она замерзла.
В. -Вот так же в реках и озерах сверху вода замерзла.
А внизу,подо льдом,остается вода,там теплее.
ЗАГАДКА
Рыбам в зиму жить тепло:
Крыша-толстое стекло. (Лед)
В. -Лед становится прозрачной крышей для тех, кто зимует под водой:для рыб,улиток,растений. Многие из них зимуют на дне. Правда,когда лед бывает слишком толстым,в озере может не хватать воздуха. И тогда подводным обитателям трудно дышать,чтобы помочь им,люди делают во льду специальные отверстия-лунки.
ИГРА:"Хорошо-плохо"
В. -Снег-для животных хорошо,потому что.
Д. -Спасает от морозов,как теплое одеяло,под ним можно спрятаться.
В. -Снег для животных плохо,потому что.
Д. -Многим трудно найти под снегом еду,по глубокому снегу трудно передвигаться.
В. -Лед-это хорошо.
Д. -Он, как крыша,укрывает реки,озера,благодаря чему в воде могут зимовать многие животные и растения.
В. -Лед-это плохо.
Д. -Многим животным тяжело ходить по льду,а в реке из-за толстого слоя льда может не хватать воздуха.
(Показываю карту и вместе с детьми отыскиваю на ней белые пятна (Арктику на севере.)
В. -Белый цвет-это цвет снега и льда. В таких местах они никогда не тают,потому что здесь всегда холодно.
(Дети рассматривают картину).
В. -Смотрите какие большие плавающие в море льдины.
В Арктике живут белые медведи,моржи. Все они не боятся холода,так как их согревает толстый слои жира. Кроме того,у белых медведей-теплая,густая шуба. В снежной берлоге у белых медведей даже рождаются медвежата.
Снег,лед помогают многим животным пережить зиму и не замерзнуть. На Земле существуют места,где всегда холодно. Среди снегов и льдов обитают животные,которые приспособились жить даже в таких суровых условиях.
В. -А сейчас мы выйдем на улицу и проверим достаточно ли снега под деревьями,на клумбах,если нет-сгребем в эти места. Чтобы корням деревьев и растений было зимой тепло.